Слайд 1Причины ссоры Дубровского и Троекурова.
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 2Внимательны ли вы были при чтении глав?
ТЕСТ по содержанию 1
– 4 глав
Слайд 31.Как звали Троекурова?
а) Антон Пафнутьич;
б) Кирила Петрович;
в)
Андрей Гаврилович.
2.Троекуров в романе:
а) высокообразованный дворянин;
б) человек необразованный
и грубый;
в) получил блестящее образование в Петербурге.
Слайд 43.Троекуров:
а) имел много крепостных;
б) был бедный, жил со
слугой и няней;
в) отпустил всех крепостных на волю.
4. Поместье Троекурова
называлось:
а) Кистенёвка;
б) Покровское;
в) Арбатово.
Слайд 55. Как звали старого Дубровского, отца Владимира?
а) Антон Пафнутьич;
б)
Кирилла Петрович;
в) Андрей Гаврилович.
6. Старый Дубровский в романе:
а) был
очень богат;
б) владел 70 крестьянами;
в) служил в армии и получал там жалованье.
Слайд 67. Поместье Дубровских называлось:
а) Кистенёвка;
б) Покровское;
в) Арбатово.
8. Троекуров по
чину и званию:
а) был выше старого Дубровского;
б) равный
с ним;
в) был ниже старого Дубровского.
9. Причина ссоры между героями:
а) наглая шутка псаря Парамошки и реакция Троекурова ;
б) право владения Кистенёвкой;
в) зависть Дубровского.
Слайд 710. Владимир Дубровский:
а) жил с отцом;
б) воспитывался в кадетском
корпусе в Петербурге;
в) скрывался за границей.
11. Владимир приехал домой по
вызову няни и:
а) застал отца живым и здоровым;
б) нашёл отца больным;
в) не застал отца в живых.
Слайд 81. б
2.б
3.а
4.б
5.в
6.б
7.а
8.а
9.а
10.б
11.б
Слайд 9Анализ главы I.
Как бы вы озаглавили эту главу?
Слайд 10Выразительное чтение отрывка от начала главы до слов «Нечаянный случай
всё расстроил и переменил».
Слайд 11Сопоставление образов Кирилла Петровича Дубровского и Троекурова.
Слайд 12Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи,
большой вес в губерниях.
Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден
и независим.
Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостоивавший никого своим вниманием.
Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает своё мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома.
Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах.
Горячий охотник. Был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств
Рады были угождать, трепетали при его имени
Рады были угождать, трепетали при его имени
Строго и своенравно
Уважал
Женились по любви, скоро овдовели
Слайд 14Случай на псарне – случайность или закономерность?
Дубровский «не мог удержаться
от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая
выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения. Это проявление социальной закономерности.
Слайд 15Беседа «Кто виноват в ссоре?»
• Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга
хозяина?
«иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру
у Троекурова».
Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности.
• Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
Замечание верного слуги льстило его самолюбию.
• Понял ли сразу Троекуров, что обидел старого друга? Сожалеет ли он о случившемся?
Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми. Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).
• Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!
• Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского? Как это решение характеризует Троекурова? Каково значнение слова «подвиг», употребленное в авторской характеристике?
Сходство в характерах и наклонностях Кирилы Петровича и Андрея Гариловича, долгая дружба, выдержавшая испытания, — все, что соединяло, потеряло силу, как только Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решил показать, как глубока социальная пропасть, разделяющая бедного дворянина и властного помещика.
Необузданность нрава сказывалась и ранее в поступках, которые автор иронически называет «подвигами», имеющими целью «осадить» соседей. Теперь он решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить eго.
• Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
Слайд 16Характеристика Шабашкина
Об этом человеке говорит уже его фамилия.
Внешность: «Маленький
человек в кожаном картузе и фризовой шинели».
Поведение: отвешивает «поклон за
поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.
Слайд 17Письмо из суда…
Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то
может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский
мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».
Слайд 19Суд и его последствия (главы II-IV)
Слайд 20В суде…
Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили
в кресло.
На Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя
прислонился к стенке».
Слайд 21Отравленное торжество
«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение
и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко.
В нём заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров вовсе не хотел этого.
Кирила Петрович хотел наказать своего непокорного соседа. Кистенёвка не была ему нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.
Слайд 23Анализ эпизодов, раскрывающих характер Владимира Дубровского.
Об отце героя, явившегося прототипом
Дубровского, нет упоминания в повествовании о реальных событиях. Почему А.С.
Пушкин вводит его в роман?
Владимир — духовный наследник отца. А.С. Пушкин подчеркивает историческую преемственность их судеб, расширяет временные рамки романа. Владимир Дубровский унаследовал от отца лучшие его качества, прежде всего чувство собственного достоинства.
Слайд 24Состояние Дубровского после суда
«Здоровье было плохо», «силы ослабевали».
«Был не в
состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».
Слайд 25Жизнь сына в Петербурге
Владимир «был привезён в Петербург на восьмом
году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был
корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».
Слайд 26Отношения между
отцом и сыном
Владимир «лишился матери с малолетства», к
отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь,
чем менее успел насладиться её тихими радостями».
Слайд 27Встреча
Владимир «с жаром обнял отца своего». «Радость произвела в больном
слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и
он бы упал, если бы сын не поддержал его». Старику стало хуже. «Владимир поражён был его состоянием».
Слайд 28Прощание Владимира Дубровского с отцом, с родным домом
(глава I V)
Слайд 29Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная
в общем-то жизнь рушилась на глазах.
Четвёртой главе предпослан эпиграф: «Где
стол был яств, там гроб стоит». Он взят Пушкиным из оды Державина Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придаётся особое значение.
Слайд 30Потеря имения
Владимир не мог разобраться, что же на самом деле
произошло и какую роль играет во всём деле Троекуров –
отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистенёвка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своём имении.
Слайд 31Найдите в тексте признаки смятения Троекурова
«Кирила Петрович смутился. От природы
не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко,
совесть его роптала… Победа не радовала его сердца». Смятение Троекурова показано так: он «стал расхаживать взад и вперёд, насвистывая «Гром победы раздавайся», что всегда означало в нём необыкновенное волнение мыслей». Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других: «Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить…». «Удовлетворённое мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и «возвратить ему его достояние».
Слайд 32Троекуров во дворе Дубровских
Владимир велел выгнать Троекурова, так как он
увидел, что отец «с видом ужаса и гнева» показывает на
Троекурова и падает без чувств. Младший Дубровский понял, что виновником бед является Троекуров.
«Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина» и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявил, что барин велит тому убираться или он велит «выгнать его со двора». На лицах крепостных видна затаённая радость. Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича: лицо «стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора».
Слайд 33Смерть старого Дубровского. Какова же роль эпиграфа?
Эпиграф:
«Где стол был яств,
там гроб стоит».
Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть
старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал… Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое: вот так проходит жизнь, её радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти. Озаглавим IV главу «Смерть старого Дубровского».
Слайд 34Домашнее задание
Прочитать главы V-XI (тест по содержанию).
Стр. 139 –письменно ответить
на вопрос №2 (Глава V).