Слайд 1Приемы обучения монологической речи
(на примерах курсов “Enjoy English”, “Happy
English.ru”, “Millie – New Millennium English” для 2-11 классов)
Буров Илья
Михайлович,
ведущий методист издательства «Титул», аспирант Университета Российской Академии Образования кафедры методики преподавания иностранных языков
Слайд 2
«Проблема развития связной речи является одной из центральных задач школьного
образования.»
М.Л. Вайсбурд
Слайд 3Терминология
Монолог – это высказывание, содержащее речь одного лица
(А.Н. Щукин)
Монологическая
речь является формой речи, продуцируемой одним говорящим
(А.А. Миролюбов)
Монолог является
такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства
(Г.В. Рогова)
Слайд 4Задачи обучения монологической речи:
Научить:
выражать законченную мысль;
развертывать мысль;
рассуждать, сопоставлять и обобщать
факты;
строить высказывание с соблюдением норм языка и особенностей избранного жанра.
Слайд 5Разновидности монолога:
По цели:
обосновать мнение;
объяснить причину;
похвалить;
покритиковать;
По виду:
лекция;
доклад;
презентация;
приветственная речь;
рассказ;
и т.д.
Слайд 6Принципы обучения монологической речи:
«путь сверху» - от текста к предложению
«путь
снизу» - от предложения к тексту
Слайд 7Принципы обучения монологической речи:
«путь сверху» - исходная единица текст-образец
Этапы:
«присвоение» содержательного
плана текста
пересказ
изменение ситуативных условий
Слайд 8Принципы обучения монологической речи:
«путь снизу» - развертывание высказывания от элементарной
единицы-предложения к законченному монологу
Этапы:
задания стимулирующие к короткому высказыванию по теме
Конкретизация
и уточнение сказанного
самостоятельное развернутое высказывание
Слайд 9Условия для совершенствования
речевых навыков
Текст должен обеспечивать необходимую повторяемость материала
изученного ранее;
Новизна часто достигается при помощи новых комбинаций слов;
разговорный текст
можно предъявлять визуально, а потом аудитивно;
Тексты должны быть интересными и мотивирующими учеников к общению, ситуативно-обусловленными.
Слайд 10Параметры контроля
Могут приниматься во внимание:
объем высказывания;
темп речи;
продолжительность речи;
чистота речи;
количество простых
и сложных предложений…
Слайд 11Объекты контроля
Количественные критерии:
разнообразие лексических единиц и грамматических структур
развернутость и логичность
сообщения
соответствие языковых средств ситуации и стилю общения
наличие речевого намерения и
его реализация
Слайд 12Объекты контроля
Качественные критерии:
соответствие высказывания исходному тексту (теме);
полнота раскрытия темы;
аргументированность и
логичность высказывания.
Слайд 13Типы упражнений (В.Л. Скалкин)
Описание картинок;
Репродуктивные упражнения;
Ситуативные упражнения;
Дискутивные упражнения;
Композиционные упражнения;
Слайд 14Типы упражнений (В.Л. Скалкин)
Описание картинок – перевод зрительного кода в
вербальный.
Репродуктивные упражнения – это традиционный пересказ, рассматриваемый как подготовка к
свободному выражению своих мыслей и чувств.
Слайд 15Типы упражнений (В.Л. Скалкин)
Ситуативные упражнения – как средство монологической речи
используются ситуации как реальные, так и воображаемые.
Дискутивные упражнения – учебная
дискуссия, когда высказывание каждого участника развернутое и связанное.
Композиционные упражнения – разновидности устного сочинения.
Слайд 16Стереотип №1
«Чем больше человек заучит наизусть, тем лучше он
будет говорить»
Слайд 17Стереотип №2
«Если попасть в языковую среду на неделю, то
можно научиться свободно изъясняться на иностранном языке»
Слайд 18Стереотип №3
«Педагог – носитель языка быстрее научит говорить на
иностранном языке»
Слайд 19Обучение монологической речи при помощи ИКТ-технологий
Пользуетесь ли вы ОКП при
обучении монологической речи?
Эффективны ли они на ваш взгляд? Почему?
Слайд 20Система приемов обучения говорению в УМК «Enjoy English»
Процесс обучения говорению
сбалансирован и взаимосвязан с другими видами речевой деятельности.
прослушивание и имитация
готовых образцов;
игровая технология;
составление монолога по образцу;
описание, повествование, характеристика;
комментарии;
Слайд 27Система приемов обучения говорению в УМК «Happy English.ru»
Используется путь от
языка к речи.
опора на родной язык (с последним уменьшением доли
использования родного языка);
посильность, поэтапность формирования навыков;
наглядность
многократность повторения изученных языковых структур и речевых моделей;
проблемные задания репродуктивного характера;
Слайд 28Примеры из УМК «Happy English.ru»
Слайд 29Примеры из УМК «Happy English.ru»
Слайд 30Примеры из УМК «Happy English.ru»
Слайд 31Примеры из УМК «Happy English.ru»
Слайд 32Примеры из УМК «Happy English.ru»
Слайд 33Система приемов обучения говорению в УМК «Millie-New Millennium English»
Введение
лексики через контекст;
Использование песен, рифмовок для введения структур и формирования
фонетических навыков;
Игры для тренировки лексики и структур;
Изготовление поделок;
Персонализация;
Слайд 36Примеры из УМК «New Millennium English»
Слайд 37Примеры из УМК «New Millennium English»
Слайд 38Примеры из УМК «New Millennium English»
Слайд 39Список литературы:
Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность.
– Обнинск, 2012 г.
Рогова Г.В. «Методика обучения иностранным языкам в
средней школе» - Москва, 1991 г.
А. Н. Щукин «Методика обучения речевому общению на иностранном языке» Москва, 2011 год
Е.И. Пассов «Теория методики: цель и содержание иноязычного образования» книга 5. Елец, 2013 г.