Слайд 1Презентация преподавателя Медицинского колледжа Военно -медицинской академии им.С.М.Кирова
Степанян Г.Г
Современное
искусство, которое мы не знаем
Слайд 2Медиаискусство — это вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью
современных информационно-коммуникационных (или медиа) технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет.
Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».
Слайд 3Медиаискусство включает в себя несколько жанров, различающихся в зависимости от
типа используемых технологий и формы представления произведений:
видеоарт (в том числе виджеинг)
саундарт
медиаинсталляция (иногда также
медиаскульптура)
медиаперформанс
медиаландшафт (или медиасреда)
сетевое искусство (интернет-арт или нет-арт, иногда также веб-арт)
Слайд 4Виды сетевого искусства
Сетевое Искусство
Art on the net
интерактивное net-art
статичное интерактивные музеи флеш-моб
Слайд 5Однако типология жанров и форм медиаискусства может не ограничиваться этим
списком, так как это чрезвычайно гибридный в техническом и методологическом
отношениях вид искусства, интенсивно развивающийся вместе с эволюцией технологий.
Слайд 6
Интересы искусства новых медиа часто лежат в сфере телекоммуникаций, средств массовой
информации и цифровых способов представления произведений искусства и привлечения к
ним внимания, используя практики концептуального и виртуального искусства, а так же перформанса и инсталляции.
Слайд 7Инсталляция Эдуардо Каца “Genesis
Инсталляция Эдуардо Каца “Genesis
Слайд 8История
Истоки медиаискусства можно проследить до первых изобретений с движущимися фотографиями
в позднем 19 веке, таких как зоотроп (1834), праксиноскоп (1877) изоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879)
Слайд 9Начиная с 1960-х годов наблюдается повышенный интерес художников к электронной
технике и информационным системам как культурной среде. Как показала ретроспектива
раннего видео-арта, организованная в рамках “Арс Электроника” (1992), одновременное возникновение видео-арта и электронной техники нового поколения в конце 60-х годов (а далее медиа-арта и информационных технологий) явилось уникальным событием: художник и инженер стали неразлучны, вступив в творческий диалог, который объединил машину и произведение искусства, показав беспрецедентный сплав их формы и функции. Важным фактором развития медиа-арта явился интерес к отдельным выразительным средствам аудио- и визуальных искусств: свету, движению, звуку, а затем – и компьютеру, как возможному инструменту создания художественного произведения.
Слайд 10Влияние науки и технологии на искусство стало бесспорным, а именно
с 1960-х годов до наших дней мы наблюдаем:
Включение в поле
интереса художников научных и технических проблем, таких как взаимодействие человека и компьютерных систем, создание искусственного интеллекта,
Появление феномена виртуальной реальности,
Использование художниками компьютерных технологий и применение сложных инженерных решений,
Сотрудничество с профессионалами в технической сфере – создание междисциплинарных художественных объединений.
Слайд 11.
World Skin”/«Кожа Мира» (1997) Маурицио Болоньини,
интерактивная инсталляция виртуальной реальности
Слайд 12В книге “New Media Art” Марк Трайб и Рина Джана назвали несколько тем к которым обращается современное искусство новых медиа:
компьютерное искусство, сотрудничество, личность, апроприация, открытый код, телеприсутствие, наблюдение, пародирование корпораций,
а также воздействие.. В книге «Postdigitale» Маурицио Болоньини предполагает, что все медиа художники имеют один общий знаменатель, которым является отношение с новыми технологиями - результат обнаружения себя внутри определяющей эпоху трансформации, создаваемой технологическим развитием.
Слайд 13Искусство новых медиа проявляется не как набор однотипных практик, а как сложная
область, сходящаяся на трёх основных элементах:
1) система искусств, 2) научные и промышленные исследования, 3) политико-культурный медиа активизм. Существует значительное различие между художниками-учеными, художниками-активистами и технологическими художниками, более близкими к системе искусств и имеющими не только разное образование и уровень технологической культуры, но и абсолютно разные результаты художественной деятельности.
Слайд 14Определение современнного искусства от Макса Фрая
Медиа искусство, или media
art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии -
такие, как интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или через эфир. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы (такие, как телевизор или мобильный телефон) используются медиа-художниками в необычном ключе - на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции.
Слайд 15
Видео-арт — направление в изобразительном искусстве, использующее для выражения художественной
концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.
Слайд 16Видео-арт
Чернышев-Ефимов-Шульгин "Electroboutique"
Слайд 17Саунд-арт (англ. Sound art) — направление медиаискусства, в основе которого лежит построение художественных произведений
на основе звука. Обычно, — вне рамок существующей музыкальной традиции.
Как и многие другие
направления современного искусства, саунд-арт существует как в своей непосредственной форме работы со звуком, так и объединяясь с музыкой или голосом. Саунд-арт часто представляет собой эксперименты в области акустики, психоакустики, шумовой музыки, программирования.
Слайд 18Panopticon: The Singing Ringing Tree
Слайд 19Медиаинстоляция
Интерактивная инсталляция Александры Дементьевой "Поле контакта" в рамках проекта
«Арт-ночь»Зрители своим дыханием зажигают знак PLAY на лужайке Университета делая
его посадочной площадкой для посланцев иных миров. Презентация состоялась 18 июня 2011 г
Слайд 20 МЕДИАЛАНДШАФТ (MEDIASCAPE) Термин, предложенный А.Ападураи) для указания на вездесущий характер
средств массовой коммуникации в современных обществах. При этом имеется в
виду не только доступность множества типов массовой коммуникации, но и то, что они пронизывают собой все, становясь частью повседневной жизни. Средства массовой коммуникации вследствие этого превращаются в решающий фактор отвлеченной (imaginative) жизни людей в современном мире.
Слайд 21Нет-арт (или «сетевое искусство»; англ. net.art, Internet art) — вид медиаискусства, которое использует в качестве основного
средства выражения среды глобальной сети Интернет.
Слайд 22Существует большая проблема киберкультуры, не только какого-то там медиа-арта. Создатели
компьютера принесли в мир великую вещь, почти идеально гениальное изобретение.
Всё в нем просто великолепно. Работает как надо, открывает новые горизонты. Перелопачивает время и пространство.
Допущена только одна ошибка: компьютер был создан для людей.
Человек – самое слабое звено в работе компьютера. Машина может всё, но только при участии человека. Это симбиотический инструмент. Ну, а человек - ленив, необучаем, хронически несовершеннен. Он не способен организовать свое мышление и поддержать драйв. Он не использует возможности машины и на десять процентов, просто потому что не хочет.
В числе всего прочего, отвергаемого человеческим большинством из рук машины, где-то в конце списка затерялось и цифровое искусство.
Слайд 23Формулировка профессора Моники Фляйшманн из Института Медийных Коммуникаций, Германия, прозвучавшая
на Московском Медиаконгрессе 2000: "Если мы не поддержим электронное искусство
и медийную культуру, то мы от господства техники проиграем нашу культурную жизнь".
Слайд 24Вот проект 2011 года, телефонная пьеса «Ромео и Джульетта говорят
по телефону». Некое вольное изложение Шекспира, в адаптации к московским
телефонным сетям. Краткое содержание: два влюбленных виртуальных существа могут встречаться только в киберпространстве. А точнее, на телефонной линии. Их страдания безмерны, но причина - не в войне Монтекки и Капулетти, а в отсутствии физических тел. Безвестный создатель-программист наделил Ромео и Джульетту неиссякающей страстью друг к другу и посчитал, что для развития истории достаточно будет цифровой, нематериальной плоти. И это, конечно же, оказалось чудовищной ошибкой!
Проследуем же внутрь коллизии через ключевой диалог пьесы:
Слайд 25Джульетта
...Проклятье цифры надо мною реет.
Ты был бы ты, когда б
не виртуальность!
Что виртуальность? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь
и руки?
Неужто нет и версии другой?
Что значит цифра? Роза пахнет розой,
Пока не оцифрована она.
Ромео из костей и мяса был бы
Тем верхом совершенств, каким он был задуман.
Верни создателям свой код, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен.
Слайд 26Ромео
О, по рукам!
Джульетта
Кто это проникает
В мои мечты заветные?
Ромео
Не смею
Назваться номером
серийным... Его
Благодаря тебе я ненавижу...
Джульетта
Десятка слов не сказано у нас,
А
как уже знаком мне этот голос!
Ведь ты Ромео? Созданный программой?
Ромео
Не вспоминай об этом! Говори другое...
Слайд 28Медиа-художники – люди для будущего. Их время обязательно настанет –
просто потому, что следующие поколения уже не боятся компьютера.
Слайд 29Художники во все времена стремились осваивать, обживать неизвестные пространства ,
используя механизмы, краски, позаимствованные у отрасли самолетостроения, железные каркасы со
свалок, образы и символику новых городов, форму и настроение политических течений и общественных событий, и даже чисто теоретические построения.
Слайд 30
А”
Абсурд
Напомню, что для абсурда характерно, в частности, подчеркнутое отсутствие причинно-следственных
связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия. Ничего удивительного,
что абсурд - это практически "наше все". Склонность к абсурдному мышлению - неотъемлемая, возможно даже фундаментальная часть нашего общего менталитета, способ самозащиты и "абсолютное оружие" в партизанской войне с действительностью.
далее...
Авангард (-изм)
Как выяснилось, популярным медвежьим капканом, идеально приспособленным для охоты на начинающих искусствоведов, является вопрос: "чем отличается авангардизм от модернизма?" Сформулировав для себя этот вопрос, я содрогнулся. Потому как он до сих пор остается спорным; есть несколько устойчивых традиций понимания различий между авангардом и модернизмом.
далее...
Слайд 31Пример урока по современному искусству
Слайд 32Учебный предмет: мировая художественная культура
Целевая аудитория: 10 – 11 классы
общеобразовательной школы.
Слайд 33 Современное искусство — демократическое, так как использует повседневный материал,
занимается реальностью, и поэтому узнаваемо... Искусство — это всегда также политическое соприкосновение.
Но оно не должно быть связано ни с политикой, ни с государством. Оно должно быть абсолютно независимым… Акилле Бонито Олива
Слайд 34Творчество современных художников – что это: искусство или вандализм?
1. Что такое искусство? Какие критерии характеризуют понятие «искусство»? 2. Назовите известные вам художественные стили. 3. Какие временные рамки относятся к понятию «современное искусство»? 4. Какие современные художники и стилевые направления вам известны?.
Слайд 35Методические задачи:
1. Повторить и закрепить знания о стилях и временных этапах развития изобразительного искусства. 2. Освоить понятие «современное искусство». 3. Ознакомить с современным изобразительным искусством, его стилями, представителями. 4. Научить чувствовать и различать стили, анализировать, кратко и аргументировано излагать свои мысли устно и письменно.
Слайд 36Проблемные вопросы:
1. Почему оценка современного искусства так неоднозначна?
2. Какие доводы можно привести «за» и «против» современного искусства? 3. Что вы считаете искусством? 4. Какие процессы влияют на характер искусства? 5. Почему вам нравится или не нравится современное изобразительное искусство?
Слайд 37Этапы и сроки проведения проекта. Этап 1. Время урока –
45 мин. Введение в тему. Искусствоведческий рассказ учителя – 10
мин. Диалог с классом – 10 мин. «Мозговой штурм» (формулирование тем исследования учеников) – 10 мин. Формирование групп для проведения исследований, выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 10 мин. Обсуждение со школьниками возможных источников информации
Слайд 38Этап 2. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в
группе. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – одна учебная
неделя. Обсуждение и утверждение тем презентации по отчету о проделанной работе – 25 мин. Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе - одна учебная неделя. Защита полученных результатов и выводов – 45 мин.
Слайд 39Информационные ресурсы. http://www.kinoart.ru/magazine/archive/ http://smallbay.ru/johnson.html ru.wikipedia.org/wiki/Актуальное_искусство www.winzavod.ru www.museum.ru/M2631 www.svobodanews.ru/…/Transcript/291361.html