Слайд 1Проблема персонала ИС
Задачи информационного менеджмента
Слайд 2Реорганизация
Руководители, преодолевая недостатки, обычно начинают проводить реорганизацию. Однако очень часто
в таких случаях путают причину и следствие.
Подобную меру ни
в коем случае нельзя рассматривать как основное средство решения проблем, так как в условиях реорганизации снижается продуктивность работы персонала. Во время реорганизации работники перестают думать об архитектуре систем, баз данных и сроках сдачи проектов. Они беспокоятся о том, кто выиграет, а кто пострадает, кто будет ими руководить.
Слайд 3Важно правильно построить организационную структуру
Структурная схема организации обозначает границы должностных
обязанностей работника. Однако идеальных организаций нет, поэтому ошибочным было бы
думать, что служащие могут всегда четко это оценить. Практически в любой организации есть люди, которые успешно уклоняются от любой работы;
При этом все функции все-таки выполня-ются, видимо, за счет усердия других сотруд-ников. До реорганизации, когда все установи-лось и идет своим чередом, никто не задумы-вается, что делает чужую работу.
Слайд 4Персоналом надо руководить
В отечественной практике информатиза-ции недооценивается роль управления персоналом
в интересах повышения эффек-тивности ИС. В наших структурах деградация именно
этого ресурса происходит особенно заметно.
Центральной фигурой в ИС на отечествен-ных предприятиях является работник, называ-емый системным администратором. Круг его обязанностей в малой фирме особенно широк и почетен. Это, как минимум, админи-стратор локальной сети, практический программист, офис-менеджер и машинистка.
Слайд 5Его проблема
Он неверно понимает свое место и роль в фирме:
он считает себя системным администратором, в то время как по существу
он должен быть информационным менеджером. Поэтому он и ощущает себя не на своем месте, и считает, что занимается не своим делом. Занимается-то он как раз своим делом, но плохо.
А то, что он считает своим делом (прежде всего программирование), должно быть организовано иначе.
Слайд 6Выход
Настоящий профессионал-менеджер ИС приложит все усилия, чтобы выполнять прежде всего
именно свои управленческие обязанности.
Возможно, что у руководства фирмы взгляды
на все происходящее будут иными, однако рано или поздно потребуется решительный разговор такого специалиста с руководством.
Слайд 7Конечные пользователи
Жалобы на вопиющую некомпетент-ность сотрудников производственных подразделений, все еще
регулярно звучащие из ИТ- отделов, вообще недопустимы.
Появление таких жалоб - свидетельство
некомпетентности ИТ менеджера. Он должен понимать, что внедрение любой программы, помимо ее установки, означает соответствующее изменение обязанностей персонала, с которым нужно работать.
Слайд 8Что делать
Нужно представить руководству перечень ИТ обязанностей сотрудников, пояснить, как
они изменятся с внедрением обсуждаемой программы:
кому станет легче работать;
у кого, наоборот, прибавится обязанностей;
кому нужно прибавить зарплату;
кого и на какие курсы направить.
Менеджер, отвечающий за свою работу, обязан все это выполнить.
Слайд 9Что дальше
После того как выявлены структурные воздействия новых ИТ, начинается
менеджмент изменений.
Центральными являются вопросы:
какое значение имеет растущее использование
компьютеров, обучающих программ и новых технологий для менеджмента и
как наиболее эффективно реализовать обучение этим технологиям всего персонала от руководителя до конечного пользователя.
Слайд 10Обучение топ-менеджеров
Информационные программы. По возможности менеджеры обеспечивают себя информацией сами или
по их поручению ассистенты (референты) регулярно отслеживают информацию из различных
источников (специальные журналы по соответствующим проблемам, посещения дискуссий, выставок и т.п.) и информируют свое руководство.
Слайд 11Обучение топ-менеджеров
Полуформальные программы. По требованию менеджеров, вовлеченных в процесс информатизации, проводятся
определенные курсы, посещение которых, однако, является добровольным. При этом может
идти речь, например, о выставках, видеопредставлениях, докладах или кратких семинарах с последующими дискуссиями участников и тому подобных мероприятиях.
Слайд 12Обучение топ-менеджеров
Формальные программы. Как правило, реализуются в форме семинаров, которые проводятся
за пределами фирмы. Эффект, предположительно, позволяет возместить затраты.
Программу обучения можно
считать успешной, если эксперты извне и специалисты фирмы получают возможность выступить. Никакие технические детали при этом не обсуждаются, в фокусе находятся воздействия информатизации и ее последствия, т. е. практические приложения, особенности применения технологий и польза (или потери) от них.
Слайд 13Менеджеры среднего звена
Несут ответственность за успешное внедрение новых ИТ. Обучение
менеджеров среднего звена преследует, с одной стороны, формирование у этих
работников способностей к управлению технологическими изменениями в ИС и на предприятиях.
С другой стороны, каждый пользователь должен не только учиться использовать и обслуживать ИС, но и быть готовым нести свою часть ответственности за успешность ее работы.
Слайд 14Конечные пользователи
Все старания ИТ менеджеров пройдут впустую, если все пользователи
не примут предложенных им условий и не выработают соответствующего поведения
в среде ИС, потому что именно у них, как правило, отсутствует осознание своей роли и ответственности за действия в системе и способность к критической оценке последствий отступления от технологий ИС.
Слайд 15Конечные пользователи
При их обучении для начала необходимо ознакомить их с
общей концепцией электронной системы обработки информации, в которой им предстоит
действовать, с тем чтобы подвести пользователей к пониманию важности прикладного тренировочного процесса на базе специальных средств по соответствующим методикам. Эти тренировочные занятия могут быть достаточно напряженными.
Слайд 16Стоимость работника
Идея оценки стоимости работника (Human Resources Accounting ) возникла еще в
60-х гг.
Выявление структуры затрат, или издержек, связанных с формированием рабочей силы
предприятия и поддержанием ее квалификации на необходимом уровне, позволяет целенаправленно создавать этот вид ресурса и управлять им.
Слайд 17Структура издержек на персонал
В состав издержек включаются затратная и активная
(то, что может принести доход) составляющие. При анализе человеческих ресурсов
обычно используются понятия первоначальных и восстановительных издержек.
Слайд 18Структура издержек на персонал
Первоначальные издержки включают затраты на поиск, приобретение и первоначальное
обучение работников.
Нужно иметь в виду, что издержки набора и отбора должны включать все
затраты, произ-веденные на эту деятельность, (если из 10 кандидатов приняты только 2, то все затраты, связанные с 10-ю кандидатами, следует отнести на принятых двух, что повышает их стоимость). Отсюда следует необходимость совершенствования и повышения эффективности системы набора и отбора персонала.
Слайд 19Структура издержек на персонал
Восстановительные издержки - это затраты, которые нужно произвести в настоящее время, чтобы заменить
одного работника на другого, способного выполнять те же функции на данном рабочем месте.
Они включают издержки
приобретения нового специалиста и в любом случае -издержки, связанные с обучением работника на новом для него рабочем месте.
Слайд 20Структура восстановительных издержек
Появляются издержки, связанные с уходом работника; эти издержки неизбежны в современном обществе,
поскольку они обусловлены законодательством, и бывают весьма значительными.
В их
состав ходят: прямые (выплаты по увольнению) и косвенные (издержки простоя; снижение производительности труда коллег перед увольнением работника; снижение производительности работника перед увольнением) составляющие.
Слайд 21Структура восстановительных издержек
Если руководитель принял решение уволить и заменить уволенного работника на человека, способного столь же
профес-сионально выполнять ту же работу на том же рабочем месте, то такие издержки относятся не к самому увольняемому
работнику, а непосредственно к рабочему месту или позиции в организации, поэтому они называются позиционными
Слайд 22Структура восстановительных издержек
При уходе работника организация теряет его свойства и
возможности во всей их совокупности, т.е. и то, что именно
этот работник мог бы сделать в организации на других местах. Эта совокупность связана с личностью конкретного работника, соответствующие восстановительные издержки называют личностными