Слайд 1Эпический театр
Бертольда Брехта
Петрова С.А.
Филологический факультет
ЛГУ им. А.С. Пушкина
Слайд 3Биография Бертольда БРЕХТА
1. В 1904 -1908 гг. Брехт учился в
Народной школе Францисканского монашеского ордена.
2. С 1908 по 1917 гг.
учился в Баварской королевской реальной гимназии гуманитарного профиля. В 1913 г. первые литературные опыты – стихи, эссе, театральные рецензии.
3. В 1917 поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где изучал медицину и естествознание. Но ушёл в армию в качестве санитара в 1918 г. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии».
Слайд 4Биография Бертольда брехта
4. Кумиром его юности был Франк Ведекинд, предшественник
немецкого экспрессионизма. Благодаря ему Б. Брехт изучал песни уличных певцов,
балаганные куплеты, шансоны и даже традиционные формы – балладу и народную песню.
5. В ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге. Первое «классическое» стихотворение «Легенда о мёртвом солдате» (Legende vom toten Soldaten).
Слайд 5Биография Бертольда Брехта
6. Появляются первые пьесы Брехта: «Ваал» (1918), «Барабанный
бой в ночи» (1919), «В чаще городов» (1921). Постановка этих
пьес часто вызывала бурную реакцию со стороны публики, спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — вероятно, не все принимали социалистические идеи автора.
7. В 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста. С 1924 г. живёт в Берлине, занимается театром. А сам он не только пишет пьесы и создает теорию «эпического театра», на рождение которой особенное влияние оказала совместная театральная работа с Э. Пискатором, но и активно изучает классиков марксизма. Сближается с Коммунистической партией Германии, пишет «Песнь единого фронта» и «Песнь солидарности». Дружба с Лионом Фейхтвангером.
Слайд 6Биография Бертольда Брехта
8. В 1928 г. пьеса «Трёхгрошовая опера», в
которой использует новые приёмы «эпического театра».
9.В 1933 г. к
власти приходят нацисты. Начинаются политические репрессии. Б.Брехт эмигрирует в Данию. В 1935 его лишают гражданства.
10. Весной 1935 года Брехт больше месяца провёл в СССР.
11. В 1941 г. вынужден отправиться в США. Поселился в Голливуде.
Слайд 7Биография Бертольда Брехта
12. В США Брехт провёл шесть с половиной
лет. Там он написал стихотворения, обличающие Голливуд, тем не менее
заканчивая «Жизнь Галилея» и «Мамашу Кураж». По окончании войны во время «охоты на ведьм» в США в Конгрессе он заявляет, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покидает США. Единственное государство, давшее ему визу, — Швейцария.
13. Брехт в 1947 году переезжает в Швейцарию. Западные зоны Германии (ни французская, ни английская, ни США) не дают ему визу, разрешает возвращение только Восточная часть (будущая ГДР). Он покидает Швейцарию и устраивается в Восточном Берлине, где и продолжает жить и работать.
14.В 1950 году был избран вице-президентом Академии искусств ГДР. Литератор скончался 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».
Слайд 8Эпический театр Б.Брехта
Бертольд Брехт – не просто драматург, писатель, поэт,
но и основатель театральной теории – «эпического театра». Сам Брехт
противопоставлял ее системе «психологического» театра, основоположником которой является К.Станиславский.
Слайд 9Эпический театр Б.Брехта
Основным принципом «эпического театра» являлось соединение драмы и
эпоса, что противоречило общепринятому пониманию театрального действия, основанного, по мнению
самого Брехта, только на идеях Аристотеля.
Слайд 10Эпический театр Б.Брехта
Цель «эпического театра» – заставить зрителя абстрагироваться и
начать критически оценивать и анализировать происходящее на сцене.
«Зритель должен
наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, — он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться». Лион Фейхтвангер о театре Б. Брехта
Слайд 11Эпический театр Б.Брехта
Для «эпического театра» важен был «эффект очуждения». Сам Бертольд Брехт говорил, что
необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется,
знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.
Слайд 12Эпический театр Б.Брехта
Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально
вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его
собственной позиции по отношению к своему персонажу.
Слайд 13Эпический театр б.брехта
Оформление сцены должно было работать на идею; Брехт
отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент. От
художника теперь требовался минималистический рационализм, декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах. Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.
Слайд 15Эпический театр б. брехта
Для реализации «эффекта очуждения» Брехт использовал в
своих спектаклях также и музыкальные номера – в «эпическом театре»
музыка дополняла актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги. Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию. Интермедиальный подход.
Слайд 16Использование рассказчика
использование средств живописи и музыки
Слайд 17Зонги – песенная поэзия. Зонги из спектакля стали невероятно популярны,
и в 1929 году в Берлине даже вышел сборник, а
позже исполнялись многими мировыми звездами музыкальной индустрии.
Слайд 18Эпический театр б. брехта
Зонг (от нем. der Song — эстрадная песня) — вид баллады,
иногда близкой к джазовому ритму, часто пародийного, гротескного характера, содержащей
едкую сатиру и критику общества. Изначально — обозначение музыкальных номеров в «эпическом театре» Б. Брехта (со времени первой постановки его «Трёхгрошовой оперы» в 1928 году), где они исполняются обычно в виде интермедии или авторского комментария
Слайд 20Эпический театр б. брехта
Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового
театра, где главная цель автора и актёров — воздействовать не
на эмоции зрителя, а на его разум: заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта смеётся над плачущим и плачет над смеющимся. ведь главная задача, которую ставит Брехт перед своей аудиторией — не верить, а думать.
Слайд 21Пьеса-парабола: «добрый человек из Сезуана» (Сычуани)
Слайд 22«добрый человек из Сезуана» (Сычуани)
Два облика главной героини — это
яркое сценическое «очуждение», это наглядная демонстрация дуализма человеческой души. Но
это и осуждение дуализма, ибо борьба добра и зла в человеке является, по Брехту, лишь порождением «дурных времен». Драматург наглядно доказывает, что зло в принципе — инородное тело в человеке, что злой Шой Да — это всего лишь защитная маска, а не подлинное лицо героини. Шен Де никогда не становится на самом деле злой, не может вытравить в себе душевную чистоту и мягкость.