Слайд 1ЛЕКЦИЯ 3
ОППОНЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТЭКОНОМИИ
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Предпосылки возникновения ИШГ. Фридрих Лист: «Национальная система политэкономии».
Периодизация ИШГ.
Старая и новая историческая школа.
Новейшая историческая школа: представители, экономические воззрения.
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Ключевые слова:
- национальная экономика
- комплексное изучение экономики
- реформы С.Ю. Витте
Слайд 4ЦЕЛЬ занятия
Исследование и анализ теоретических воззрений представителей ИШГ.
Слайд 5ПРЕДПОСЫЛКИ
Исторический контекст:
-политическая раздробленность Германии (36 государств);
-экономическая раздробленность, препятствия для образования единого рынка.
Теоретические
предпосылки:
Историческая школа права (Фридрих Карл Савиньи)
Традиции камералистских наук
Слайд 6ФРИДРИХ ЛИСТ
(1789 - 1846)
«Национальная система политэкономии»
(1841)
Э. Райнерт - книги Листа были списаны из библиотеки Бейкера
при Гарвардском университете…
Слайд 7ФРИДРИХ ЛИСТ
(1789 - 1846)
«Национальная система политэкономии»
(1841)
Рейтлинген (королевство Вюртенберг)
Профессор Тюбенгенского университета
Депутат парламента
Промышленный предприниматель в США
Американский консул
в Лейпциге, инициатор ж/д строительства в Саксонии
Франция – призер конкурса Парижской академии наук
Австрия- Куфстен-гостиничный номер
Слайд 8ФРИДРИХ ЛИСТ
(1789 - 1846)
«Национальная система политэкономии»
(1841)
Доктрина геополитической экономии
Метод п/э – историзм (английская текстильная промышленность –
запрет ввоза индийских тканей)
Стадии экономического развития: 1) дикая; 2) пастушеская; 3) земледельческая; 4) земледельческо-мануфактурная; 5) земледельческо-мануфактурно-коммерческая
Слайд 9ФРИДРИХ ЛИСТ
- «воспитательный протекционизм» - таможенная защита молодых отраслей национальной
промышленности, пока они не достигнут уровня международной конкурентоспособности.
- Теория
производительных сил. Производительные силы – это способность создавать богатство нации (а не «п/э меновых ценностей»)
«Способность создавать богатство, значительно важнее самого богатства».
берется не индивидуальный, а национальный масштаб
включаются все сферы экономики
помимо экономических сюда входят все общественные институты
Слайд 10Ф.ЛИСТ: полемика с классиками
три недостатка теории Смита и его последователей:
1) «космополитизм», т.е. идея о существовании единых для всех стран
универсальных экономических законов, не учитывающих национальную специфику;
2)«индивидуализм», т.е. использование в экономическом анализе понятия «экономический человек» без учета всех общественных связей;
3) «материализм», т.е. исследование только материальных факторов создания богатства.
Слайд 11ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИШГ
I. Старая историческая школа
(1840-60-е гг.)
II.
Новая историческая школа
(1870-90-е гг.)
III. Новейшая историческая школа
(1900-начало 1930-х гг.)
Слайд 12Старая историческая школа
Работали самостоятельно
Критическая позиция по отношению к КПЭ
Исторический подход
Вильгельм
Рошер (1817-1894),
«Одного экономического идеала не может быть для народов,
точно так же как платье не шьется по одной мерке»
Бруно Хильдебранд (1812-1878)
Карл Книс (1821-1898)
Слайд 13СТАРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В.Рошер – критерий: ведущий фактор
производства-
1) древнейший (земля)
2) средневековый (труд свободных
ремесленных цехов)
3) новый (капитал).
Бруно Хильдебранд - критерий: развитие товарно-кредитных отношений
Натуральное – денежное - кредитное хозяйство
К. Книс: тройственная система хозяйственных мотивов: частный интерес; общественное (в т.ч. государственное принуждение); каритативные отношения ( от лат. сострадание)
Слайд 14Новая историческая школа
«Шмоллер contra Менгер» - «спор о методах»
«Катедер-социализм» -
«третий путь» между концепцией экономического либерализма и марксистским социализмом
Густав Шмоллер
(1838-1917),
Карл Бюхер (1847-1930)
Луйо Брентано (1844-1931)
Слайд 15СПОР О МЕТОДАХ: экономическая наука
К. МЕНГЕР
специализированная, абстрактная,
этически нейтральная,
базируется
на внеисторической рациональной логике и дедукции, из априорных предпосылок (таких,
как максимизация благосостояния каждым индивидом).
Г. ШМОЛЛЕР:
исторически конкретна, исследует динамику институтов,
междисциплинарна, основана на эмпирических исследованиях (индуктивна),
этически и практически ориентирована ,
против методологического индивидуализма австрийцев, исходя из социальной природы человека.
Слайд 16«Катедер-социализм»
1872 – Эйзенах – создание реформистского «Союза социальной политики» (немецкие
университетские п/э)
Адольф Гельд (1878) : «Катедер-социализм» выдвинул в противовес как
радикальной приверженности манчестерства к принципу «laissez faire», так и радикальному стремлению социал-демократии к перевороту – самостоятельный принцип примирения порядка и свободы. Упрямому консерватизму и социальной революции он противопоставил законную, шаг за шагом продвигающуюся вперед положительную реформу».»
Слайд 17Густав Шмоллер (1838-1917)
«Народное хозяйство есть часть общественной жизни, сторона социального
тела и должна восприниматься только в связи с другими общественными
проявлениями»
«Основы общего учения о народном хозяйстве»
Слайд 18КАРЛ БЮХЕР
«Возникновение народного хозяйства» (1893)
На себя – ремесло -
кустарная промышленность, фабрика
Слайд 19Новейшая историческая школа
Вклад в новую дисциплину - экономическую социологию
Исследование историко-этической
проблематики «духа капитализма»
Вернер Зомбарт (1863-1941):
«Современный
капитализм»(1902)
Макс Вебер (1864-1920):
«Протестантская этика и дух капитализма»(1904)
Слайд 20ВЕРНЕР ЗОМБАРТ
Понятие капитализм стало общеупотребительным ;
СТАДИИ КАПИТАЛИЗМА: докапиталистическая - ранняя
-развитая - поздняя
Прогноз на будущее - организованный капитализм
(государственное регулирование экономики + частная, коллективная (корпоративная), государственная собственность)
Слайд 21ВЕРНЕР ЗОМБАРТ «Порядок хозяйственной жизни» (1925)
Разработка теоретического понятия «экономическая система»
- определенная организация хозяйственной жизни (определенное мышление, определенная техника);
Три части
системы: дух (экономическое сознание, традиции), форма (экономическая организация и управление), способ (техника, применяемая в производстве и обращении).
Слайд 22ВЕРНЕР ЗОМБАРТ: функции предпринимателя
Организационные (умение подбирать и объединять людей и
вещи в работоспособное целое)
Торговые (искусство вести переговоры, завоевывать доверие, возбуждать
желание покупки своего товара)
Счетоводные (точное числовое исчисление затрат и результатов)
Слайд 23ВЕРНЕР ЗОМБАРТ: «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического
человека» (1913)
Историческая типология предпринимательства:
1) разбойники
2) феодалы (продажа зерна,
шерсти, горное дело)
3) государственные деятели, насаждающие торговые и промышленные компании
4) спекулянты, оперирующие с деньгами, цб (банкиры, грюндеры, биржевики)
5) купцы (торговый капитал в процесс производства благ)
6) ремесленники (фабриканты)
Слайд 24ВЕРНЕР ЗОМБАРТ: 3 главные формы конкуренции в современном капитализме
1) конкуренция
эффективностью (ценовая)
2) конкуренция внушением (реклама)
3) конкуренция насилием
(стремление к монополии)
Слайд 25ВЕРНЕР ЗОМБАРТ: учение о колебаниях конъюнктуры
Ввел в экономическую теорию понятие
«конъюнктура» - общее положение рыночных отношений в каждый данный момент
Периоды
подъема - «популяризация капиталистического духа», периоды спада - периоды внутреннего усовершенствования
Тенденция к сглаживанию конъюнктуры
Слайд 26МАКС ВЕБЕР: 1864-1920
Сотериологические основы капитализма ( сотериология – учение о
спасении)
Буржуазный промышленный капитализм - полностью целерациональный
Северо-Запад Европы -16-17 вв.
Протестантская религия
Слайд 27МАКС ВЕБЕР: 1864-1920
Религиозная этика:
-самостоятельность личности (прямое общение с Богом)
Активная мирская
деятельность (отвергает монашество)
Накопление богатства - скромный образ жизни богача, не
потребление, а инвестиции
Трансформация в деловую этику
Слайд 28ЛИТЕРАТУРА
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Лист Ф. Национальная система политэкономии.
М.,1995.
Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. Т.1.М.,2001.