Слайд 1Лекция 3. Удовлетворённость потребителя
1. Понятие клиента Л. Бина. Клиенты и
их потребности.
2. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
3. Специфические
аспекты покупки услуг.
4. Оценка удовлетворённости потребителя.
Слайд 21. Понятие клиента Л. Бина. Клиенты и их потребности.
Слайд 4Пирамида потребностей
1. Физиологические.
2. Безопасность.
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо.
4. Уважение.
5. Познание.
6. Эстетические.
7. Самоактуализация.
Слайд 52. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
Слайд 6Процесс принятия решения потребителем
Этап 1. Осознание проблемы (нужды). На
этом этапе определяется, какие именно проблемы возникли, чем вызвано их
возникновение, и каким образом вывели они потребителя на конкретный товар.
Этап 2. Поиск информации потребителем осуществляется с использованием различных источников информации.
Этап 3. Оценка вариантов потребителем осуществляется путем определения и сравнения свойств товаров, показателей значимости характерных свойств товара, убеждения о марках, функции полезности разных вариантов товаров.
Этап 4. Решение о покупке принимается как результат предыдущих этапов, и здесь важны решения, связанные с тем, какой товар куплен, в каком количестве, по какой цене и т. д.
Этап 5. Реакция на покупку (оценка правильности выбора товара) включает в себя ряд действий разного характера: осознание степени удовлетворения покупкой, действия после покупки, решение конечной судьбы купленного товара.
Слайд 7Процесс принятия решения потребителем (расширенное решение с высокой вовлеченностью)
Слайд 9Формы привычного принятия решений
Слайд 103. Специфические аспекты покупки услуг.
1. Изучаемые качества. Эти признаки могут
быть определены до того, как принято решение покупать.
2. Эмпирические
качества. Качества опыта являются теми признаками, о которых можно судить только после потребления, — вкус, износостойкость и удовлетворение результатом.
3. Предполагаемые качества. Признаки, относительно которых потребитель может быть не осведомлен. Обычно потребители этих услуг не имеют ни технической экспертизы, ни всей уместной информации для оценки и часто не способны оценить качество или необходимость услуги даже после того, как услуга выполнена.
Слайд 11Континуум оценки потребителем товаров и услуг
Слайд 12Источники информации
- память (личный опыт);
- персональные источники (друзья и
семья);
- независимые источники (группы потребителей);
- маркетинговые источники (коммерческий персонал и
реклама);
- экспериментальные источники.
Слайд 134. Оценка удовлетворённости потребителя
Удовлетворённость потребителя можно понимать как степень
совпадения ожиданий потребителя с качеством продукции/услуги, ему предоставляемой.
Слайд 14Организация должна определить
а) требования, установленные потребителями, включая требования к
поставке и деятельности после поставки;
b) требования, не определенные потребителем, но необходимые
для конкретного или предполагаемого использования, если оно известно;
c) нормативные и регулирующие требования, применимые к продукции, и
d) любые дополнительные требования, которые необходимы для организации.
Слайд 15Методы поиска и сбора данных об ожиданиях потребителя
1. Письменное
анкетирование потребителя с помощью заранее подготовленной производителем анкеты, рассылаемой по
почте.
2. Личное анкетирование потребителя (в том числе и по телефону).
3. Групповое обсуждение в коллективах потребителей, представляющих собой группу из 8 - 12 человек, выбранных для обсуждения проблемы.
4. Слушать потребителя и наблюдать за ним — эффективный метод, используемый японскими производителями в процессе проводимых выставок и конференций, реализации продукции.
Слайд 16Метод SERVQUAL
Основные случаи, требующие использования данной модели:
1. Периодическая
оценка динамики отношения потребителя к Продукции/Услуге.
2. Оценка динамики качества
работы отдела продаж в течение разных периодов времени.
3. Проверка причин спада объема продаж.
Слайд 17Феномен удовлетворенности
Надежность компании, давние отношения, особые условия
Стоимость продукции,
скидки, бонусы, ценовая политика
Ассортимент широко представленный на складе (складское
наличие)
Качество продукции, предоставляемые гарантии
Работа персонала компании: компетентность, оперативность, вежливость
Наличие технической документации (описания работы с продукцией)
Кредитная линия, отсрочка платежа, кредитная история
Сервисное обслуживание (гарантийное и послегарантийное
Слайд 18Этап 1
На начальном этапе мы определяли, какие из этих
критериев являются наиболее важными для респондентов в отношении абстрактной компании,
работающей на исследуемом рынке. Для этого каждый из опрошенных должен был оценить указанные критерии по пятибалльной шкале:
5 - очень важен
4 - скорее важен, чем нет
3 - ни да, ни нет
2 - скорее не важен
1- не важен.
Слайд 19Этап 1
Данный этап необходим для того, чтобы составить обобщенный портрет
исследуемого объекта рынка (компании), предлагающего тот или иной Продукт/Услугу. На
основании такого портрета можно составить представление об идеальном участнике рынка
Слайд 20Этап 2
На втором этапе респондентов просят высказать свою оценку, по
тем же критериям, качества работы исследуемой компании и трех ближайших
конкурентов. Затем результаты оценок сравниваются со значениями ожиданий, и разница показывает, насколько хорош результат (алгоритм "Ожидание Минус Восприятие")
Слайд 21Ранжирование
Определение наиболее важных критериев осуществляется через процедуру ранжирования - присвоение
каждому из критериев какого-либо места (ранга). Присвоение ранга можно осуществить
двумя способами:
проранжировать средние оценки по каждому из критериев;
проранжировать индекс "важности"/ "удовлетворенности
Слайд 22Сравнение идеальной (по результатам Этапа 1) и реальной (по результатам
Этапа 2) компании
Если ожидаемые (идеальные) оценки превышают реальные, компанию
можно поздравить - она работает успешно.
Если ожидаемые оценки ниже реальных - компании необходимо принимать меры по повышению показателей по тем или иным критериям.
Если ожидаемые оценки совпадают с реальными - компания достаточно успешна, но ей есть к чему стремиться
Слайд 23Критерии качества услуг
надежность: компания систематически предоставляет услуги обещанного уровня
качества;
расторопность: персонал готов помогать потребителям и предоставлять услуги быстро;
уверенность: сотрудники
компании знают потребителей, обходительны с ними, внушают доверие;
сопереживание: сотрудники компании проявляют заботу о потребителях, обслуживают потребителей с учетом их индивидуальных запросов;
осязаемые элементы: внешний вид помещений, оборудования, персонала, рекламных материалов компании привлекателен и соответствует уровню качества предоставляемых услуг