Слайд 1Принципы социального сопровождения подростка и семьи группы риска
Технология сбора и
оценки юридически значимой информации о личности несовершеннолетнего правонарушителя в ювенальной
юстиции
С.Шипшин
Ростов-на-Дону, 2010
Слайд 2Принципы социального сопровождения подростка и семьи
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОЗДЕЙСТВИЮ НА НЕСОВЕШЕННОЛЕТНЕГО
ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАЦЕЛЕНЫ НА КОНКРЕТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И УЧИТЫВАТЬ ФАКТОРЫ РЕАГИРОВАНИЯ
(ВОСПРИИМЧИВОСТИ, ОТЗЫВЧИВОСТИ)
МЕРОПРИЯТИЯ ДОЛЖНЫ ОХВАТЫВАТЬ ВСЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕАЛИСТИЧНЫ И ДОСТИЖИМЫ
Слайд 3Этапы социального сопровождения несовершеннолетнего и семьи
РАССМОТРЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛА
БЕСЕДЫ С КЛИЕНТОМ
И РОДСТВЕННИКАМИ
ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
ОБСУЖДЕНИЕ
ПЛАНА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
ОТСЛЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКА ПЛАНА
Слайд 5Принципы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
1. Необвинительность.
Вместо обличения и упреков, даже заслуженных – создание ситуации для
выхода из кризиса.
2. Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.
3. Назначение «куратора» конкретных семей из числа социальных работников, которые отслеживают изменение ситуации в семье, координируют работу всех ведомств в рамках составленных программ комплексной реабилитации.
4. Доверительные отношения.
5. Уважение норм и ценности семьи и детей.
6. Выявление позитивного потенциала семьи, опора на него для развития способности к самопомощи.
7. Сочетание мер помощи семье и мер наказания родителей, в том числе административного.
Слайд 6Принципы социального сопровождения несовершеннолетнего и семьи
АКЦЕНТ НА РЕАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ:
МАЛЫЕ
ИЗМЕРЯЕМЫЕ
ДОСТИЖИМЫЕ
РЕАЛЬНЫЕ
СВОЕВРЕМЕННЫЕ
Слайд 7Принципы социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя
ПЛАНИРОВАНИЕ:
РАНЖИРОВАТЬ РИСКИ И ПОТРЕБНОСТИ
ФОРМУЛИРОВАТЬ ПОТРЕБНОСТИ В
КОНКРЕТНЫХ ТЕРМИНАХ
УКАЗАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ
УКАЗАТЬ БАРЬЕРЫ
УКАЗАТЬ СТИМУЛЫ
ОЦЕНИТЬ ГОТОВНОСТЬ И МОТИВАЦИЮ
К ИЗМЕНЕНИЯМ
ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ – ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА, ВИД ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Слайд 8Принципы социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя
БАРЬЕРЫ, СНИЖАЮЩЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ УСЛУГ
ФРАГМЕНТАРНОСТЬ
УСЛУГ
ЧРЕЗМЕРНОЕ МОРАЛИЗИРОВАНИЕ
НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЕЩАНИЙ
Слайд 9Принципы социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ЦЕЛЬ:
УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ / КОНТРОЛЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
БАРЬЕРЫ: ЗЛОСТЬ НА ОТЦА; ПЛОХАЯ
СПОСОБНОСТЬ К САМОАНАЛИЗУ; ПОДДЕРЖКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / СТИМУЛЫ РЕСУРСЫ: ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ; УСТАЛОСТЬ ОТ КОНФЛИКТОВ
СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ; ПОЛНЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГНЕВОМ
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ БУДУТ РЕШЕНЫ
Слайд 10Планирование действий
Проблемы – мозговой штурм
«Дерево проблем» – выявление причинно-следственных связей
Может
быть дополнено «Деревом причин»
Выявление ключевой/доступной причины
Построение «Дерева решений»
Слайд 11Понятие «Точка вмешательства»
Распознаваемость
Доступность
Своевременность
Набор действий для вмешательства
…..
Слайд 12Возможные тренинги
Работа с гневом
Работа с чувствами
Общение с ребенком
Выражение чувств
Слайд 13Правила активного слушания
Трехтактная схема слушания:
поддержка,
уяснение,
комментарий.
Слайд 14Возможные приемы слушания
Глухое молчание, видимое отсутствие реакции.
Поддакивание («ага», «угу», «да-да»,
«ну», кивки головой).
Эхо-реакция, повторение последнего слова сообщения
Зеркало – повторение последней
фразы собеседника.
Парафраз – передача высказывания партнера другими словами.
Побуждение («Ну и.. И что дальше?)
Уточняющие вопросы (что ты имел в виду?)
Слайд 15Правила эмпатийного слушания
1.Настройтесь на слушание, забудьте о своих проблемах.
2. Держите
паузу после высказывания собеседника и вашего ответа.
3. Эмпатийное слушание –
не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить, а не прокомментировать или оценить чувства партнера.
Если партнер возбужден и ему необходимо выговориться, поддерживайте его невербальными средствами
Слайд 16Как слушать ребенка
Если у ребенка эмоциональная проблема – надо его
активно послушать, т.е «возвращать» ему в беседе то, что он
вам поведал, при этом обозначив, назвав «по имени» его чувство.
Слайд 17Техника активного слушания
Повернуться лицом к ребенку и быть с ним
на одном уровне.
Не следует задавать вопросы. Реплики строить в утвердительной
форме.
Выдерживать паузу после каждой своей реплики.
Нужно повторить то, что сказал ребенок, а потом обозначить его чувство.
Слайд 18Преимущества активного слушания
1.Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
2.Ребенок, убедившись,
что его слушают и понимают, а не оценивают, начинает рассказывать
все больше, становится откровеннее, разговор часто выходит за рамки конкретного случая, вызвавшего неприятные переживания.
3.Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Слайд 19Но!
Активное слушание не нужно применять, если у ребенка нет эмоциональных
проявлений, или если он задает конкретные вопросы.
Если ребенок достаточно откровенен
и открыт, важно просто слушать, интерпретировать не обязательно.
Если некогда, лучше не начинать.
Активное слушание – не панацея
Слайд 20упражнения
Кто я? (5 минут)
Каким я себя вижу? – 10 минут,
листы бумаги и цветные карандаши, фломастеры.
Некролог-1 – 10 минут (если
бы я умер вчера)
Некролог-2 – 10 минут (Если бы я умер через 10 лет)
Личные герб и девиз (на бланке): Первое поле- «я как педагог», второе поле – «Мои ученики», третье поле «Я глазами моих учеников» четвертое поле – «Моя профессиональная мечта». На ленте – девиз