Слайд 1Экологический мониторинг
Локальный экологический мониторинг
Слайд 2
Локальный ЭМ
Важнейшей составной частью по организации ЕГСЭМ является организация
мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду (локального мониторинга).
Локальный
экологический мониторинг – система непрерывных наблюдений за воздействием конкретного объекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды.
Локальный мониторинг представлен двумя разновидностями: производственный мониторинг конкретного объекта и импактный мониторинг конкретного воздействия
К локальному мониторингу можно отнести мониторинг среднего города (до 500 тыс. жителей), района расположения промышленного предприятия, ТЭС или АЭС, нефте-, газопромысла, разработки минеральных ресурсов, а также небольших территорий специфических географических объектов, таких как озеро, искусственное водохранилище, дельта крупной реки, лиман, морской залив и т.п.
Слайд 3
Локальный ЭМ
Организация и задачи локального ЭМ:
1. При организации и
проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за
которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального, а также загрязнители, выявляемые при организации мониторинга имеющихся источников загрязнения или на основе изучения технологических регламентов (проектов) создаваемых производств.
2. Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о местных гидрометеорологических условиях. Помимо мониторинга загрязнений именно на локальном уровне важен мониторинг здоровья, осуществляемый службами Минздрава РФ.
3. Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий. Как обычно, при возникновении экстремальных ситуаций частота отбора проб и выдачи информации должна быть резко увеличена впредь до ликвидации последствий этой ситуации.
Слайд 4
Локальный ЭМ
Организация и задачи локального ЭМ:
4. По результатам локального
мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к
сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации аварийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процесса, устраняющего возможность таких загрязнений. В особых случаях может ставиться вопрос о полном закрытии предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.
Результаты мониторинга локального фона на стадии проектирования и строительства также могут привести к необходимости улучшения, совершенствования проекта, изменению места строительства или даже к его запрету по экологическим соображениям.
Слайд 5
Локальный ЭМ
Организация и задачи локального ЭМ:
5. Для правильной организации
локального мониторинга необходимо определить наиболее чувствительное к ожидаемому или уже
существующему набору загрязнителей звено экосистемы в данном районе или хотя бы ряд таких предполагаемых критических звеньев в окружающей среде и биоте. Часто выявление одного наиболее чувствительного звена является весьма сложной задачей, которая не может быть решена однозначно.
6. При планировании и проведении локального мониторинга необходимо учитывать не только распространение загрязнителей из местных источников, но и поступление их извне за счет глобального и регионального переноса, что существенно также и при определении ПДВ и допустимой нагрузки на окружающую среду.
Слайд 6
Локальный ЭМ
Территориальными подразделениями МПР России осуществляется мониторинг источников антропогенного
воздействия.
Задачей наблюдений этого вида является определение состава и количества
загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду. Объекты наблюдения – предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.), имеющие источники загрязнения окружающей среды, а также сами источники.
Указанным мониторингом охвачено 18 380 предприятий в 459 городах России.
Слайд 7
Локальный ЭМ
Наблюдения включают:
1. Ведомственный контроль, который производится силами ведомственных
лабораторий контроля промышленных выбросов, прошедших метрологическую аттестацию, либо с привлечением
лицензированных (аккредитованных) лабораторий;
2. Государственный контроль, осуществляемый лабораториями контроля промышленных выбросов при территориальных органах МПР России.
Специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) осуществляют надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий, определяющих содержание загрязняющих веществ в выбросах и сбросах предприятий.
.
Слайд 8
Локальный ЭМ
Последовательное внедрение на промышленных предприятиях системного подхода к
обеспечению охраны окружающей среды обеспечивается в соответствии с требованиями международных
стандартов серии ISO 14000, национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и Правилами № 1836-93 от 29.06.93 г. по добровольному участию Компаний промышленного сектора в схеме экологического управления и аудита Европейского сообщества.
В рамках этих стандартов под мониторингом понимают
производственный экологический мониторинг (состояния
природных сред в районе размещения организации)
Слайд 9
Локальный ЭМ
Система стандартов:
ISO 14000 (ИСО 14000) – стандарты систем
экологического менеджмента – предлагают простой, гармоничный подход к управлению охраной
окружающей среды, применимый для всех организаций в различных странах мира. Совместим со стандартами ИСО серии 9000 и стандартом DNV OHSMS (на основе BS 8800).
Стандарт ИСО 14001:2004 (ISO 14001) содержит в себе все элементы типовой системы управления, такие как стратегия, цели и задачи, программа менеджмента, оперативный контроль, мониторинг и оценка, обучение, внутренние аудиты и анализ менеджмента.
Официально стандарты серии ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему менеджмента воздействий предприятия на окружающую среду и выполнения требований природоохранного законодательства.
В осуществлении стандартов ISO серии 14000 в настоящее время добровольно участвуют около 65 000 компаний мира.
Слайд 10
Локальный ЭМ
Преимущества поддержки стандартов предприятиями:
Сертификация на соответствие требованиям ISO
14001 : 2004 становится все более явным условием продвижения продукции
и услуг на международных рынках, а также улучшение отношения предприятия с потребителями, органами государственной власти и местной общественностью.
- Увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия.
- Рост конкурентоспособности за счет оптимального использования энергии и водных ресурсов, тщательного отбора сырья и контролируемой переработки отходов.
- Снижение финансовых затрат на выплату штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.
- Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду экономически эффективным образом, сочетая, таким образом, решение экономических и экологических задач.
- Повышение адаптивных возможностей российских компаний и упрочение их рыночных позиций.
Слайд 11
Локальный ЭМ
Мониторинг источников антропогенного воздействия (МИАВ) направлен на решение
проблемы специфического (конкретного) воздействия, оказываемого субъектом хозяйственной деятельности на компоненты
окружающей среды, и является информационной основой разработки стратегии по управлению антропогенным воздействием и принятию соответствующих управленческих решений
Функционирование МИАВ обеспечивает:
- Проведение наблюдений в районе расположения предприятий
- Получение достоверной информации об источниках эмиссии и их воздействии на окружающую среду
- Информационную поддержку разработки природоохранных мероприятий и оценку их эффективности
- Улучшение экологической обстановки и здоровья населения в зоне воздействия источников антропогенного воздействия субъекта хозяйственной деятельности.
Слайд 12
Локальный ЭМ
Промышленные предприятия обязаны вести государственную экологическую статистическую отчетность,
которая включает:
Форма 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Отчет
об охране атмосферного воздуха. Представляется ежегодно и включает данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации; данные о выбросе в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов.
Форма 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Отчет об использовании воды. Представляется ежегодно и включает данные о забранной из природных источников, полученной от других предприятий (организаций), использованной и переданной воды; данные о водоотведении, системах оборотного и повторного водоснабжения; установленные лимиты забора воды.
Слайд 13
Локальный ЭМ
Промышленные предприятия обязаны вести государственную экологическую статистическую отчетность,
которая включает:
Форма 2–тп (отходы) «Сведения об образовании использовании, обезвреживании,
транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Отчет об образовании и удалении токотходов. Представляется ежегодно и включает данные об отходах (наличие, образование, поступление от других предприятий, использование, обезвреживание, организованное и неорганизованное складирование и захоронение) отходов пяти классов опасности.
- Форма №1 – канализация. Отчет о работе канализации. Включает данные о наличии канализационных сооружений и их работе за год.
- Форма №1 – водопровод. Отчет о работе водопровода. Включает данные о наличии водопроводных сооружений и их работе за год.
- Форма №4 – ОС. Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах.
Слайд 14
Локальный ЭМ
Важным компонентом локального мониторинга является инвентаризация источников воздействия
на окружающую среду. Она заключается в документированном описании (в том
числе, на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам. В РФ обязательной является периодическая, один раз в пять лет, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.
Другим важным компонентом локального мониторинга является инвентаризация отходов. Под инвентаризацией отходов понимают документированное описание (в том числе, на основе дополнительных измерений) общего количества и основных характеристик отдельных видов отходов, а также способов их размещения и удаления. На сегодня как отдельная процедура инвентаризация отходов не осуществляется, хотя подобные данные используются при разработке экологических паспортов предприятий.
Слайд 15
Локальный ЭМ
Экологический паспорт промышленного предприятия – нормативно-технический документ (ГОСТ
17.0.0.04-90), включающий данные по использованию предприятием ресурсов и определению его
влияния на окружающую среду.
Экологический паспорт объединяет комплекс данных, выраженных через систему формализованных показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.
Предприятие разрабатывает экологический паспорт за счет собственных средств. Утверждает паспорт руководитель предприятия по согласованию с территориальным органом Минприроды РФ, где он регистрируется.
Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов предельно допустимых выбросов и сбросов, лицензии на природопользование, паспорта газоочистных и водоочистных сооружений и установок по переработке и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.
Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.