Слайд 1ПРИНЦИПЫ КРУЧЕ ДОПИНГА
Волонтерский актив как он есть
Екатерина Пфлюк:
Омск, 2015
Слайд 3Блок l «Волонтерство и общество»
1. Потребность в обществе и зарождение
и становление волонтерства
2. Волонтерство в России и в мире: сходство
и различия
3. Проблемы в работе волонтерских организаций
4. Значимость работы волонтера
5. Жизненный цикл общественной организации
Слайд 4Блок l l «Внутренняя организационная работа»
1. Миссия, цели, задачи и
принципы волонтерской организации
2. Структура организации
3. Актив (команда)
4. Управление командой, управление
проектами
5. Подбор людей, распределение обязанностей
6. Система обучения
7. Корпоративная культура
8. Санкции
Слайд 5Перерывы
с 14:00 до 14:30
с 16:00 до 16:30
Слайд 7
Правила работы:
1. Мы работаем в тесной связке,
в диалоге (вопросы
и ответы).
2. Все должно быть просто и ясно.
Не стесняйтесь
уточнять!
3. Правило 00:00
4. Теория и истории (не только мои, но и ваши)
5. Уважаем говорящего (поднимаем руку, не перебиваем)
6. Сова
Слайд 91. Потребность в обществе, зарождение и становление волонтерства
Слайд 12Предпосылки возникновения общественных организаций в мире:
Экономические и политические кризисы
Экологические катастрофы
Процесс
глобализации
Добровольчество – ответ на вызов.
Слайд 14
Ключевые ценности развитого общества:
человеческая жизнь, здоровье и человеческое достоинство
Вызов в
развитых странах –
сохранение этих ценностей.
Вызов в России –
формирование этих
ценностей.
Слайд 15Общественные организации удовлетворяют спрос, который не могут удовлетворить коммерческие организации
и государство.
Общественные организации заполняют пустоту во взаимодействии гражданина и государства,
не вступая в противоречия с последним.
Слайд 16Сферы жизни, в которых существует потребность в добровольческом труде
профилактика социального
сиротства,
поддержка материнства и детства,
повышение качества жизни людей пожилого
возраста,
социальная адаптация инвалидов и их семей, развитие дополнительного образования,
способствование межнациональному сотрудничеству,
популяризация ЗОЖ,
популяризация донорства,
спортивное волонтерство и др.
Слайд 17«Не сейчас»
«Мне не до этого»
«Сначала разберемся с более важными вопросами»
Слайд 18
Волонтерская деятельность
(добровольческая деятельность) –
это деятельность, осуществляемая на добровольной и
безвозмездной основе на благо всего общества или отдельных его членов
в форме выполнения работ или оказания услуг.
Слайд 19
Волонтер (доброволец)
– это индивид, вовлеченный в волонтерскую деятельность.
Слайд 20
Волонтерская организация –
это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу
или достигающих определенной цели в рамках волонтерской деятельности на основе
привлечения труда добровольцев.
Слайд 21
Формальная волонтерская организация –
это негосударственная и некоммерческая организация (НКО);
волонтерская организация, зарегистрированная официально и обладающая юридическим статусом.
Некоммерческая организация
(НКО) –
это организация, не имеющая в качестве своей цели получение прибыли, а также не распределяющая прибыль между ее участниками.
Слайд 22Внутренняя организация (устройство) волонтерского формального объединения –
это система управления
и функционирования такого объединения, связанная ключевыми элементами (цель и функции,
подразделения и состав участников, механизм отбора участников, структура и т.д).
Слайд 232. Волонтерство в России и в мире: сходство и различия
Слайд 25Французские волонтерские объединения вызывают доверие со стороны бизнеса. При этом,
несмотря на активную регулярную финансовую поддержку и политику льгот со
стороны государства, французские волонтерские организации стремятся подчеркнуть независимый от государства характер своей деятельности.
Слайд 26Российские коммерческие структуры зачастую не видят для себя очевидных преимуществ
в сотрудничестве с волонтерскими организациям.
Государственные органы на местном уровне помогают
им как правило альтернативными способами (предоставление помещений для собраний, распространение информации).
Отсутствует государственная регулярная финансовая поддержка, однако существует конкурс грантов между различными волонтерскими объединениями.
Слайд 27Волонтерские организации активно перенимают опыт профессионалов по связям с общественностью
и некоторые элементы менеджмента, используемые коммерческими организациями.
Слайд 28Волонтерские организации активно перенимают опыт профессионалов по связям с общественностью
и некоторые элементы менеджмента, используемые коммерческими организациями.
Основная причина: негласная конкурентная
борьба между российскими волонтерскими организациями за доверие потенциальных спонсоров.
Слайд 30Развивающаяся законодательная база.
Слайд 31
В российском сознании волонтерство является той необходимой силой, которая решает
сложные социальные проблемы тогда, когда государство не способно их решить.
По сути, волонтерство берет на себя некоторые обязанности государственной власти в его социальной сфере.
Слайд 32Волонтерство во Франции также решает социальные проблемы, которые не способно
решить государство. Но это еще и активная форма занятости в
дополнение к оплачиваемой работе, препровождение досуга и даже развлечение
Слайд 333. Проблемы в работе волонтерских организаций
Слайд 34Перевод проблем в «зоны роста»:
Развитие волонтерской культуры в России, информирование
Профессионализация (развитие навыков)
Коммерциализация (развитие партнерских отношений с государством и
бизнесом)
Слайд 37«Волонтерское движение - это новое явление для России. Но я
бы хотел отметить, что здесь просто потрясающие волонтеры».
Филипп Крейвен, президент Международного
Паралимпийского комитета.
Слайд 395. Жизненный цикл общественной организации
Слайд 415. Жизненный цикл общественной организации
Слайд 42Этап «зарождения»
это первый подъем, когда группа незаметна, внешняя деятельность незначительная.
Объединение представляет собой «творческое меньшинство».
Этапу присущ нравственный императив, характеризуемый фразой
«Надо исправить мир, ибо он плох!».
1 год
Слайд 432. Этап «развития»
Второй «подъем». Происходит оформления комплекса традиций существования группы
(типы управления внутренняя иерархия, уровень развития группы; тип обновления состава,
традиционные мероприятия)
«Мы хотим быть великими!» или «Будь тем, кем ты должен быть!»
Люди с радостью занимают разные функциональные роли, даже второстепенные, так как чувство единения и ощущение экспансии собственной культуры становится значимее иных чувств и ощущений.
Слайд 44Бунт «стариков» – разделение (обычно на два). «Перезагрузка». 3 год
Слайд 453. Акматическая фаза (перегрев)
Начинают доминировать честолюбие, самоутверждение. Страсти накаляются.
Известность организации
в неформальных широких кругах.
«Мы устали от великих!»
3-4 годы
Слайд 464. Надлом
В неформальной терминологии усталость.
Невозможность ответить на вызовы: в мышлении
просто нет ни понятий, ни механизмов для отыскания верного решения.
Надлом
характеризуется резким падением энергетики. Часто, но не всегда, ему сопутствует раскол. Императив: «Мы знаем, мы знаем всё будет иначе».
4-5 год существования, длится 1-2 года
Слайд 475. Инерция
Следующая фаза затишье после бури. «Золотая осень». Этот период
оказывается очень эффективным.
Укрепляется мемуарная традиция в жизни объединения: тщательно
культивируется и описывается его былая история. В конце концов, нарастает усталость и от этой деятельности, дела происходят реже, яркость их значительно ниже, эффективность системы сходит на нет. Императив: «С нас хватит». Время протекания инерционной фазы 2-3 года.
Слайд 485. Обскурация (окончательный упадок)
6. Архаизм (попытки сделать как было раньше,
но тщетные)
7. Футуризм (попытка копирования опыта других организаций, появления дочерних
организаций)
8. Мемориальная фаза
Слайд 495. Обскурация (окончательный упадок)
6. Архаизм (попытки сделать как было раньше,
но тщетные)
7. Футуризм (попытка копирования опыта других организаций, появления дочерних
организаций)
8. Мемориальная фаза
Слайд 501. Миссия, цели, задачи и принципы волонтерской организации
2. Структура организации
3.
Актив (команда)
4. Управление командой, управление проектами
5. Подбор людей, распределение обязанностей
6.
Система обучения
7. Корпоративная культура
8. Санкции
Слайд 53Цели:
«Зачем делать?»
Формальные
Цели как практический инструмент
Слайд 54Пример формальных целей
Основные цели волонтерской деятельности
1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся
в ней;
2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их
организаторов;
3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.
Слайд 55Задачи прокладывают путь к достижению цели и отвечают на вопрос
«что делать?»
Цель:
Безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;
Задачи:
Формирование
сети контактов с организаторами общественно значимых мероприятий региона;
Мониторинг этапов подготовки и проведения общественно значимых событий в регионе, включение этих событий в годовой план работы волонтерской организации.
Создание репутации надежного партнера в совместной организации общественно значимых событий;
Регистрация организации на специализированных ресурсах, посвященных организации общественно значимых событий;
и т.д.
Слайд 56Цели как практический инструмент
SMART:
Конкретика – четко ли вы определяете цель?
Измеримость – сможете ли вы определить, достигли ли вы цели?
Достижимость – этого ли вы стремитесь добиться?
Реалистичность – вы задаете утопичные замки или практичные цели?
Временные рамки – задали ли вы сроки для выполнения цели?
Пример:
К 1 мая 2013 года через электронную регистрационную форму подадут заявки 4500 человек в волонтерский центр подготовки волонтеров Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи от Омской области.
Слайд 57Принципы волонтёрской деятельности (стандартные)
1) Солидарность с целями организации (деятельность волонтера
направлена на
достижение общих целей, а не противоречит им);
2) Добровольность (никто
не может быть принужден действовать в качестве волонтера);
3) Вовлеченность в проекты, события, мероприятия организации (мы все — одна команда);
4) Безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью);
5) Добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);
6) Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).
Слайд 58Углубленные принципы
Совершенствование
и уважение к людям
Слайд 59
2. Структура организации и состав участников
Слайд 60
Состав участников:
Определяется исходя из потребности. Руководитель и команда управления
(10-12 человек).
Матричная структура – сеть. Кураторы направлений
- По видам
активностей
- По целевой аудитории
– интеллектуальные игры (акт), спортивные события (акт), детские дома (цел), детские сады (цел) и младшие школьники (цел), приюты для собак (цел) и т.д.
Слайд 62
Функциональные роли по Белбину:
Реализатор
Координатор
Творец
Генератор идей
Исследователь
Эксперт
Дипломат
Исполнитель
Слайд 63
4. Управление командой, управление проектами
Слайд 64
Процесс управления, система принятия решений, собрания и обратная связь, улаживание
конфликтов.
Слайд 65
Основы для работы
Все волонтеры: Кодекс волонтера
Актив: Кодекс + Cтандарты работы
Слайд 66
Рабочие собрания
Виды:
1. Формальные:
- Планирование и текущий контроль деятельности (1 раз
в неделю) как правило весь актив
- Проектные собрания (рабочие группы)
-
Мозговые штурмы (может быть частью любого из предыдущих собраний)
2. Неформальные:
- Подготовка к праздникам
- Поздравления
Технология проведения:
Повестка (заранее ознакомлены, готовы, пришли с вопросами)
Ограничение по времени, контроль тайминга
Динамика (без отклонений)
Резюме – решение по каждому вопросу, перед тем, как перейти к следующему.
Индивидуальные вопросы – «в рабочем порядке», не утомлять всех.
Нет решения – переносится, обозначается дата, когда будет разобран.
Слайд 67
Реализация проекта:
1. Описание проекта – концепция (стратегия: цели, задачи, целевая
аудитория, сроки, ожидаемый результат, акценты)
2. План работ (тактика: методы (действия),
график, ответственные, инструменты)
3. Ресурсы (список инвентаря, смета)
4. Разбор (анализ, пути совершенствования)
Слайд 68
Принципы конструктивной обратной связи
Конкретная – описывает конкретный пример поведения, который зависит
от человека; не содержит огульного обобщения.
Своевременная – относится к недавней ситуации,
которая еще свежа в памяти у вас и у другого участника обратной связи.
Конструктивная – предлагает варианты поведения, которые вы хотели бы видеть в будущем (особенно при негативной обратной связи).
С последствиями – указывает на последствия данного поведения: как оно влияет на Вас, на других, на рабочий процесс.
Развивающая – нацелена на помощь в развитии.
Слайд 69
5. Подбор людей, распределение обязанностей
Слайд 70
Индивидуальный подход исходя из мотивации и способностей.
Мотивация первична.
Мотив и Мотивация
– различия?
Зачем люди идут в волонтеры?
-Вера в правое дело, выполняемое
организацией
-Применение на практике навыков и опыта
-Личная симпатия к тому, что делает организация
-Исследование своих сильных сторон
-Мои друзья – волонтеры
-Улучшение резюме
-Требование работать волонтером выдвинуто учебным заведением
И многое другое
Слайд 72
Система обучения
В процессе работы:
- коучинг в процессе подготовки мероприятия
- разбор
мероприятий (+/++)
Специальное обучение – исходя из потребности.
- Навыковые тренинги (внешнее,
внутреннее обучение – для локальных задач, точечно)
- Выездные обучения – сессии (для решения стратегических задач)
Развивающая обратная связь
Слайд 748. Санкции
Санкциям подвергаются волонтеры, нарушившие «Кодекс волонтера» или Принципы организации.
Ситуация решается по факту поступка без отсрочек.
В зависимости от тяжести
нарушения применяются:
1. Временное краткосрочное отстранение от работы – до 1 месяца.
2. Временное долгосрочное отстранение – до 1 года.