Слайд 1Проблема человека в философии и науке
1.Человек как предмет философского анализа.
2.Проблема
антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в природе человека.
3.Индивид, индивидуальность, личность. Сущность
процесса социализации личности.
Слайд 2Философская антропология
Под философской антропологией понимается учение о человеческом бытии, человеке
как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности.
Основные вопросы философской
антропологии:
В чем сущность человека?
Каково происхождение человека как социального существа?
Под влиянием каких факторов человек формируется как личность?
Как соотносятся между собой личность и общество? Какова степень свободы личности в обществе?
В чем смысл человеческого существования?
Слайд 3Проблема человека в античной философии
В соответствии с принципом космоцентризма человек
рассматривается как часть единой природы (космоса).
Человек и космос рассматриваются по
аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.
Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела.
Слайд 4Проблема человека в средневековой философии
В соответствии с принципами теоцентризма и
креационизма человек рассматривается как творение Бога.
В иерархии созданных
Богом творений человек занимает особое место:
с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов;
с другой стороны – он рассматривается как испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо.
Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом.
Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение.
Слайд 5Проблема человека в философии Возрождения
В соответствии с принципами антропоцентризма и
гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и
обязанностью совершенствовать мир и самого себя.
Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.
Слайд 6Проблема человека в философии Нового времени
В соответствии с принципом рационализма
человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря
своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.
Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.
Слайд 7Проблема человека в неклассической философии
Натуралистический подход
(философия жизни, фрейдизм)
Социологический
подход
(марксизм, структурализм)
Экзистенциальный подход
(экзистенциализм, феноменология)
Слайд 8Проблема человека в неклассической философии
Натуралистический подход :
Человек рассматривается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам
функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего такого, что невозможно было бы в других природных образованиях.
Сущность человека определяется его объективными факторами – сферой биологического, бессознательного.
Слайд 9Проблема человека в неклассической философии
Социологический подход:
Человек рассматривается
как совокупность социальных отношений, которые создают его и обуславливают его
сущность. Природа человека изменяется в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»).
Слайд 10Проблема человека в неклассической философии
Экзистенциальный подход:
Существование каждого отдельного
человека уникально и неповторимо. У человека нет никакой определенной сущности.
Каждый человек в процессе деятельности сам создает свою сущность, отличную от сущности других людей.
Слайд 11Проблема антропогенеза и антропосоциогенеза
Антропогенез - процесс происхождения и развития человека
как особого биологического вида.
Антропосоциогенез - процесс происхождения и развития человека
как социального существа.
Слайд 12Проблема антропогенеза
Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога.
Уфологический подход
отстаивает идею неземного, космического происхождения человека.
Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека
как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.
Слайд 13Проблема антропосоциогенеза
Основные концепции:
Трудовая
Игровая
Психоаналитическая
Семиотическая
Слайд 14Трудовая концепция (Ф.Энгельс)
Источником формирования человека как социального существа является труд.
Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий
труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта привели к переходу от первобытного стада к обществу, основанному на социальных связях.
Отношения, складывающиеся в процессе труда и в результате присвоения и распределения продуктов труда, лежали в основе первых норм морали и первых форм социальной организации.
Необходимость достаточно сложной коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи.
Слайд 15Игровая концепция (Й.Хёйзинга)
Источником формирования человека как социального существа является игра.
Игра рассматривается как форма свободной творческой активности в отличие от
труда и повседневности, подчиненных требованиям практической целесообразности.
В игре человек временно может реализовать свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от повседневных забот, вместе с тем подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры выступают особые правила и пространство, в пределах которого действуют эти правила.
Все формы человеческого общества и культуры возникают в результате игры (например, религиозные культы – игра-представление, война – игра-состязание и т.д.).
Слайд 16Психоаналитическая концепция (З. Фрейд):
Источником формирования человека как социального существа является
механизм сублимации, т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в
созидательную деятельность.
Все формы общества и культуры возникают в результате возникновения у людей коллективных психологических комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и деятельности.
Слайд 17Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс)
Источником формирования человека как социального существа является
язык.
Язык выступает универсальным посредником между миром и человеком. Человек
воспринимает действительность только при помощи языка.
Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. Возникновение различных форм культуры и общества стало возможным в результате формирования речи.
Слайд 18Соотношение биологического и социального в человеке
3 подхода к решению проблемы:
Биологизаторский:
Абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными
только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.
Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.
Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.
Слайд 19Взаимосвязь биологического и социального в человеке
Слайд 20Индивид, индивидуальность, личность
Индивид – это человек как единичное природное существо,
представитель вида Нomo sapiens.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со
стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в неповторимых чертах темперамента, характера, в специфики интересов, потребностей, способностей.
Личность – это человек в совокупности его социальных качеств. Личность рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий.
Слайд 21Структура личности
(психологический подход)
- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических
особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов
и состояний);
- характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);
- способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);
- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);
- самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).
Слайд 22Взаимоотношение личности и общества
Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы
социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.
Социализация
- это процесс становления личности.
Слайд 23
Виды социализации:
направленная (воспитание, образование);
стихийная (общение с ближайшим окружением).
Слайд 24Периоды и стадии социализации
Социализация характеризуется периодичностью и стадийностью протекания.
Периоды
социализации:
Дотрудовой
Трудовой
Послетрудовой
Четыре стадии социализации:
ранняя (от рождения и до поступления
в школу)
обучение
социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности)
завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной официальной трудовой активности).