Слайд 2Пользователи, которые зарегистрировались на вебинар, получат презентацию после его завершения.
Слайд 3Заказать сертификат:
service.pedsov.ru/zakaz-sert-MK
Заполните заявку
Введите номер заявки (из письма), выберите способ
оплаты и оплатите сертификат
При оплате через платежную систему Payanyway сертификат
м/к будет отправлен вам на эл. почту в течение 2-3 минут.
Сертификат участника мастер-класса
Стоимость 180 рублей
Слайд 4Взаимодействие семьи и образовательного учреждения регулируется огромным количеством нормативно-правовых актов
различного уровня: от международных до локальных, касающихся деятельности конкретного образовательного
учреждения.
Семья здесь рассматривается как первый из двух главных субъектов взаимодействия в сфере воспитания и образования ребенка.
Родитель в новой парадигме образования - это и заказчик, и участник реализации, и контролирующий результаты образовательной деятельности субъект, а следовательно, возникает необходимость постоянного пребывания в состоянии “включенности” в образовательный процесс, повышения родительской, педагогической, психологической, а также правовой компетентности.
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Слайд 5Так, являясь заказчиком образовательных услуг, сначала “…родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют право выбирать … формы получения образования и формы
обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность…” (Федеральный закон “Об образовании” №273-ФЗ, ст 44 п 3.1).
Затем, согласно новым государственным стандартам, обучающиеся, их родители (законные представители), участвуют “…в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…” (ФГОС НО, п 22).
СЕМЬЯ - ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ
ЛИЦО ВСЕХ ЭТАПОВ
Слайд 6Таким образом, вместо пассивного наблюдателя и придирчивого критика школа в
новой парадигме образования получает лояльного сотрудника, постоянно сопровождающего процесс обучения
и воспитания, корректирующего и направляющего его, параллельно обогащаясь новыми знаниями и компетенциями
“ …Программа должна обеспечить развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, учет культурных и социальных потребностей их семей” (ФГОС , п 18.2.3).
Слайд 7При таком обилии прав, свобод и привилегий, ответственность, которая и
ранее декларировалась нормативно-правовыми актами, значительно возрастает: родители (законные представители) несовершеннолетних
“… несут ответственность за полноценную реализацию прав ребенка на образование: … несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка...” ( Конвенция ООН о правах ребенка, ст 18 );
“… обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования…” (СК РФ, ст 63, п 1,2);
“… несут ответственность … за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению…” (№120-ФЗ, ст 9, п 4)
Слайд 8Как мы убедились, каждый нормативно-правовой акт в сфере образования имеет
основанием семью как фундаментальную основу реализации права ребенка на получение
образования.
Любой дефицит в знании правовых норм, как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения ведет к спекуляциям, необоснованным требованиям взаимодействующих субъектов друг к другу и, как следствие, нарушениям логики образовательного процесса.
Слайд 10«первейшее условие их взаимодействия — исчерпывающее представление о функциях и
содержании деятельности друг друга, так, чтобы эти субъекты имели возможность
понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате»
Н.Е.Щуркова
Слайд 11Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная
деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры,
постижение ее ценностей и смыслов.
Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
(лаборатория проблем образования родителей Волгограда)
Слайд 12Деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия: искажает форму и содержание образования,
дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы, что приводит к
необратимым последствиям в образовательной сфере.
Слайд 13Рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия: осуществляется посредством строгого контроля за
развитием отдельных качеств (свойств, элементов и т.д.) без учета целостного
подхода к процессу развития и формирования личности (системы).
Слайд 14Реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия обеспечивает решение тактических - ближайших
задач в педагогическом процессе, необходимых для сохранения целостности личности (системы)
на определенном уровне достижений, однако не учитывает перспективу и стратегию развития.
Слайд 15Конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия не только обеспечивает целостность, субстанциональную
связь, необходимую для полноценного жизнеобеспечения личности (системы), но и создает
условия для дальнейшего ее развития, оптимальной адаптации к динамичной среде.
Слайд 16
Сущностные характеристики взаимодействия:
ценностные ориентации
позиция во взаимодействии
мотивация
эмоциональные
проявления
обмен информацией
организация совместных действий
Слайд 17Профессиональная компетентность педагога - интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные
проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной
педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (ФГОС по направлению «Педагогика»)
Слайд 18Компетентность родителя - способность разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных
с развитием личности ребенка.
Ключевые компетентности родителя -
способность понимать
потребности ребенка и создавать возможности их удовлетворения, делая ребенка счастливым;
способность видеть происходящие с ребенком события с т. зрения перспективы развития ребенка (физического, интеллектуального, социально-эмоционального, духовно-нравственного)
(Е.С.Евдокимова, НИЛ проблем образования родителей ГОУ ВПО «ВГПУ»).
Слайд 19По тому, как дети и взрослые отвечали на вопрос «Что
есть любовь и как мудро любить другого человека?» мы все
больше убеждались в том, как важно Ребенку и Родителю быть любимыми, хорошими, способными! И не случайно, поскольку именно эти базовые устремления (как утверждают исследователи, и не только они) обеспечивают целостное, устойчивое развитие Человека.
ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛЮБОВЬ.
ИХ РОДИТЕЛИ ТОЖЕ!
КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ.
Слайд 20Что мы наблюдаем в реальности? К сожалению, вместо любви нередко
учителя «дарят» семье ненависть, хамство! Вместо того, чтобы хвалить, поощрять,
поддерживать педагоги критикуют! Вместо того, чтобы развивать способности, воспитатели, учителя, классные руководители поучают. И это происходит на родительских собраниях, лекциях…. Вместо того, чтобы взаимодействовать, педагоги воздействуют на родителей, выбираю тактику манипулирования!
Слайд 21На протяжении многих лет учреждениями образования (в т.ч. профессиональными) транслировался
и продолжает транслироваться один и тот же образ «работы» детского
сада (школы) с родителями, который можно обнаружить как в мыслях, так и в высказываниях педагогов: «Я владею педагогической культурой, а вы нет!!! Я знаю и имею право просвещать. Вы не имеете этого права и достаточных оснований! Я могу Вас привлечь к совместной деятельности, но только в тех формах и в то время, когда мне это будет удобно… Я сам все спроектирую и спланирую за Вас, Вам только нужно все в точности исполнить. Я все о Вас узнаю посредством диагностических методик, но не позволю Вам узнать меня…».
Слайд 22Организуя собрания, лекции родительского университета в монологических формах, и наблюдая
из года в год слабую активность родителей, а иногда и
отторжение, большинство педагогов не осознает, что культура работы с родителями мало продуктивна, в т.ч из-за того, что в ней отсутствует любовь и понимание
Слайд 23Полагаю, не единожды Вы становились свидетелями следующего диалога между педагогом
и родителем:
П: Мы Вас ждали на родительское собрание. Почему
Вы не пришли?!
Р. Я не могла прийти, у меня возникли сложности на работе…..
П: Как всегда у Вас одни отговорки. Позвольте. Это что мне нужно?! Нет, это Вам нужно! Он Ваш сын, а не мой… А Вам, почему-то безразлично его развитие, низкие оценки по предметам.
Слайд 24Позволю предположить, что причиной сохраняющихся непродуктивных, разрушительных отношений выступают стереотипы
сознания и поведения (привычки смотреть через призму критики). Для того,
чтобы обнаружить связь этой причины и следствия, педагогам нужно перейти на другую ступеньку развития, где ориентирами выступают не воздействие на семью, а взаимодействие, не насилие, а любовь!
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ
ДАННЫЕ СИТУАЦИИ?
Слайд 25Культурными формами взаимодействия выступают:
со-единение, со-весть, со-знание, со-гласие, со-причастие, со-ответствие,
со-мнение, со-творчество, со-зидание, со-звучие, со-зерцание, со-трудничество, со-переживание, со-чувствие, со-дружество, со-радость,
со-жаление.
А организационными формами взаимодействия могут быть: семейные клубы, ассамблеи, воскресные семейные объединения, семейный театр и мн. другое.
Слайд 26Взаимодействие школы и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по
спирали.
Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к
высокому уровню спирали) в системе «школа-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в школу и до его выпуска из нее.
Слайд 271 фаза. Открытие.
Задачи:
Знакомство с достижениями сторон (семьи и образовательной
организации) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.
2 фаза.
Прояснение ожиданий.
Задачи:
Выяснение семьей и школой ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.
3 фаза. Согласование.
Задачи:
Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия школы и семьи с опорой на ответственность сторон.
Слайд 284 фаза. Оформление документов
Задачи: Составление договора о сотрудничестве школы и
семьи.
5 фаза. Проектирование взаимодействия.
Задачи: Совместное создание программы и плана
взаимодействия школы и семьи в проблемном поле воспитания обучающихся.
6 фаза. Социально-педагогический мониторинг.
Задачи: Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия школы и семьи (в системах «родители - дети», «педагоги- дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.
7 фаза. Рефлексия.
Задачи: Критический анализ и оценка результатов взаимодействия школы и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга.
Слайд 29Метод «Выбери дистанцию»
Первый этап— социально-педагогическая диагностика — направлен на выявление
достижений и трудностей сторон взаимодействия, анализ и оценку особенностей взаимодействия
педагогов с родителями.
Слайд 31Метод «Вопросно-ответное общение»
Слайд 32Метод «Круглый стол»
Второй этап — рефлексии — ориентирован на помощь
в осознании проблемного поля взаимодействия педагогов и родителей, соотнесение его
с имеющимся опытом, выделение педагогами и родителями зон особого внимания.
Слайд 35Этап проектирования призван решать задачи разработки проекта повышения эффективности взаимодействия
педагогов и родителей, поиска эффективных методов и форм преодоления трудностей
во взаимодействии, составления программы комплексной деятельности воспитывающих взрослых, направленной на развитие новых отношений между школой и семьей.
Метод «Составление карты мыследеятельности»
Слайд 38Этап реализации проекта и его мониторинга характеризуется определением качества взаимодействия,
сбором, изучением и систематизацией данных, позволяющих определить качество взаимодействия педагогов
и родителей.
Метод «Учебные станции»
Слайд 39Этап анализа включает анализ и оценку степени значимости взаимодействия, определение
степени и причин несоответствия во взаимодействии и его качества.
«Анализ видеозаписи
мероприятия»
Слайд 41Как дети, так и их родители нуждаются в педагогах, владеющих
иными, более совершенными способами взаимодействия; в педагогах, желающих протянуть руку
помощи, готовых к созиданию ШКОЛЫ ЖИЗНИ не только для детей, но и для воспитывающих взрослых, на уроках которой родители и педагоги (также, как их дети на уроках математики, письменно-речевой деятельности) будут думать о миссии родителя, ребенка; о родительской любви и сердечности, об ответственности за слова, которые мы говорим друг другу; о постижении красоты; о бережном отношении к миру; о самопознании, самовоспитании и самосовершенствовании.
Школа Жизни в этом контексте для нас мыслится, как СО-БЫТИЕ, где каждый имеет право на любовь, уважение и понимание.