Слайд 1Рисунок может создаваться одними линиями (линейный рисунок) или при помощи
тональных пятен (тональный рисунок). На начальном этапе сначала делается линейный
рисунок-построение, потом накладывается тон. Существует ещё техника пуантелизма (рисование точками), но это трудоемкий процесс, поэтому чаще точками выполняют небольшие по размеру работы.
Примеры линейного рисунка:
Слайд 5В нашей работе мы будем использовать линейный (для набросков и
построения предметов) и тональный
рисунки. Теперь рассмотрим способы штриховки:
Слайд 7Чтобы правильно распределить тональные соотношения, можно перед штриховкой делать тональную
шкалу.
Так будет проще сделать самые темные и самые светлые
места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая
шкала выглядит так:
Слайд 8А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости:
Слайд 9Упражнения для отработки штриха и глазомера:
Лучше взять карандаш средней
мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе
грязь, ластик стоит
использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком
остро — мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Нажим должен быть не сильный, всегда одинаковый.
Рисуем на листе А3 тонкие вертикальные линии, стараясь соблюдать между ними одинаковое
Расстояние (не более 2 мм). Лист бумаги расположить вертикально. Заштриховать весь лист. Потом то же
сделать горизонтальными линиями. Линии вести без отрыва, линейку не использовать.
2. Делим лист бумаги А3 на четыре части и отрабатываем в каждом углу отдельно вертикальную,
горизонтальную и диагональную штриховку, равномерно заполняя штрихами все пространство.
3. Рисуем квадрат примерно посредине листа (со стороной примерно 20 см). Не старайтесь нарисовать
его четырьмя идеальными линиями, от одного угла до другого, штрихи могут выходить за границы угла,
пока линии не образуют ровный квадрат. Вписываем в квадрат круг. Движение лучше делать широким,
от локтя, а не от кисти, так будет проще сделать ровную линию, стороны круга, должны касаться сторон
квадрата. Не пытайтесь сразу нарисовать ровный круг, чем больше дополнительных линий вы нарисуете
в поиске правильной формы, тем лучше. Далее штрихуем круг диагональными линиями справа налево
и слева направо.
4. На А3 рисуем ряд одинаковых фигур небольшого размера от 3 до 5 см, стараясь сделать их одинаковыми
по размеру и расстоянию между фигурами. Начать лучше с квадратов, добавить прямоугольник, круги,
треугольники и все что вам захочется. Потом штрихуем в направлении слева направо по диагонали все
фигуры: левую один раз, следующую два раза, потом три раза и т.д. так, чтобы левая была самая светлая,
а правая самая темная.
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.
Слайд 10Упражнения для отработки тона:
1. Для карандашей Н, НВ и В
сделайте 3 тоновых шкалы. Рисуем длинный горизонтальный прямоугольник и
делим
его на 10 одинаковых вертикальных прямоугольников. Каждая последующая клетка должна быть
заштрихована темнее предыдущей. Отличия тона легче увидеть, если слегка прищуриться, шкала должна
быть плавным градиентом. Двигаться стоит от светлого к темному. Самая первая клеточка тоже должна
быть заштрихована. Размазывать пальцем карандаш нельзя. Старайтесь накладывать штрихи равномерно,
без дырок и изменения нажима.
Слайд 11Второй вариант упражнения – рисуем ломаные линии, потом заштриховываем «горы»:
чем дальше,
тем светлее, чем ближе, тем темнее:
Слайд 122. Рисуем на А3 три длинных горизонтальных прямоугольника и штрихуем,
постепенно изменяя нажим.
В начале полосы нажим на карандаш должен
быть слабым, а к концу полосы, нажим должен плавно
усиливаться. Второй прямоугольник от светлого к темному и снова к светлому и последний от темного
к светлому. Следите за качеством и равномерностью штрихов, не растирайте карандаш.
Слайд 13Штрихуем тоновые пятна. Каждый следующий слой должен отличаться от предыдущего
по
Направлению штрихов. Для того, чтобы тональное пятно имело красивую
зернистую фактуру, как на
работах старых мастеров, необходимо накладывать слои под небольшим углом. В идеале два
пересекающихся слоя должны создавать множество узких ромбиков. Если угол слишком велик – ромбы,
скорее, похожи на квадраты, если угол слишком мал – вместо ромбов получаются полосы различного тона.
Сначала прокладывают первый штриховой слой в удобном для руки направлении – как правило, оно
лежит в диапазоне между 30° и 60°. Затем изменяют направление штриха и накладывают второй слой,
затем, изменив направление на такой же угол, прокладывают третий слой. Изменив направление штриха
два раза, в четвертом штриховом слое возвращаются к первоначальному направлению штриха. Подобные
действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон. Старайтесь соблюдать качество
штрихов. Штрих может менять нажим, становясь более темным в середине и позволяя делать границы
пятна более мягкими.
Слайд 14После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета,
например штрихуя
грани в разных направлениях, а круглые предметы по
форме изгиба, постепенно переходя все к более
сложным формам.
Слайд 17Набросок – это небольшой быстрый рисунок без детальной проработки. Он
может быть линейным и
тональным. Выполняется с натуры или по
памяти. Наброски делаются для общего впечатления,
чтобы уловить силуэт, характерную позу или какую-то деталь из общей массы. Примеры набросков:
Слайд 27Наброски надо делать каждый день по 5-15 штук потому что:
1.
Разовьете руку, глазомер;
2. Постепенно научитесь видеть форму, пропорции, движение;
3. Научитесь
подмечать и отражать детали, настроение;
4. Научитесь компоновать фигуру/ы;
5. Учитесь быстро реагировать, соображать и работать(в жизни пригодится всем, а не только художникам).
Рекомендации к упражнениям:
1. Старайтесь рисовать не с фото, а с натуры. С фото Вы учитесь копировать(это нужно для других целей),
но никогда не научитесь мыслить и не найдете свой стиль.
2. Начните с неподвижной натуры, и даже с простой (кубик, стол, овощи, посуда…)
3. Продолжите с подвижным объектом (человек, животное)
4. И самое сложное - группа подвижных объектов.