Разделы презентаций


ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Содержание

ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНаучное исследование, процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).Прежде чем начать любое научное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 2ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование, процесс выработки новых научных знаний, один

из видов познавательной деятельности.
Научное исследование характеризуется
объективностью,
воспроизводимостью,
доказательностью,


точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).
Прежде чем начать любое научное исследование, необходимо составить его ПРОГРАММУ.
ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНаучное исследование, процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется

Слайд 3ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПРОГРАММЕ должно быть

отражено не только то, что мы собираемся изучать и как

мы будем это делать, но и то, почему мы это делаем.
ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ    В ПРОГРАММЕ должно быть отражено не только то, что мы собираемся

Слайд 4ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОГРАММА представляет собой изложение общей концепции исследования в

соответствии с основной целью работы.
От правильности и обоснованности ПРОГРАММЫ

во многом зависит итог всей работы.
Содержание и структура ПРОГРАММЫ социально-психологического исследования в свою очередь зависят от общей направленности исследования, его главной цели.
В целом построение ПРОГРАММЫ — это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам.


ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯПРОГРАММА представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с основной целью работы. От правильности

Слайд 5ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Составление ПРОГРАММЫ предполагает осуществление следующих процедур.
Разработка методологического раздела

программы:
постановка проблемы;
определение цели и задач исследования;
определение объекта и

предмета исследования;
уточнение и интерпретация основных понятий;
предварительный анализ объекта исследования;
выдвижение гипотез.
Разработка процедурного раздела программы:
составление стратегического плана исследования;
формирование выборки;
определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных.

ПРОГРАММА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯСоставление ПРОГРАММЫ предполагает осуществление следующих процедур.Разработка методологического раздела программы:постановка проблемы; определение цели и задач исследования;

Слайд 6МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Постановка ПРОБЛЕМЫ
Первый шаг любого исследования — выбор ПРОБЛЕМНОЙ

СИТУАЦИИ.
Под ПРОБЛЕМОЙ понимается вопрос, для решения которого

пока нет накопленных знаний, поэтому требуются определенные теоретические и практические действия, направленные на то, чтобы этот вопрос был разрешен.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПостановка ПРОБЛЕМЫПервый шаг любого исследования — выбор ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.   Под ПРОБЛЕМОЙ понимается вопрос,

Слайд 7МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - это

«противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических

или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий».
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ    ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - это «противоречие между знанием о потребностях людей и

Слайд 8МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Решение ПРОБЛЕМЫ в научном исследовании нацелено на приращение

некоторого знания, связанного с предметом социальной психологии.

Выбор проблемы должен

быть обоснован тем, что ее решение послужит лучшему познанию социально-психологического явления (в этом проявляется новизна проблемы), и тем, что ее решение поможет справиться с вопросом, встающим перед обществом (ее актуальность).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫРешение ПРОБЛЕМЫ в научном исследовании нацелено на приращение некоторого знания, связанного с предметом социальной психологии.

Слайд 9МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Для выявления подлинной ПРОБЛЕМЫ и отделения

ее от мнимой или незначимой исследователю необходимы определенный уровень теоретической

подготовки, практические навыки, а также интуиция.

Работа над ПРОБЛЕМОЙ и состоит в ее уточнении, отсечении лишнего и определении главного — того, что может и должно быть изучено в эмпирическом исследовании при современном уровне развития знаний.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  Для выявления подлинной ПРОБЛЕМЫ и отделения ее от мнимой или незначимой исследователю необходимы

Слайд 10МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Степень сложности ПРОБЛЕМЫ зависит
от сложности

объекта,
сформированности общественных потребностей в разрешении проблемы,
состояния научного и

практического знания в соответствующей области.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  Степень сложности ПРОБЛЕМЫ зависит от сложности объекта, сформированности общественных потребностей в разрешении проблемы,

Слайд 11МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Формальные требования к развертыванию ПРОБЛЕМЫ исследования

(В.А.Ядов):
более точное разграничение между «проблематичным», т.е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным»

как данным и известным;
отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
«расчленение» общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  Формальные требования к развертыванию ПРОБЛЕМЫ исследования (В.А.Ядов):более точное разграничение между «проблематичным», т.е. искомым,

Слайд 12МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Любое научное исследование затевается с целью решения какой-либо

научной проблемы.
ПРОБЛЕМА – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ОСОЗНАНИЯ КАКОГО-ТО ОБЪЕКТИВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ.
В КАЧЕСТВЕ

ТАКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ:
несоответствие между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями;
противоположность различных точек зрения на изучаемое явление или процесс;
объяснение одного и того же научного факта, исходя из противоположных позиций;
диалектическое противоречие в самой природе изучаемого явления или процесса.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫЛюбое научное исследование затевается с целью решения какой-либо научной проблемы.ПРОБЛЕМА – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ОСОЗНАНИЯ КАКОГО-ТО

Слайд 13МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Формулировка ПРОБЛЕМЫ приводит к следующим шагам

в исследовании:
к необходимости постановки цели,
определению задач исследования,
выбору

конкретного объекта исследования.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  Формулировка ПРОБЛЕМЫ приводит к следующим шагам в исследовании: к необходимости постановки цели, определению

Слайд 14МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Определение цели и задач исследования
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - это

то, ради чего проводится исследование, она ориентирует исследователя на конечный

результат и определяет характер работы - теоретико-эмпирический или прикладной.
ПРОГРАММА исследования в итоге должна четко отвечать на вопрос, решению какой проблемы и получению какого результата посвящено данное исследование.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫОпределение цели и задач исследованияЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - это то, ради чего проводится исследование, она ориентирует

Слайд 15МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Определение ЦЕЛИ исследования позволяет далее упорядочить процесс научного

поиска в виде последовательности решения основных, а также дополнительных задач,

т.е. цель исследования конкретизируется в задачах исследования.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ представляют собой определенные шаги, ведущие нас к поставленной цели.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ показывают нам весь путь исследования, определяют то, что мы должны сделать, чтобы добиться цели (одновременно подсказывают процедуру исследования).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫОпределение ЦЕЛИ исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, а

Слайд 16МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА исследования отвечает его целевой

установке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ могут быть поставлены для подготовки

решений проблемы в последующих исследованиях.
Процедура исследования направлена в первую очередь на поиск ответа на центральный вопрос, содержащийся в цели исследования. Поэтому приоритетной должна быть реализация основных задач.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА исследования отвечает его целевой установке.   ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ могут быть

Слайд 17МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Определение объекта и предмета исследования
ОБЪЕКТ — это то,

на что направлен процесс познания, то, что содержит противоречие и

порождает проблемную ситуацию.
В качестве ОБЪЕКТА в социальной психологии могут выступать
различные социально-психологические процессы (социализация, адаптация, развитие группы и т.д.);
социально-психологические явления;
социально-психологические качества;
группы людей (профессиональные, этнические, возрастные, половые, а также аудитория, масса и т.д.);
реже отдельные индивиды.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫОпределение объекта и предмета исследованияОБЪЕКТ — это то, на что направлен процесс познания, то, что

Слайд 18МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это те свойства, стороны, особенности

объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ связан

непосредственно с центральным вопросом проблемы.
В программе ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется прежде всего, исходя из уточнения того аспекта проблемы, который и интересует исследователя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании.

Слайд 19МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Одному и тому же ОБЪЕКТУ могут соответствовать несколько

различных ПРЕДМЕТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ полностью совпадают, если перед

исследователем стоит задача познания всех закономерностей функционирования данного объекта.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫОдному и тому же ОБЪЕКТУ могут соответствовать несколько различных ПРЕДМЕТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ полностью

Слайд 20МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Уточнение и интерпретация основных ПОНЯТИЙ
При определении

ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ и ЗАДАЧ, особенно ОБЪЕКТА и ПРЕДМЕТА исследования, мы

пользуемся определенными понятиями.
Именно в ПОНЯТИЯХ выражаются те стороны процессов или явлений, которые изучаются данной дисциплиной.
Одно и то же ПОНЯТИЕ в рамках разных дисциплин может иметь различный смысл, в нем делается акцент на то, что важно именно для данной науки.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  Уточнение и интерпретация основных ПОНЯТИЙПри определении ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ и ЗАДАЧ, особенно ОБЪЕКТА и

Слайд 21МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

При разработке ПРОГРАММЫ в первую очередь необходимо выделить

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, выражающие узловые точки изучаемой проблемы.
Именно КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ подвергаются

интерпретации, что позволяет в дальнейшем не только сформулировать, но и проверить гипотезы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПри разработке ПРОГРАММЫ в первую очередь необходимо выделить КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, выражающие узловые точки изучаемой проблемы.Именно

Слайд 22МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Проводится ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ уточнение ПОНЯТИЙ, которое представляет собой анализ

существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, посредством раскрытия связей

исследуемых понятий с другими понятиями и с другими элементами теории.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ — это поиск эмпирических значений понятия, сопоставление понятий с определенными фактами эмпирической действительности, установление соответствия эмпирических объектов понятиям теории.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПроводится ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ уточнение ПОНЯТИЙ, которое представляет собой анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях,

Слайд 23МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ — это раскрытие значения теоретического

понятия через указание эмпирической (экспериментально-методической) операции, результат которой доступен эмпирическому

наблюдению или измерению, что свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии.
Другими словами, мы уточняем, какими методами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные свойства КЛЮЧЕВОГО ПОНЯТИЯ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ — это раскрытие значения теоретического понятия через указание эмпирической (экспериментально-методической) операции, результат

Слайд 24МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Предварительный анализ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
По сути, ОБЪЕКТ

должен быть подвергнут своего рода «системному» анализу, в процессе которого

ОБЪЕКТ «раскладывается» на элементы и мы преобразуем его в ПРЕДМЕТ целенаправленного изучения.
Какие же элементы и связи следует выделить в объекте?

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПредварительный анализ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ  По сути, ОБЪЕКТ должен быть подвергнут своего рода «системному» анализу,

Слайд 25МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Предварительный анализ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

- это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т.е. такое

ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ   Предварительный анализ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ -  это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы,

Слайд 26МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Выдвижение гипотез
ГИПОТЕЗА  - это научное предположение, вытекающее из

теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
ГИПОТЕЗА, в конечном

счете, сообщает о том, что мы ожидаем выявить в результате правильно организованного изучения социального ОБЪЕКТА (например, структуру, механизмы функционирования и развития, характер связей между элементами, образующими объект или отношения между изучаемыми социальными явлениями).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫВыдвижение гипотезГИПОТЕЗА  - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не

Слайд 27МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Если для данной предметной области уже существует специальная

теория, выдвижение ГИПОТЕЗ значительно облегчается.
Задача

построения ГИПОТЕЗЫ в этом случае состоит в том, чтобы логическим путем сделать предположение, основываясь на теоретических выводах.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫЕсли для данной предметной области уже существует специальная теория, выдвижение ГИПОТЕЗ значительно облегчается.

Слайд 28МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
В случае если теории нет, то строим ГИПОТЕТИЧЕСКУЮ

СИСТЕМУ, основываясь только на предположениях, полученных путем наблюдений в ходе

поискового исследования, а также на основе наших размышлений.
Необходимо, чтобы выдвинутые ГИПОТЕЗЫ были логически связаны в систему доказательств, т.е. ОСНОВНАЯ, исходная ГИПОТЕЗА (а их в свою очередь может быть несколько) должна быть развернута в цепочку выводных ГИПОТЕЗ-СЛЕДСТВИЙ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫВ случае если теории нет, то строим ГИПОТЕТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, основываясь только на предположениях, полученных путем

Слайд 29МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

В исследовании проверяются именно выводные ГИПОТЕЗЫ-СЛЕДСТВИЯ.
ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА будет

доказана через доказательство ВЫВОДНЫХ ГИПОТЕЗ.
ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА будет считаться доказанной только

в том случае, когда будут доказаны все ВЫВОДНЫЕ ГИПОТЕЗЫ-СЛЕДСТВИЯ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫВ исследовании проверяются именно выводные ГИПОТЕЗЫ-СЛЕДСТВИЯ.ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА будет доказана через доказательство ВЫВОДНЫХ ГИПОТЕЗ.ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА будет

Слайд 30МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ВИДЫ ГИПОТЕЗ
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают

описательные и объяснительные ГИПОТЕЗЫ.

К описательным ГИПОТЕЗАМ относятся

предположения о структурных и функциональных связях изучаемого ОБЪЕКТА, а также предположения о существенных свойствах ОБЪЕКТОВ, на основе которых может быть составлена классификация.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫВИДЫ ГИПОТЕЗПо содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают описательные и объяснительные ГИПОТЕЗЫ.   К

Слайд 31МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Объяснительные ГИПОТЕЗЫ — это предположения о

причинно-следственных зависимостях переменных в изучаемых социальных объектах, которые могут быть

проверены только с помощью эксперимента, для чего необходимо составление специального плана эксперимента.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  Объяснительные ГИПОТЕЗЫ — это предположения о причинно-следственных зависимостях переменных в изучаемых социальных объектах,

Слайд 32МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Поскольку ОБЪЕКТ социально-психологического исследования представляет собой сложную систему,

любое рассматриваемое событие может иметь несколько предполагаемых объяснений.

Иначе говоря, любому явлению может быть найдено множество равно достоверных объяснений.

В некоторых случаях объяснения могут противоречить друг другу.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПоскольку ОБЪЕКТ социально-психологического исследования представляет собой сложную систему, любое рассматриваемое событие может иметь несколько предполагаемых

Слайд 33МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ГИПОТЕЗЫ, не согласующиеся друг с другом, называются АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ.
ГИПОТЕЗА

является АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОНКУРИРУЮЩЕЙ ГИПОТЕЗОЙ только тогда, когда логически невозможно доказать,

что и она, и основная гипотеза достоверны.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫГИПОТЕЗЫ, не согласующиеся друг с другом, называются АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ.ГИПОТЕЗА является АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОНКУРИРУЮЩЕЙ ГИПОТЕЗОЙ только тогда, когда

Слайд 34МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
По степени разработанности и обоснованности могут быть выделены

также ПЕРВИЧНЫЕ (рабочие) и ВТОРИЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ.

ПЕРВИЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ выдвигаются в начале исследовательской работы, а впоследствии могут быть заменены более обоснованными — ВТОРИЧНЫМИ ГИПОТЕЗАМИ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПо степени разработанности и обоснованности могут быть выделены также ПЕРВИЧНЫЕ (рабочие) и ВТОРИЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ.

Слайд 35МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Лингвистически гипотезы включают слова и обороты:
«Предполагается, что…»,


« Если…, то…»,
«По-видимому, следует ожидать…»,
«Вероятно…»,
«Проверяется утверждение о…», 


«Следует ожидать…» и т.п.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫЛингвистически гипотезы включают слова и обороты: «Предполагается, что…», « Если…, то…», «По-видимому, следует ожидать…», «Вероятно…»,

Слайд 36МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Общие формальные правила, которым должна соответствовать любая из

ГИПОТЕЗ
ГИПОТЕЗА ДОЛЖНА:
соответствовать исходным теоретическим принципам исследования;
содержать понятия, получившие эмпирическую интерпретацию;
быть

доступна проверке в процессе социально-психологического исследования, т.е. она должна быть сформулирована таким образом, чтобы быть доказанной (или опровергнутой) при существующем уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования;
быть четко и однозначно сформулирована, поэтому ни в коем случае не должна содержать большого количества возможных допущений и ограничений.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫОбщие формальные правила, которым должна соответствовать любая из ГИПОТЕЗГИПОТЕЗА ДОЛЖНА:соответствовать исходным теоретическим принципам исследования;содержать понятия,

Слайд 37МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ВНИМАНИЕ!
ОДНА

ИЗ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК, КОТОРЫМИ ГРЕШАТ СТУДЕНТЫ!
ГИПОТЕЗА не должна

БЫТЬ ОЧЕВИДНОЙ, ТРИВИАЛЬНОЙ (т.е. не сводиться к банальностям, трюизмам или само собой разумеющимся фактам).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ   ВНИМАНИЕ!   ОДНА ИЗ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК, КОТОРЫМИ ГРЕШАТ СТУДЕНТЫ!  ГИПОТЕЗА

Слайд 38ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ социально-психологического исследования

представляет собой разработку средств достижения того, что было намечено в

методологическом разделе.

В ПРОЦЕДУРНОМ РАЗДЕЛЕ ПРОГРАММЫ определяют как, каким образом и какими средствами будем реализовывать задуманное эмпирическое исследование.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ   ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ социально-психологического исследования представляет собой разработку средств достижения того, что

Слайд 39ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Составление стратегического плана исследования
Выделяют три основных варианта стратегий

проведения исследования:
поисковый (разведывательный) план,
описательный план,
экспериментальный план.


ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫСоставление стратегического плана исследованияВыделяют три основных варианта стратегий проведения исследования: поисковый (разведывательный) план, описательный план,экспериментальный

Слайд 40ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
В новой области изучения, где знания об

объекте ограниченны, исследование начинается с общей разведки, реализуется ПОИСКОВЫЙ ПЛАН

действий.

ПОИСКОВЫЙ ПЛАН предполагает три основных этапа работы:
работа с документами;
работа с экспертами;
эмпирическое исследование, проводимое на всей выборке.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ В новой области изучения, где знания об объекте ограниченны, исследование начинается с общей разведки,

Слайд 41ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Работа по ПОИСКОВОМУ ПЛАНУ завершается четкой формулировкой

проблемы, определением цели, задач дальнейшего изучения объекта и, самое главное,

формулировкой описательных или объяснительных (причинно-следственных, каузальных) гипотез.
ПОИСКОВЫЙ ПЛАН следует отличать от такой исследовательской процедуры, как ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Цель ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ проверка методик (ПИЛОТАЖ является одним из этапов процедуры в исследованиях любого типа).
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Работа по ПОИСКОВОМУ ПЛАНУ завершается четкой формулировкой проблемы, определением цели, задач дальнейшего изучения объекта

Слайд 42ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН социально-психологического исследования применяется тогда, когда

знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу

(т.е.гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого объекта).
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН социально-психологического исследования применяется тогда, когда знания о проблеме позволяют выделить объект и

Слайд 43ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Основная цель ОПИСАТЕЛЬНОГО ПЛАНА — проверка ГИПОТЕЗ

и в случае их подтверждения получение качественно-количественных характеристик изучаемого ОБЪЕКТА.


При ОПИСАТЕЛЬНОМ ПЛАНЕ проведения исследования необходимыми становятся эмпирическая интерпретация понятий и определение (разработка) способов фиксирования эмпирических данных.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Основная цель ОПИСАТЕЛЬНОГО ПЛАНА — проверка ГИПОТЕЗ и в случае их подтверждения получение качественно-количественных

Слайд 44ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН предполагает выборочное исследование, в ходе

которого на эмпирическом уровне устанавливаются взаимосвязи (или их отсутствие) определенных

фактов, составляющих предмет исследования.
В ходе реализации ОПИСАТЕЛЬНОГО ПЛАНА невозможно установить причинно-следственные отношения между изучаемыми переменными.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН предполагает выборочное исследование, в ходе которого на эмпирическом уровне устанавливаются взаимосвязи (или

Слайд 45ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН исследования применяется в тех случаях,

когда знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу.

Цель ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПЛАНА — установить причинно-следственные (казуальные) связи в объекте, раскрыть не только структуру, но и причины, обусловливающие функционирование и развитие объекта.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН исследования применяется в тех случаях, когда знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную

Слайд 46ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Реализация ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПЛАНА возможна только с помощью

эксперимента.
ЭКСПЕРИМЕНТ — классический способ научного доказательства

того, что изменения в значении одной переменной вызывают изменения в значении другой переменной.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Реализация ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПЛАНА возможна только с помощью эксперимента.    ЭКСПЕРИМЕНТ — классический

Слайд 47ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Формирование выборки
Осуществить социально-психологическое исследование на всей совокупности

объектов в большинстве случаев невозможно.
Для того чтобы провести исследование, необходимо

сформировать ВЫБОРКУ, отобрать сравнительно небольшое число объектов, изучение которых может дать нам определенный объем информации о генеральной совокупности, из которой они были выбраны.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Формирование выборкиОсуществить социально-психологическое исследование на всей совокупности объектов в большинстве случаев невозможно.Для того чтобы

Слайд 48ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Под ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТЬЮ понимается множество социальных объектов, которые

подлежат изучению в пределах, очерченных программой исследований и территориально-временными границами.

Отобранная

часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов данного конкретного исследования и обладающих свойствами генеральной совокупности, называется ВЫБОРКОЙ.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫПод ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТЬЮ понимается множество социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах, очерченных программой исследований

Слайд 49ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ВЫБОРКА должна быть РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ

(т.е. ВЫБОРКА должна обладать параметрами (критериями) в той же

мере и в тех же пропорциях, что и ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ).
Строго РЕПРЕЗЕНТАТИВНУЮ ВЫБОРКУ по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить практически невозможно, поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных в соответствии с целью исследования.
Какие сведения о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования?
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ   ВЫБОРКА должна быть РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ   (т.е. ВЫБОРКА должна обладать параметрами (критериями)

Слайд 50ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Как правило, прежде всего, учитываются четыре основных

параметра:
пол,
возраст,
социально-профессиональные характеристики (образование, профессия, статус и т.д.),


пространственная локализация.

Однако в исследовании могут быть важны как все перечисленные характеристики, так и лишь некоторые из них.
Кроме этого, ВЫБОРКА может строиться на основе выделения некоторых психологических характеристик.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Как правило, прежде всего, учитываются четыре основных параметра: пол, возраст, социально-профессиональные характеристики (образование, профессия,

Слайд 51ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ОБЪЕМ (ЧИСЛЕННОСТЬ) ВЫБОРКИ зависит от
уровня однородности

или разнородности изучаемых объектов (чем более они однородны, тем меньшая

численность может обеспечить статистически достоверные выводы);
аналитических задач исследования, от применяемых статистических процедур и приемов анализа.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОБЪЕМ (ЧИСЛЕННОСТЬ) ВЫБОРКИ зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов (чем более они

Слайд 52ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Чтобы избежать ошибок при формировании ВЫБОРКИ, необходимы

определенные процедуры отбора объектов для анализа.
В основе таких процедур

лежит принцип случайности.

Способы формирования ВЫБОРКИ:
простая случайная ВЫБОРКА,
систематическая ВЫБОРКА.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Чтобы избежать ошибок при формировании ВЫБОРКИ, необходимы определенные процедуры отбора объектов для анализа. В

Слайд 53ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Определение основных процедур сбора, обработки и анализа

данных
После формирования ВЫБОРКИ исследователь должен продумать, какие МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА сбора

данных могут быть применены в исследовании.
Нахождение нужных МЕТОДИК — особый этап в работе исследователя.
Выбор МЕТОДИК должен основываться на том, какая ПРОБЛЕМА решается в исследовании, каковы ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ изучения и ГИПОТЕЗЫ исследования.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Определение основных процедур сбора, обработки и анализа данныхПосле формирования ВЫБОРКИ исследователь должен продумать, какие

Слайд 54ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКИ должны быть направлены на получение данных,

с помощью которых мы сможем доказать (или опровергнуть) выдвинутые гипотезы.



Не всегда возможно отыскать готовые и надежные МЕТОДИКИ, соответствующие интересам исследования.

Необходима разработка оригинальных МЕТОДИК самим автором исследования.
Чаще всего это МЕТОДИКИ, создаваемые на основе опросного метода (анкета или интервью) или других методов.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ МЕТОДИКИ должны быть направлены на получение данных, с помощью которых мы сможем доказать (или

Слайд 55ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
В данной части программы должна быть намечена

и схема применения МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (статистических процедур) или КАЧЕСТВЕННОГО

АНАЛИЗА.

Важно, чтобы ОБРАБОТКА ДАННЫХ и их последующая ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ были также соотнесены и приспособлены к выдвинутым ГИПОТЕЗАМИ.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ В данной части программы должна быть намечена и схема применения МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (статистических

Слайд 56ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

В ходе работы над ПРОГРАММОЙ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

и даже в процессе самого ИССЛЕДОВАНИЯ отдельные пункты ПРОГРАММЫ могут

уточняться и изменяться.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ В ходе работы над ПРОГРАММОЙ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ и даже в процессе самого ИССЛЕДОВАНИЯ отдельные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика