Слайд 1ЛЕКЦИЯ 18. ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ВЕБ.
Слайд 2СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕБ
Термин "Социальный Веб" (Social Web) используется для описания
того, как происходит социализация пользователей и их взаимодействие друг с
другом с помощью сети WWW.
Основой для объединения пользователей служат самые разнообразные общие интересы.
Термин "Социальный Веб" может быть использован для выражения двух понятий.
Первое понятие связано с описанием технологий Веб 2.0, которые фокусируются в первую очередь на социальных взаимодействиях и сообществах.
Второе понятие используется для описания сети будущего, аналогичной WWW.
Слайд 3СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕБ
Можно рассматривать как сообщество множество людей, связанных и
взаимодействующих между собой посредством контента в режиме диалога и совместных
действий через Интернет.
Будучи нацеленными на стимулирование взаимодействия между людьми социальное ПО для Веб оперирует со следующими социальными атрибутами:
идентичность,
репутация,
присутствие,
связи,
групповая принадлежность,
общение,
разделяемый контент.
Слайд 4СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Социально программное обеспечение - это широкий диапазон программных систем,
позволяющмх пользователям взаимодействовать и обмениваться данными.
Такой способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал
популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpaceТакой способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, FacebookТакой способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, Facebook, ОдноклассникиТакой способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, Facebook, Одноклассники, медиа сайтов FlickrТакой способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, Facebook, Одноклассники, медиа сайтов Flickr и YouTubeТакой способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, Facebook, Одноклассники, медиа сайтов Flickr и YouTube, коммерческих сайтов eBay.
Многие из из этих приложений имеют такие общие характеристики как открытые API, сервис-ориентированный дизайн, возможность удаленного размещения данных и медиа-файлов.
Такие приложения принято относить к системам Веб 2.0.
Слайд 5СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Внутри социального ПО можно выделить две группы программных инструментов:
коммуникационные и интерактивные.
Коммуникационные инструменты применяются для записи, хранения и представления
коммуникационных данных, чаще всего в текстовом виде, но все больше в аудио и видео форматах.
Интерактивные инструменты применяются для поддержки опосредованного данными (различных медиаформатов) взаимодействия между отдельными пользователями и их группами. В отличие от коммуникационных инструментов акцент делается на поддержке связности пользователей и механизмов общения между ними.
Слайд 6КОММУНИКАЦИОННЫЕ VIS. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
В противоположность коммуникационным инструментам, которые являются обычно
асинхронными, интерактивные инструменты преимущественно синхронны, позволяя взаимодействовать пользователям в режиме
реального времени (как в случае интернет-телефонии, видеочатов и т.п.) либо почти синхронно (службы мгновенных сообщений, текстовые чаты и т.п.).
Слайд 7СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Системы обмена мгновенными сообщениями (IM - Instant messaging) позволяют
общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени
(в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM. К системам, ориентированным на бизнес, можно отнести IBM Lotus Sametime) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM. К системам, ориентированным на бизнес, можно отнести IBM Lotus Sametime, Microsoft Messenger ) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM. К системам, ориентированным на бизнес, можно отнести IBM Lotus Sametime, Microsoft Messenger и Jabber.
Интернет-чаты (IRC - Internet Relay Chat) позволяют одновременно нескольким пользователям общаться в режиме реального времени.
Слайд 8СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Интернет-форумы пришли на смены электронным конференциям (возникшим до появления
WWW). Пользователь форума может создавать новую "тему", доступную для других.
Другие пользователи могут просматривать тему и оставлять свои комментарии в режиме последовательной записи.
Веб-блоги (web logs), или кратко блоги, можно рассматривать как личные он-лайн журналы отдельных пользователей. Владелец блога может размещать сообщения в своем журнале, в то время как другие пользователи (читатели) могут оставлять к ним свои комментарии.
Слайд 9СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Вики-справочники (wiki), или просто вики, - по-сути, веб-сайты, содержимое
которых может редактироваться посетителями сайта. Наиболее известный пример - Википедия.
Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedInпозволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, В контакте.
Слайд 10СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Социальные сети прнятия решений - веб-сети для обсуждения с
целью принятия решений. Используются для установления постоянной связи отдельных людей
с правительством.
Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учета их мнений о продукте, о том как сделать его лучше и т.п., тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.
Слайд 11СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Социальные закладки (social bookmarking). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять
в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты
также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: del.icio.us.
Социальные каталоги (social cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, CiteULike, Connotea.
Слайд 12СОЦИАЛЬНОЕ ПО
Социальные библиотеки представляю собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки
на их коллекции, книги, аудиозаписи и т.п., доступные другим. Предусмотрена
поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т.п. Примеры: discogs.comпредставляю собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т.п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т.п. Примеры: discogs.com, imdb.com.
Многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчета очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.
Слайд 13ФОЛКСОНОМИЯ
Фолксономия (folksonomy) — практика и методика совместной категоризации контента (ссылок,
фото, видео клипов и т.п.) посредством произвольно выбираемых меток (тегов).
Основана
на спонтанном сотрудничестве группы людей с целью организации контента и полностью отличается от традиционных формальных методов классификации на основе индексных терминов.
Слайд 14ФОЛКСОНОМИЯ
Как правило, этот феномен возникает только в неиерархических сообществах, например
на общедоступных веб-сайтах.
Так как участники фолксономии контента обычно являются и
основными же ее потребителями, использование методики фолксономии приводит к результатам, более точно отражающим совместную концептуальную модель контента всей группы.
Слайд 15ФОЛКСОНОМИЯ
Основными проблемами фолксономии, приводящими к ненадежности и несогласованности результатов, являются:
Наличие форм множественного числа
Полисемия
Синонимия
Глубина (специфичность) использования меток.
Слайд 16ФОЛКСОНОМИЯ
Фолксономию можно в качестве одного из ключевых элементов в развитии
Семантической веб-сети, в рамках которой все веб-страницы содержат машинно-ориентированные метаданные,
описывающие содержимое страниц. Эти метаданные должны значительно улучшать точность работы поисковых систем.
Однако во избежание трудностей, вызванных ненадежностью и несогласованностью в работе больших сообществ авторов страниц, им рекомендуется использовать стандарты метаданных, например Дублинское ядро (Dublin Core).
Слайд 17СЕМАНТИЧЕСКАЯ ВЕБ-СЕТЬ
Семантическая веб-сеть (Semantic Web) — часть глобальной концепции развития
сети Интернет, целью которой является реализация возможности машинной обработки информации,
доступной в сети WWW.
Основной акцент в этой концепции делается на работе с метаданными, однозначно характеризующими свойства и содержание ресурсов WWW, вместо используемого в настоящее время текстового анализа документов.
Термин был введен Тимом Бернерсом-Ли в мае 2001 года.
В семантической веб-сети предполагается повсеместное использование
универсальных идентификаторов ресурсов (URI),
онтологий и языков описания метаданных.
Слайд 18СЕМАНТИЧЕСКАЯ ВЕБ-СЕТЬ
Эта концепция была принята и продвигается W3С.
Для её
внедрения предполагается создание сети документов, содержащих метаданные о ресурсах WWW,
и существующей параллельно с ними.
Тогда как сами ресурсы предназначены для восприятия человеком, метаданные используются машинами (поисковыми роботами и другими интеллектуальными агентами) для получения однозначной информации о свойствах этих ресурсов с помощью механизмов логического вывода.
Слайд 19СЕМАНТИЧЕСКАЯ ВЕБ-СЕТЬ
Техническую часть семантической паутины составляет семейство стандартов на языки
описания, включающее XML, XML Schema, RDF, RDF Schema, OWL и
др.
Необходимость описания метаданных так или иначе приводит к дублированию информации. Каждый документ должен быть создан в двух экземплярах: размеченным для чтения людьми, а также в машинно-ориентированном формате.
Слайд 20ОНТОЛОГИЯ
Онтология — это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области
знаний с помощью концептуальной схемы.
Обычно такая схема состоит из
иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области.
Современные онтологии обычно состоят из экземпляров, понятий, атрибутов и отношений.
Слайд 21OWL
OWL (Web Ontology Language) — язык онтологии для Веб,
построенный на основе XML.
Язык OWL может быть использован для
описания классов и отношений между ними.
В основе языка — представление действительности в модели данных «объект — свойство».
OWL применим не только для описания веб-страниц, но и любых объектов действительности.
OWL рассматривается в качестве одной из фундаментальных технологий, необходимых для построения Семантической веб-сети.
Слайд 22СЕМАНТИЧЕСКИЕ ВЕБ-СЕРВИСЫ
В то время как совокупность ресурсов и их метаданных
можно считать статической частью семантической паутины, её динамическую часть представляют
семантические веб-сервисы — законченные элементы программной логики с однозначно описанной семантикой, доступные через Веб и пригодные для поиска, композиции и выполнения.
Технически, семантический веб-сервис отличается от обычного веб-сервиса наличием не только описания интерфейса (обычно на языке WSDL) в терминах типов данных, передаваемых сервису, возвращаемых значений и генерируемых ошибок, но и наличием семантического описания всех его характеристик.
Слайд 23СЕМАНТИЧЕСКИЕ ВЕБ-СЕРВИСЫ
Потенциальная выгода от использования семантических веб-сервисов заключается в возможности
автоматического поиска (а также композиции) программными агентами подходящих сервисов для
решения поставленных задач.
Тем не менее, сложность этой задачи в её общей формулировке пока позволяет добиваться некоторых положительных результатов только в узкоспециализированных отраслях, явным образом выигрывающих от внедрения сервисно-ориентированной архитектуры, например в интеграции корпоративных приложений.