Слайд 1Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 32» г. Оренбурга Иващенко А.В.
Слайд 2Для православного человека, героя древнерусской литературы, наиболее важна духовная, внутренняя
жизнь. Русский человек был убеждён, что именно внутренние, духовные качества
определяют степень совершенства, к которому нужно стремиться.
Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой духовное важнее телесного.
Слайд 3Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к
самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению
духовности. Её главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.
Слайд 4Сергий Радонежский утвердил эталон нравственности в русской
жизни.
В переломный момент в истории нашего народа, когда формировалось его национальное самосознание, Святой Сергий стал вдохновителем государственного и культурного строительства, духовным учителем, символом России.
Слайд 5Жизнь Сергия Радонежского позволяет познакомиться с духовными ценностями, особо чтимыми
русским народом
Слайд 6Любовь к Богу
С юности Сергий Радонежский поставил перед
собой цель - совершенствовать свою душу, чтобы приблизиться к Богу,
и всю жизнь посвятил этому, достигнув высот святости.
Слайд 7Любовь к людям
Сила любви Сергия Радонежского творила чудеса:
в житии приводится пример воскрешения святым мертвого мальчика.
Слайд 8Творение добрых дел - помощь всем нуждающимся не только делом,
но и добрым словом, советом, сочувствием
Святой Сергий постоянно
оказывал помощь всем, приходящим к нему.
Слайд 9Трудолюбие
Святой Сергий занимался физическим трудом каждый день:
работал
на огороде, был плотником, носил воду,
пек хлеб, шил одежду.
Слайд 10Смирение – не осуждение других,
отказ от славы и почестей.
Сергий Радонежский никогда и никого не осуждал.
Он не хотел власти и почета: отказывался быть игуменом в основанном монастыре,
не принял сана архиепископа.
Слайд 11Отказ от земных благ и богатств
Святой никогда
не заботился об избытке еды, одежды, понимая, что главное богатство
человека - его бессмертная душа.
Слайд 12Сергий Радонежский
стал идейным
вдохновителем
противостояния Мамаю.
Он благословил князя
Дмитрия
Ивановича на защиту
русской земли и
предсказал победу
в
Куликовской
битве
Слайд 13Такая подвижническая жизнь Сергия Радонежского воспринималась и воспринимается русским народом
как идеал. Недаром автор «Жития...» Епифаний Премудрый называет его «земным
ангелом».
Слайд 14«За други своя и за землю русскую»
Великий
духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти» ради своей страны
и ее народа совершил князь Александр Невский. Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения.
Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.
Слайд 15
Глубокий духовный смысл вложен святыми Кириллом и Мефодием в созданную
ими славянскую азбуку
Слайд 16Ее деление на две части - правизну и левизну -
означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор
в сторону добра или зла.
Слайд 17В правой стороне азбуки буквы благозвучны, а запись под ними
учит людей благочестию: «Изначально будь первым: ведай учение; говори -поступай
добронравно; по естеству живи; крепко землю люби; наш брат духовный...».
Слайд 18Левая сторона - зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв
по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Эта сторона -
путь духовного падения. Поэтому она заканчивается словами: «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...».
Падение Буки-пустого
Буквы Слова Прозвища Буки (0)Отродье бесчисленное, безродное, буйное.Буки-пустой Шебарша – пустобай, пустословый.
Шепотник – кляузник, ябедник.
Шуй – левый.
Шуйница – левая рука.
Шкота – ущерб, леность. Щапить–щеголять.
Ща - щада, щадить; нещада, нещадно - жестоко, беспощадно. «И смертям лютым предают без щадности».
ШкодникТип «Гонь» – Поганое отродье
Ера - плут, мошенник, вор.
Ерыга - шатун, гуляка, пьянюга.
Ерик - отщепенец;
еретик – отступник, колдун, напускающий
Узы - цепи, оковы, путы; узда, узел, узлят – вяжут.
Осужденный
Узилище - острог, тюрьма, темница.
Узник Особый род –
Ярый враг-Узничество – заточение.
Струпник\Усекновение главы - смертная казнь, конец.
Уродливый труп
Бесовское отродье
Слайд 19Азбука объясняла, что смысл духовной жизни человека в постоянной борьбе
в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.
Слайд 20Книги древней Руси знакомили с добродетелями, которыми должен обладать человек
Добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится
привычкой, благим навыком.
7 главных добродетелей:
1 Воздержание (от излишества).
2.Целомудрие (хранение чувств, скромность, чистота).
3. Нестяжание (удовлетворение необходимым).
4. Кротость (уклонение от ярости и гнева, незлобие,терпение).
5. Трезвение (усердие ко всякому доброму делу, хранение себя от лени).
6. Смирение (молчание пред обижающими, страх Божий)
7. Любовь (к Господу и ближним).
Слайд 21Смирением, кротостью, послушанием отличались любимые русские святые Борис и Глеб
.
Борис и Глеб – первые русские святые.
Они были младшими сыновьями князя Владимира. Родились до крещения Руси, но были воспитаны в христианском благочестии. Братья во всём подражали отцу, отзывчивому к бедным больным, обездоленным.
Слайд 22 После смерти князя Владимира его старший сын Святополк
вероломно обманул братьев, подослал к ним убийц. Братья были предупреждены,
но не стали сопротивляться, приняли мученическую смерть.
Слайд 23Какой смысл в том, чтобы без сопротивления погибнуть от рук
убийц?
Жизнь святых князей была принесена в жертву основной христианской заповеди
– любви. Они первые на Руси показали, что нельзя злом воздавать на зло, даже под страхом смерти.
Слайд 24 Большую роль для человека всегда играют семейные
ценности.
Петр и Феврония Муромские - супруги,
святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.
Слайд 25 Господь через скорбь и болезнь указал Своим
перстом князю Петру на крестьянскую девушку Февронию. Она исцелила молодого
князя от тяжелого недуга.
Слайд 26 И стали супруги жить-поживать, да добра наживать.
Добро наживали Пётр и Феврония не в сундуки, а в
душах своих возводили хрустальные замки. Зависть людская не терпит чужого счастья. Но верные супруги с кротостью и смирением перенесли наветы. Княгиня Феврония утешала и поддерживала мужа, князь Петр заботился о жене.
Они любили друг друга христианской любовью, были единой плотью, достойным образцом истинной христианской семьи. И когда пришел конец их земной жизни, они оставили ее в один день.
Слайд 27Житие святых Петра и Февронии Муромских учат нас великому и
простому - верности, способности нести тяготы семейной жизни не как
обузу, а как радость.
Слайд 28В семейной жизни большое внимание уделялось достойному воспитанию детей
Великий русский князь Владимир Мономах написал «Поучение», желая
уберечь своих детей от ошибок, помочь им осознать силу и ценность единственно достойного человека пути. К чему же призывает князь?
Слайд 29 Он утверждает добрые наклонности: «Добро творя, не ленитесь
ни на что хорошее. Чего не умеете, тому учитесь. Усердно
трудитесь».
Слайд 30 Князь учит детей правилам взаимоотношений с
людьми: «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово
ему молвите. Больного навестите. Напойте и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. Более всего чтите гостя; если не можете почтить его подарком, то угостите пищей и питием».
Слайд 31 Он призывает детей к борьбе с дурными наклонностями:
«Не ленитесь. Леность ведь мать всему дурному. Лжи остерегайтесь и
пьянства, от того душа погибает и тело. Соблюдайте слово свое. Гордости не имейте в сердце и уме».
Слайд 32Древнерусская литература – это не только замечательный памятник старины, но
и фундамент, на котором созидалась духовность русского человека. Читая произведения
древнерусской литературы, у нас появляется возможность познакомиться с событиями древней истории нашей родины, сверить свои оценки жизни с мудрыми оценками писателей того далекого времени, усвоить сложные понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убедиться в истинности духовно – нравственных ценностей русского народа.