Слайд 1МЕЖЛИЧНОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Внешний мир – это мир природы, которым
человек овладевает, познавая законы природы, общества и использует эти законы
для их преобразования в своих целях. Это мир науки, техники, практики, объектных отношений, в которых нет ничего личного.
Социальный мир («наш мир», «мир, в который вместе со мной входят и другие люди») – это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Взаимодействие с «социальным» миром – это становление деятельности и развитие человека, как субъекта предметной деятельности и отношений, в ходе которой формируются его психические качества.
Исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.
Слайд 2Внутренний мир - мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной
причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности», существование с другими людьми.
Социальное
поведение входит во внутренний мир как межличностное отношение, как соприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим людям, как самовыражение.
В каком бы мире не рассматривалась бы жизнь человека, одной из основных, базовых категорий, характеризующих его как личность, выступает категория отношения.
Совокупность психологических, субъективных отношений к объективной действительности, предметной деятельности, другим людям и самому себе определяет позицию человека как личности.
Отношения складываются в процессе социального взаимодействия и общения.
Слайд 3Основные задачи межличностного взаимодействия:
-межличностное восприятие и понимание человека
-формирование
межличностных отношений
-оказание психологического воздействия
Эффективность восприятия и понимания связана с социально-психологической
наблюдательностью – свойством личности, позволяющим ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Объектом восприятия являются:
физический облик: анатомические (рост, голова, руки и т.п.), физиологические (кровообращение, дыхание, потоотделение и т.д.), функциональные (осанка, поза, походка) и паралингвистические (мимика, жесты, телодвижения) характеристики
социальный облик: предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики.
Условия восприятия – место, время, ситуации восприятия. Сокращение времени – возможная недостоверность. Тесный, длительный контакт – благосклонность.
Слайд 4Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно
проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг
на друга в процессе совместной деятельности и общения.
В основе – «личные отношения», определяемые сугубо индивидуальной направленностью на кого-то или что-то.
Отношения, возникают и складываются на основе определенных эмоций (чувств), рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Основные виды или уровни эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства.
«Набор» чувств можно свести в две большие группы:
- конъюнктивные – чувства, сближающие людей. В каждом случае такого рода отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.
- дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.
Слайд 5Составляющие межличностных отношений:
- психические взаимоотношения – раскрывают притягательность объекта, благоприятно
или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека;
- психологические взаимоотношения –
представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, другими людьми;
- ролевые взаимоотношения – отражают функционально-организационную зависимость людей в совместной деятельности;
- коммуникативные взаимоотношения – характеризуют активность в контактах, взаимосвязях, общении. Возникают посредством информационного обмена и во многом зависят от качеств партнеров в диапазоне «общительность-замкнутость»;
- когнитивные взаимоотношения – результат отражения адекватность взаимного познания в диапазоне «понимание-непонимание»;
- эмоциональные взаимоотношения – отражают взаимную привлекательность людей в диапазоне «любовь - ненависть». Побудителями этих чувств становится физическая, психологическая, социальная привлекательность партнеров;
- волевые взаимоотношения – отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности в диапазоне «независимость - подчинение»;
- моральные взаимоотношения – характеризуют поведение людей по критериям «добро - зло»;
- статусные взаимоотношения – определяются положением человека в группе.
Взаимоотношения можно различать по дистанции между партнерами между партнерами во время общения, по продолжительности и частоте контактов, применению ролевых клише в актах общения. Существует общая закономерность – по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.
Слайд 6Процесс установления и развития межличностных отношений включает: межличностное восприятие и
понимание, межличностную совместимость и межличностный конфликт.
Межличностная совместимость рассматривается преимущественно как
диадный феномен и предполагает наличие удовлетворения людьми потребностей и поведенческих проявлений друг друга. Применительно к профессиональной группе необходимо говорить о совместимости в сфере профессиональной деятельности и о совместимости в сфере общения.
Общение может реализовываться как в процессе труда, так и вне его, значит правомерно говорить о двух аспектах совместимости в межличностном общении: совместимости в общении, соответствующем профессиональной деятельности, и совместимости в независимом (свободном) общении.
Слайд 7Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования
межперсональных отношений и условия их развития.
Динамика развития межличностных отношений проходит
в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения.
Знакомства осуществляются в каких-либо условиях (совместная работа, общие увлечения, случайно встреча и т.п.). Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. При формировании товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание (общее интересы, общие цели в различных видах деятельности и т.д.).
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.
Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.