Разделы презентаций


Принципы возрастной периодизации по Л.С. Выгодскому

Содержание

Лев СемёновичВыго́тский (17 ноября 1896— 11 июня 1934 Москва)  советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии«Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им». Л.С. ВыготскийЗнаменитый российский психолог Александр Лурия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Принципы возрастной периодизации по Л.С. Выгодскому
Готовимся
к ГОСАМ

Принципы возрастной периодизации по Л.С. Выгодскому    Готовимся к ГОСАМ

Слайд 2 Лев СемёновичВыго́тский (17 ноября 1896— 11 июня 1934 Москва) 
советский психолог, основатель культурно-исторической школы

в психологии
«Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии

быть им». Л.С. Выготский

Знаменитый российский психолог Александр Лурия неоднократно признавал, что «всему хорошему в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому»
Лев СемёновичВыго́тский (17 ноября 1896— 11 июня 1934 Москва)    советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии«Быть в физиологии

Слайд 3Биография
Выготский родился 17 ноября 1896 года в белорусском городе Орша

в семье служащего.
Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц,

известный использованием так называемого метода сократического диалога.
В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле.
С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.

БиографияВыготский родился 17 ноября 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего. Его образованием занимался частный

Слайд 4Профессор института психологии в Москве
Становление Выготского как учёного совпало с

периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой

он принял активное участие
В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубликованной в 1960г.) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики:
по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.



Профессор института психологии в МосквеСтановление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии

Слайд 5Влияние Выготского
Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от

туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов

на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.
В 1970-е гг. теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США.



Влияние Выготского Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине

Слайд 6
С точки зрения Выгодского любой родившийся ребёнок вынужден уже

в ранние годы своей жизни принять нормы отношений, культуру, язык,

традиции, обычаи того общества, в котором он родился.
Если адаптация к нормам общества происходит успешно, то такой ребёнок считается адаптированным. Если он не может приспособиться к социальной среде, то считается дезадаптированным (дети с задержкой развития, олигофрены)
С точки зрения Выгодского любой родившийся ребёнок вынужден уже в ранние годы своей жизни принять нормы

Слайд 7 Периодизация развития по Л.Выгодскому

Выготский называл проблему возрастной периодизации развития

"центральной для всей детской психологии" и "ключом ко всем вопросам

практики".
В своей периодизации Выгодский впервые выделил типы возрастного развития человека от рождения до 17 лет жизни.
Выделение именно такого периода связано с тем, что в эти годы происходит наиболее интенсивное психическое развитие. Закладываются особенности личности и характера, основные способности, а также базовые наблюдаемые качества.
В периодизации также учитывается выделение кризисных периодов развития на отдельных возрастах. Периодизация создана в конце 20-х – нач. 30-х годов прошлого века.

Периодизация развития по  Л.ВыгодскомуВыготский называл проблему возрастной периодизации развития

Слайд 8Выгодский впервые выделяет такие понятия как:
Возрастной этап – конкретный отрезок

психического онтогенеза человека, когда проявляются специфичные для этого возраста психо-физиологические

особенности и особенности поведения.
Возрастной кризис – наиболее яркий момент противоречий между достигнутым уровнем развития и новыми потребностями личности на конкретном (возрастном) этапе развития.
Возрастные психические новообразования–выраженные изменения, новые качества в интеллектуальной , личностной, поведенческой сферах человека, которые приобретаются им на новом возрастном этапе.
Социальная ситуация развития – конкретная ситуация отношений общества (социума) к человеку, его самого к себе, а также отношение человека к окружающим, определённое развитие на определённом возрастном этапе.

Выгодский впервые выделяет такие понятия как: Возрастной этап – конкретный отрезок психического онтогенеза человека, когда проявляются специфичные

Слайд 9Зона ближайшего развития
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего

развития Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов»,

объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Зона ближайшего развитияСущественным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития Зона ближайшего развития — «область не созревших,

Слайд 10Законы психического развития ребёнка (Выгодский)
Детское развитие имеет свой ритм и

темп, который меняется в разные годы жизни
Развитие есть цепь качественных

изменений, и психика ребёнка принципиально качественно отличается от психики взрослых
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития
Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребёнка, позже они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребёнка.
Законы психического развития ребёнка (Выгодский)Детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизниРазвитие

Слайд 11Детское развитие подчиняется не биологическим законам, развитие ребёнка происходит путём

присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности;

Движущая сила развития у

человека – обучение;
Обучение создаёт зону ближайшего развития;

«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, характеризует умственное развитие на завтрашний день.»
Выгодский


Детское развитие подчиняется не биологическим законам, развитие ребёнка происходит путём присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности;Движущая

Слайд 12Психическое развитие – целостное развитие всей личности
Психическое развитие ребёнка осуществляется

одновременно по линиям:
Познавательной сферы(становление интеллекта, развитие механизмов познания)
Психологической структуры и

содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности)
Личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самоценки, взаимодействия с социальной средой)
Психическое развитие – целостное развитие всей личностиПсихическое развитие ребёнка осуществляется одновременно по линиям:Познавательной сферы(становление интеллекта, развитие механизмов

Слайд 13Принципы периодизации Выготского:
1)       принцип историзма – развитие ребенка происходит в

конкретно-историческом периоде и обусловлено этим периодом.
2)       обязательно учитывать роль каждого

возрастного этапа в общем развитии ребенка;
3)       диалектический подход к пониманию развития;
4)       необходимо выделять критические периоды развития;
5)       выделять эпохи, стадии и фазы
Принципы периодизации Выготского: 1)       принцип историзма – развитие ребенка происходит в конкретно-историческом периоде и обусловлено этим периодом.2)      

Слайд 14ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
- способ научного познания, основанный на использовании принципов

диалектики (др.-греч. …) - искусство вести беседу, спор) как учения

о наиболее общих закономерностях становления и развития реальности, внутренний источник которого определяется как единство и борьба противоположностей.
Диалектический подход опирается на представление об объектах и предметах окружающего мира как закономерно меняющихся
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - способ научного познания, основанный на использовании принципов диалектики (др.-греч. …) - искусство вести беседу,

Слайд 15Периодизация Выготского
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями,

на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного

и кризисного развития по Выготскому:
кризис новорожденности (до 2 мес.)
младенческий возраст (до 1 года)
кризис 1 года
раннее детство (1-3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3-7 лет)
кризис 7 лет
школьный возраст (7-13 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (13-17 лет)
кризис 17 лет

Периодизация Выготского Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через

Слайд 16Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:
Кризис новорожденности

Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной

социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность "серьезная игра", предметно-орудийная. Появляются жесты, ходьба, речь.
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение "Я сам". 
Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания
Кризис 17 лет


Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности Младший возраст (2 месяца - 1

Слайд 17Периодизация по Выгодскому

Периодизация по Выгодскому

Слайд 18Лев Семенович Выготский (1896—1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной

психологии. Его наследие огромно (более 270 работ), а идеи неисчерпаемы,

оригинальны и до сих пор актуальны.
Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Известный американский философ С. Тулмин назвал его Моцартом в психологии.
Работая в сложных условиях, за очень короткое время ему удалось внести важный вклад в психологию искусства, общую психологию, детскую и педагогическую психологию, пато- и нейропсихологию, методологию психологии, дефектологию и педагогику.
Его работы представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России.

Лев Семенович Выготский (1896—1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Его наследие огромно (более 270 работ),

Слайд 19Лев Семёнович Выго́тский 
Основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала

известна с 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Автор

работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. (связанный с изучением сознания и мышления).
По его имени назван коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии».
Знаменитая «восьмёрка» учеников Выготского. Стоят: А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, и Д.Б. Эльконин, сидят: А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Р. Лурия.
Лев Семёнович Выго́тский Основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала известна с 1930-х годов как «культурно-историческая теория»

Слайд 20
После того, как в 1962 году на английском языке была опубликована

его работа «Мышление и речь», идеи Выготского широко распространились в

США, Европе, а затем и в других странах. Когда одному из американских последователей культурно-исторической школы Ури Бронфенбреннеру из Корнелльского университета удалось приехать в СССР, он с порога смутил дочь Выготского Гиту Львовну вопросом: «Надеюсь, вы знаете, что ваш отец для нас Бог?»

Лев Выготский с дочерью Гитой, 1934 год.

После того, как в 1962 году на английском языке была опубликована его работа «Мышление и речь», идеи Выготского

Слайд 21Могила Л. С. Выготского на Новодевичьем кладбище
Полное собрание сочинений Выготского
Институт психологии имени

Л. С. Выготского
Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского
В честь Л. С. Выготского названа

улица в микрорайоне Новинки в Минске и переулок в центре Москвы (2015).
Памятник Выготскому в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ
Именная аудитория в Институте образования НИУ ВШЭ
Конкурс студенческих эссе «Выготский и современность» к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского
Могила Л. С. Выготского на Новодевичьем кладбище Полное собрание сочинений ВыготскогоИнститут психологии имени Л. С. Выготского Гомельский государственный педагогический колледж имени

Слайд 22«Культ Выготского»
Современное положение в развитии наследия Выготского в России и

за рубежом нередко характеризуется как «культ Выготского».
«В настоящее время

в психологии существует некий „культ Выготского“, слепое поклонение, редко когда основанное на понимании и прочтении работ этого, бесспорно, выдающегося ученого.
С другой стороны, в качестве противовеса этому культу, во всем мире с начала 2000-х гг. идет «ревизионистская революция в выготсковедении»

«Культ Выготского»Современное положение в развитии наследия Выготского в России и за рубежом нередко характеризуется как «культ Выготского».

Слайд 23Выводы
Выгодский в своей периодизации выделяет внимание на количественные и качественные

изменения психики, когда переход с одного этапа на другой характеризуется

качественным скачком и вызывает появление психических новообразований.
Периодизация имела большое значение, т. к. на её основе в сер. 50-х годов создаёт свою периодизацию Д. Б. Эльконин. В 60-е годы разрабатывается периодизация Л.И. Бажович, 70-е годы - Фельдштейн

ВыводыВыгодский в своей периодизации выделяет внимание на количественные и качественные изменения психики, когда переход с одного этапа

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика