Презентация
на тему:
«Устное народное творчество в домонгольский период. Былины»
Выполнил
Студент группы Исб 12-01-04-00-00
Семенов Семён Сергеевич
Научный руководитель:
канд. ист. наук, доцент
Костина Елена Генадьевна
Слайд 2Что такое фольклор?
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное
словесное и музыкальное народное творчество.
В более широком смысле кроме словесных
жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.
Фольклор является предметом изучения фольклористики.
Научные издания русского фольклора начали появляться с 30–40-х годов XIX века. Прежде всего это сборники профессора Московского университета И.М. Снегирева "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" в четырех частях (1837–1839), "Русские народные пословицы и притчи" (1848).
Ценные материалы содержат сборники ученого-фольклориста И.П. Сахарова "Сказания русского народа о семейной жизни своих предков" (в двух томах, 1836 и 1839 годы), "Русские народные сказки" (1841).
Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Этому способствовало созданное в 1845 году в Петербурге Императорское Русское географическое общество. В нем было отделение этнографии, активно занимавшееся сбором фольклора во всех губерниях России. От безымянных корреспондентов (сельских и городских учителей, врачей, студентов, духовенства и даже крестьян) поступали в Общество многочисленные записи устных произведений, составившие обширный архив. Позднее многое из этого архива было опубликовано в "Записках Русского географического общества по отделению этнографии". А в Москве в 60–70-х годах изданием фольклора занималось "Общество любителей российской словесности". Фольклорные материалы публиковались в центральных журналах "Этнографическое обозрение" и "Живая старина", в местных периодических изданиях.
Слайд 3Крупные российские фолклористы
Фёдор Ива́нович Бусла́ев
Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев
Алекса́ндр Никола́евич Весело́вский
Слайд 4Влади́мир Я́ковлевич Пропп
Бори́с Алекса́ндрович Рыбако́в
Ники́та Ильи́ч Толсто́й
Слайд 5Большинство нам известных произведений русского фольклора, в том числе народной
прозы, такой как волшебные сказки, зафиксированы письменно или, в последнее
время, в звуковом варианте в течение восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков. Таким образом, нет формальных свидетельств для датирования этих материалов, кроме даты записи, которая в большинстве случаев сравнительно свежа.
Самая древняя из известных рукописей (не считая Слово о полку Игореве) русских народных баллад, видимо, создана в 1619 г. для Ричарда Джеймса, Оксфордского выпускника, который служил капелланом у английских купцов в России. Англичанину, таким образом, принадлежит честь первопроходца в изучении русского фольклора. В рукописи Джеймса содержится только шесть песен.
Слайд 6 Устное народное творчество
Загадки
Заговоры, Заклинания
Пословицы, Поговорки
Сказки
Песни
Былины
Слайд 7Былины
Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о
героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков
Впервые термин
«былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Слайд 8Эпические песни (старины, былины), которые по содержанию можно датировать киевским
периодом, довольно многочисленны. Эти поэмы обычно посвящаются славным подвигам могучих
богатырей, защищавших русскую землю от степных кочевников. В некоторых случаях противник богатыря - жидовин (еврей). Безусловно, здесь имеется в виду борьба русских с хазарами. Во многих случаях, однако, враг в разночтениях сохранившихся текстов - татарин, что для киевского периода, конечно, было бы анахронизмом, поскольку татары - как на Руси называли монголов - появились только в тринадцатом веке.
Богатыри, воспеваемые в эпических поэмах, в основном дружинники Владимира Святого. Хотя они всегда готовы защитить князя и его государство, в них нет подобострастия, они по-дружески общаются с ним, иногда даже ругают князя и его жену. Они были не дисциплинированными солдатами, а грубыми индивидуалистами и, действительно, каждый из них изображается как личность со своим собственным характером. Старший из них - Илья Муромец, большой могучий человек крестьянского происхождения, целеустремленный и бесстрашный, но без следов цивилизации. Его главный сподвижник - Алеша Попович, сын священника, который полагается на свою хитрость. Добрыня Никитич - боярин, благородный великодушный человек. Другой популярный персонаж из галереи портретов богатырей - Чурило Пленкович, перед которым не могла устоять ни одна девушка.
Слайд 9К Владимирскому циклу былин позднее были добавлены другие эпические поэмы,
среди которых сказание о Волхе Всеславиче, описывающее приключения князя Всеслава
Полоцкого, и поэма о Дюке Степановиче, которая была сложена в Галиции в двенадцатом веке и отражает тесные связи этого княжества с Византийской империей. Знаменитая поэма "Садко", ранний вариант которой тоже, видимо, был создан в двенадцатом веке, типично новгородское произведение. Ее герой не степной богатырь, а купец-путещественник; богатство, а не военная доблесть придает колорит истории.
Другая новгородская былина - о Василии Буслаеве - совсем другого рода. Васька (уменьшительное от Василия) один из необузданных молодцов города-республики; он всегда ищет приключений и не признает никаких авторитетов. Свободомыслящий, он не благоговеет перед церковью, не суеверен, как говорит поэт: " не верит ни в сон, ни в чох".
Слайд 10Возвращаясь к "степным былинам", следует подчеркнуть, что в некоторых из
них прослеживаются параллели с персидским и тюркским фольклором. Так, например,
некоторые эпизоды истории об Илье Муромце напоминают нам великий персидский эпос "Шахнаме". Возможно черкесы были связующим звеном между русской и персидской поэзией, собственно черкесские влияния тоже прочитываются в отдельных русских эпических песнях. Примечательно, что героя одной из древних русских былин зовут Святогор ("князь святых гор"). Под этими горами, видимо, имелась в виду Кавказская гряда
Слайд 11Вопрос происхождения и исторической периодизации былин очень дискуссионный. Необходимое условие
изучения эпоса, его истории и теории — сопоставление былин с
летописями и хрониками.В. Ф. Миллер пришел к следующему предположению о времени и среде возникновения былин. Он писал, что к XI веку, периоду сложившегося русского национального сознания относится создание Владимирова цикла героических сказаний, первообраза позднейших былин. В создании песен этого круга могли участвовать и княжеские певцы и дружинные, объектом воспевания могли быть популярные в дружине и народе князья и такие же дружинники, воеводы или "храбры", вроде Добрыни и Путяты. <...> Воспевая князей и дружинников, эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения проникнувшегося национальным самосознанием, чувством единства Русской земли и вообще политическими интересами". Несмотря на многолетнюю критику этой теории за "аристократизм", она не утратила своего объективного научного значения.
Слайд 12Ю. М. Соколов писал: "Утверждать, что создателями-исполнителями былин в Древней
Руси были только крестьяне -землепахари, что былина была от начала
до конца продуктом лишь крестьянского творчества, было бы неверно, так как огромное большинство былин говорит о событиях, совершавшихся в городах (Киеве, Великом Новгороде, Галиче-Волынском и т. д.), и в них содержатся исторически очень верные детали городского (военного, купеческого) быта. Слагатели былин были люди бывалые, люди, хорошо знавшие страну и бытовую и общественную жизнь различных слоев народа".
Эпос был усвоен и скоморохами. Эта среда оказала на него влияние: на первый план выступила занимательность. В самих былинах ряд сцен представляет скоморохов- певцов на пирах у князя Владимира.
Скоморо́хи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди; др.-рус. скоморохъ; церк.-слав. скомра́хъ) — в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести). Практиковали обрядовые формы «антиповедения».
Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актёр и пр.»
Известны с XI века
Слайд 13 С. Н. Азбелев пишет, что новая былина — всегда
итог соединения двух источников. Один из них обладает конкретным историзмом.
Второй источник — эпическое наследие. "Оно включает произведение в традицию, вводит в круг былинного эпоса".
Азбелев рисует следующую картину эволюции. Сначала — славянский "родовой" (догосударственный) эпос. Затем — конкретно-исторический эпос Южной Руси — древнерусские лироэпические песни. Собственно былины бытовали почти исключительно на пространстве древней Новгородской земли и там, где осели переселенцы из этой местности.
Эпическая традиция новгородского Севера отличалась от эпической традиции Южной Руси. Исследователь отметил: "Эволюция тех произведений Южной Руси, которые оказались занесены в Новгород, протекала в условиях, отличных от естественных. Отсюда — более интенсивное нарастание стихийного вымысла и более широкое использование "постороннего" эпического материала". Азбелев считает, что дошедший до нас народный эпос позволяет судить только "о содержании исторических песен Киевской Руси. Представление о том, "насколько высока была степень конкретного историзма в эпическом творчестве Древней Руси и насколько высок был его поэтический уровень", дают "Слово о полку Игореве" и такое сравнительно позднее явление, как украинские народные думы.
Слайд 14Состав русского эпоса формировался постепенно. Современные исследователи, обобщая накопленные наукой
знания о былинах, предлагают конкретную историческую периодизацию их сюжетов.
В. П.
Аникин выделяет четыре периода, каждый из которых дал эпосу своих героев.
Первый — мифологический: он завершается к IX в. ("время возникновения и первоначального развития эпических песен").
Второй — киевский: IX — середина XII в. ("Эпические песни предшествующего времени в этот новый период истории сосредоточили свое действие вокруг Киева и стольного киевского князя").
Третий — владимиро-суздальский:("В это время произошло оформление цикла былин с Ильей Муромцем во главе", а также "сложилась специфическая группа новгородских былин"). Это был период госу-дарственного и этнического развития Северо-Восточной Руси.
Четвертый — период творческой обработки прежде созданных былин применительно к историческим условиям Московской Руси.
Слайд 15Б. А. Рыбакова предлагает более дробную. Он выделяет:
1)"начальную стадию эпоса"
— до княжения Владимира I;
2)былины эпохи Владимира I ;
3)Мономахов
цикл;
4)новгородский цикл XII в.;
5)былины о монголо-татарском нашествии;
6)былины о Василии Буслаеве и некоторые другие.
Внутри этих периодов исследователь строит историю создания отдельных былин и их циклов.
Слайд 16Киевские былины
Эпический Киев — символ единства и государственной са-мостоятельности русской
земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин.
Воинскую
мощь Древней Руси олицетворяли богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники Руси — выходцы из трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.
Несмотря на то, что разные богатыри появились в русском эпосе в разное время, в сюжетах былин они нередко действуют вместе. И всегда главный среди них — Илья Муромец: самый старший, самый сильный, самый мудрый и справедливый. Это поэтически подчеркивается в былинах.
Слайд 17Новгородские былины
Новгородские былины выражали купеческий идеал богатства и роскоши, дух
смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу. В этих былинах возвеличен
Новгород, их герои — купцы.
Чисто новгородским богатырем является Василий Буслаев. Герой предстает гулякой. Ему посвящены две былины: "Про Василия Буслаева" и "Поездка Василия Буслаева".
Данная былина отражает внутреннюю жизнь независимого Новгорода. Предполагается, что в ней воспроизведена борьба новгородских политических партий.
Слайд 18О Садко известны три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с
Новгородом и пребывание на дне у морского царя. Обычно два
или все три сюжета исполнялись в контаминированном виде, как одна былина (например: "Садко").
В образе Садко трудно увидеть реальные исторические черты. Вместе с тем былина подчеркивает его удаль, что верно отражает колорит эпохи. Отважным купцам, преодолевающим водные просторы, покровительствовали божества рек и озер, симпатизировал фантастический морской царь.
Образ новгородского купца-корабельщика естественно вписывается в систему всего русского фольклора. На своих дорогих кораблях приплывает в Киев Соловей Будимирович. На Соколе-корабле плывут по синему морю Илья Муромец и Добрыня Никитич ("Илья Муромец на Соколе-корабле"). Сказка "Чудесные дети" в ее самобытной восточнославянской версии также создала яркий образ купцов-корабельщиков, торговых гостей. Этот образ встречается и в других восточнославянских сказках.
Слайд 19Заговоры, заклинания, гадания
Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех народов.
В их основе лежит мифическое восприятие мира, придававшее окружающему особый,
сокровенный смысл. В древности они были основаны на образном мышлении. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизированном обличье, существуют и в наши дни.
Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремится проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное. Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). В гадания проникли и христианские образы.
Слайд 20В основе гаданий лежал прием истолкования "знаков": звуков; случайно услышанных
слов; отражений в воде; очертаний вылитого в воду растопленного воска.
Для получения этих "знаков" предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения.
Существовал обычай прикреплять гадания к календарным дням: Масленице, Юрьеву дню, Пасхе, Троице. Наиболее развитыми в художественном отношении были святочные подблюдные гадания — коллективные гадания о будущем. В них первостепенную роль играла символика специальных подблюдных песен.
«Подблюдные гадания». Собравшись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Сначала воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.
Основными поэтическими символами были универсальные образы хлеба, золота, дома, дороги, дерева. В песнях, предрекающих урожай и богатство. Богатство символизировали образы щуки, медведя, мыши. Несчастье или смерть предрекали карканье вороны, поминальный блин.. Замужество — кот с кошуркой, а также символы свадебных песен и обрядов, часто парные: береза с дубом, два голубочка; венчальное кольцо. Чаще всего песенные предсказания имели постоянный, традиционный смысл.
Святочные гадания описаны в русской литературе ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Война и мир" Л. Н. Толстого).
Слайд 21Заговор (или заклинание) (составная часть колдовства) — произведение магического характера,
произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и
объекты, чтобы получить желаемый результат. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными предметами. Произнося лечебные заговоры, больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.
Самые древние заговоры были короткими, поясняющими магические действия. Колдовство и вообще могло не сопровождаться словом, а состоять только из одних действий. Ритуальность исполнения заговоров требовала определенного времени и места.
Заговоры были универсальны в бытовом применении: хозяйственные; лечебные; любовные (их называли присушки или отсушки); социально-бытовые (на царские очи, на суд идучи, от пули на войне). Направленность заговоров, как и всякого колдовства, могла быть не только доброй, но и злой, что вы-ражалось в стремлении нанести кому-то урон, наслать порчу. Поэтому различали "белые" и "черные" заговоры.
Слайд 22Пословицы и поговорки
Посло́вица — изречение в виде грамматически законченного предложения,
в котором выражена народная мудрость в поучительной форме
Наиболее ранние сведения
о создании и употреблении некоторых пословиц и поговорок встречаются в летописях.
В год 6494 (986). Князь Владимир, выслушав болгар магометанской веры, сказал: "Руси есть веселие пить, не можем без того быть". (С. 99). И не согласился принять ислам.
Несомненно, что к древним относится та часть народных изречений, в которых отразились языческие верования и мифологические представления: Мать-сыра земля — говорить нельзя (вера в таинственные силы "живой" земли); Вещий сон не обманет.
Слайд 23Загадки
Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного общества — загадки
распространены у всех народов, задержавшихся в своем историческом развитии. В
обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок — без знания тайной речи юноша не мог стать мужчиной. Загадки встречаются в мифологии древних народов. Русские загадки по проис-хождению также связаны с условной речью — зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.
У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях.
С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. Она оказалась продуктивной. К загадке начали относиться как к способу испытания сообразительности, стали создавать новые загадки о предметах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлекательных.
Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и незаметно воспитывали. На протяжении всей истории загадок сохранялась их обучающая функция.
Слайд 24Сказки
В Древней Руси сказочные жанры, только еще начинали оформляться. Близостью
к сказкам дышат многие исторические предания: о Белгородском
киселе, о четырех
мщениях княгини Ольги древлянам... Древнерусская письменность доносит церковное осуждение "басен человеческих" — по-видимому, широко распространенных. Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в XVII в., до этого времени говорили байка или басенъ (от баятъ — рассказывать).
В XI—XIV вв. русский фольклор обогатился за счет книжных переводов и устных пересказов сюжетов, которые были заимствованы от южных славян и связаны с византийской христианской традицией. Под их влиянием могла усилиться идея сочувствия к слабым и обездоленным, вера в конечное торжество добра и справедливости. В этот период образы змея, дьявола и нечистой силы начали символизировать враждебное христианству язычество.
Слайд 25В историческом отношении сказки — явление довольно позднее. Предпосылкой их
создания у каждого народа было разложение первобытно-общинного строя и упадок
мифологического мировоззрения. Народы, не преодолевшие первобытности, сказок не знают. Вместе с тем с точки зрения современного человека появление сказок представляло собой архаичный тип авторства: их исполнители были убеждены в неприкосновенности содержания.
Происхождение сказочных жанров имеет разную историческую глубину. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже — новеллистические.
Слайд 26Наиболее архаичный сюжетный пласт животного эпоса относится к доземледельческому периоду.
В этих сказках в основном отражен реальный древний быт, а
не мировоззрение людей. Прямые отзвуки верований, обожествления зверя, обнаруживаются в единственной сказке — "Медведь на липовой ноге". Сказка "Медведь на липовой ноге" (у восточных славян) напоминает о существовавшем некогда запрете наносить ему вред. Во всех ос-тальных сказках медведь одурачен и высмеян.
Насмешка над зверем указывает на разложение тотемного культа. Не случайно у восточных славян была распространена "медвежья потеха" — драматизированное увеселение, гротескное глумление. К основному сюжетному корпусу русского животного эпоса мы вправе говорить не только о фантастическом приеме наделения зверей человеческой речью и разумом, т. е. о чисто художественной условности этих образов.
Слайд 27Волшебная сказка имеет свои исторические корни. Она восходит к более
позднему, земледельческому периоду, отражает новые черты быта и уже развитое
мировоззрение людей, их языческие верования и обряды.
Глубокий след в волшебной сказке оставили земледельческие культы земли, воды, солнца. В сказке, чтобы перевоплотиться, нужно удариться о сыру землю. Разнообразной волшебной силой обладает вода: оживляет мертвого, омолаживает старого, дает зрение слепому, делает героя сильным, а его врага слабым. Неотъемлемой художественной чертой жанра является
красочное сияние золотых предметов сказочного мира — в данном случае эпитет "золотой" обозначает цвет солнца.
Такой его смысл золотые предметы сказки раскрывают в своих функциях. Например, в сказке "Сивко-Бурко" царевна пометила своего жениха золотым перстнем, от прикосновения которого у него как солнце во лбу воссияло.
Волшебная сказка несет в себе разнообразные следы тотемистических верований. С древними представлениями о супруге-тотеме связаны сказки о чудесных невестах и женихах. Главный герой часто вступает в союз с невестой-птицей. Отзвуком древних брачных обрядов является их первая встреча у воды: на берегу моря, реки или озера.
С тотемистическими верованиями связаны сюжетные мотивы о чудесном рождении богатыря. Одна из таких сказок — "Иван — Медвежье ушко”. Особенно часто животные-тотемы являются чудесными помощниками героя.
Конь всегда сопутствует герою волшебной сказки. Он связан с солнцем и тридесятым царством
Слайд 28Песни(обрядовые песни)
Обрядовые песни, первоначально сопровождавшие или символизировавшие различные стадии сельскохозяйственного
цикла, очень древние. Следы языческих верований, поклонения Солнцу и Земле,
просматриваются во многих из них. К этой группе относятся песни, исполнявшиеся во время празднеств по случаю дня зимнего солнцестояния (коляды), весеннего равноденствия (масленица), летнего солнцестояния (семик или русалья) и осеннего солнцестояния. После введения на Руси христианства прежние языческие праздники были совмещены с христианскими, и тексты некоторых песен соответственно изменились, старые колядовые песни теперь играли роль рождественных гимнов. Во многих случаях свидетельством древнего происхождения песни, кроме ее содержания, является древняя мелодическая форма. В целом, существует достаточно косвенных доказательств, что многие русские обрядовые песни сложились в киевский период, если не раньше. Важную часть обрядовых песен составляет цикл свадебных песен, который соответствует сложным церемониям, сопровождавшим древний свадебный обряд, до сих пор исполняемый в крестьянской среде. Каждому действию обряда соответствует специальная песня. Некоторые очень жизнерадостные, другие грустные и даже печальные.
Слайд 29Список использованной литературы
Вернадский Г. В. «Киевская Русь»
Н. И. Кравцов, С.
Г. Лазутин «Русское устное народное творчество»
Миллер О. Ф. «Опыт исторического
обозрения русской народной словесности»
Стасов В. В. «Происхождение русских былин»