Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – МЕХАНИЗМЫ,
ИНСТРУМЕНТЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
Пинегина Ирина Тарасовна
Слайд 2www.themegallery.com
Company Logo
План:
Слайд 3www.themegallery.com
Company Logo
Концептуальные подходы к развитию национальной инновационной системы
1. Рыночный эволюционный
Этот
вариант предполагает формирование национальной инновационной системы (НИС) «естественным» образом снизу
вверх – от генерируемого платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения.
В этом случае задачи государства состоят в реализации двух функций:
продолжении политики поддержки (безвозмездного субсидирования) системы производства научных кадров, сферы фундаментальных исследований и, возможно, части прикладных исследований и разработок, как системы производящей «общественное благо» и среды, необходимой для становления всех остальных «рыночных» институтов НИС;
снижении трансакционных барьеров на пути инноваций и стимулировании частного спроса на инновационную деятельность и инновации, независимо от источника этих инноваций: совершенствование законодательной и нормативной базы, налоговое стимулирование вложений в технологии и инновации и т.д.
Слайд 4www.themegallery.com
Company Logo
2. Рыночный радикальный
Этот вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария
и состоит в том, что государство сохраняет за собой обязательства
по финансированию только тех исследований и разработок, которые необходимы для реализации функций самого государства.
При этом радикально меняется система государственного финансирования научных исследований, при котором средства распределяются на проектной конкурсной основе между коллективами (организациями) любой формы собственности и любой страновой принадлежности. Одновременно высвобожденные ресурсы «транслируются» в промышленность и другие отрасли в виде системы субсидий и льгот на проведение ИР, реализацию инноваций и т.д.
Слайд 5www.themegallery.com
Company Logo
3. Институциональная «достройка»
Этот подход базируется на утверждении, что сохранившиеся
базовые элементы НИС сами по себе достаточно «хороши», но не
работают, поскольку отсутствуют механизмы связи между ними.
Соответственно, содержание этого варианта - развитие недостающих элементов и распространение новых форм: венчурные фонды, инновационно-внедренческие фирмы и центры, технопарки, центры трансфера технологий и т.д.
Этот вариант наиболее близок к декларировавшейся в сфере науки инноваций политики 90-х и начала 2000-х и наиболее вероятен как компромиссный в настоящее время.
Слайд 6www.themegallery.com
Company Logo
4. Инновационно-активный
Базируется на предположении, что предложение создает спрос, при
этом низкий спрос на инновации в предпринимательском секторе обусловлен отсутствием
предложения инновационного продукта. В этой связи требуется существенно увеличить расходы на коммерциализацию передовых технологий для быстрого доведения до практически применимого уровня существующих заделов.
Слайд 7www.themegallery.com
Company Logo
5. «Знание-активный»
Подобен предыдущему варианту, акцент смещен в начало инновационного
цикла и в развитие инновационного образования.
Основа данного подхода –
интенсивные вложения в человеческий капитал, при этом задача состоит в создании «инновационного человека», который будет склонен к инновациям и новым знаниям, независимо от того, где он работает – в промышленности, в науке, в госуправлении и т.д. Это обеспечивает «связку» спроса и предложения и формирует потребности в формировании различных инновационных институтов.
Слайд 8www.themegallery.com
Company Logo
В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве
основных задач Стратегии выделены следующие:
Задача 1. Создание конкурентоспособного сектора исследований
и разработок и условий для его расширенного воспроизводства
Задача 2. Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сферы исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие МСП в инновационной сфере
Задача 3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок
Задача 4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций
Анализ инерционного сценария решения стратегической проблемы приводит к выводу о необходимости формирования более сложного, комплексного механизма обеспечения инновационного и технологического развития отечественной экономики.
Слайд 9www.themegallery.com
Company Logo
Механизмы поддержки инновационной деятельности компаний
Организационные структуры
Адекватное законодательство
1
2
3
4
Потенциальные возможности
Финансовые ресурсы
-
прямое субсидирование
- льготное налогообложение
- льготное кредитование
- государственное инвестирование
- товарная и
нетоварная поддержка воспроизводственного процесса
- технологическая поддержка
-дотирование и др.
Слайд 10www.themegallery.com
Company Logo
Законодательство
Слайд 11www.themegallery.com
Company Logo
Законодательство федерального уровня
Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности
единой технологией
Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации на период
до 2015 года
Государственная поддержка развития кооперации российских ВУЗов и организаций, реализующих комплексные проекты по инновационным разработкам (Постановление)
Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях ВПО (Постановление)
Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности (Постановление)
О комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (Указ)
316 - ФЗ, 284 - ФЗ, 127 – ФЗ, 217 – ФЗ, ГК – 4 часть и др.
Слайд 12www.themegallery.com
Company Logo
Законодательство на краевом уровне
О составе межведомственного совета по науке
и научно-технической политике при Губернаторе Хабаровского края (Распоряжение)
О межведомственном совете
по науке и научно-технической политике при Губернаторе Хабаровского края (Постановление)
Об инновационной деятельности в Хабаровском крае (Закон)
Слайд 13www.themegallery.com
Company Logo
Законодательство на муниципальном уровне
Порядок оказания муниципальной поддержки субъектам инновационной
деятельности из бюджета городского округа «город Хабаровск» (Положение)
Развитие инновационной деятельности
в г. Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года (Целевая программа)
Слайд 14www.themegallery.com
Company Logo
Инфраструктура поддержки и инновационные предприятия г.Хабаровска
Слайд 15www.themegallery.com
Company Logo
Инфраструктура поддержки инновационной деятельности
Управление экономического развития
администрации г Хабаровска
АНО ДАСИ
Хабаровское краевое отделение общественной
организации ВОИР
Инновационный центр ДВГУПС
ХЦНТИ
филиал
ФГУ «РЭА «Минэнерго России»
Организации
инфраструктуры
ДальНИИ рынка
ДВГМУ
Дальневосточная торгово-промышленная палата
Слайд 16www.themegallery.com
Company Logo
Инновационные предприятия города
Слайд 17www.themegallery.com
Company Logo
Формирование бюджета
Слайд 18www.themegallery.com
Company Logo
Структура доходов бюджета города
Для анализа бюджетной политики города на
основании функциональной классификации доходов выделяются укрупненные группировки доходов с необходимой
для целей анализа детализацией. Среди всех доходов бюджета можно выделить: «собственные доходы города» – налоговые и неналоговые доходы и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; «безвозмездные поступления» - дотации, субвенции, средства и субсидии.
Анализ структуры собственных доходов бюджета в исследуемых городах (64 крупных российских города) показал, что доходы от экономической активности города (налоговые доходы) составляют 74,8 %; доходы от управления активами города (неналоговые доходы) – 20,8 %; доходы от предпринимательской активности муниципалитета составили – 4,4 % собственных доходов.
Слайд со статистикой
Слайд 19www.themegallery.com
Company Logo
Структура доходов бюджета города
Собственные доходы города:
доходы, связанные с «экономической
активностью города» - экономической деятельностью предприятий, организаций и граждан (налоги
на прибыль, доходы, налог на совокупный доход, налоги на имущество);
доходы от «управления активами города» - имуществом, землей, штрафами, сборами и др. (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; штрафы, санкции, возмещение ущерба);
доходы от «предпринимательской активности муниципалитета» - особых экономических действий, позволяющих увеличивать доходы города (доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).
Слайд 20www.themegallery.com
Company Logo
Региональная инновационная система
Слайд 21www.themegallery.com
Company Logo
SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Хабаровского края
Слайд 22www.themegallery.com
Company Logo
SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Хабаровского края
Слайд 23www.themegallery.com
Company Logo
Основные факторы производства: труд и капитал эффективность.
Оптимальная структура
подчиняется «правилу
одной пятой и половины»:
Экономика = 20% обрабатывающей промышленности + 25%
финансовая сфера
+ 22% сфера услуг + все остальные;
Обрабатывающая промышленность = 20% высокотехнологичный сектор
+ 30% средне высокотехнологичный сектор + все остальные.
Слайд 24www.themegallery.com
Company Logo
Построение модели определения взаимодействия
базовых элементов инновационной системы региона
Формируют:
Формируют (обеспечивают)
Слайд 25www.themegallery.com
Company Logo
Перечень научных организаций, подведомственных Российской академии наук
Слайд 26www.themegallery.com
Company Logo
Перечень научных организаций
Слайд 27www.themegallery.com
Company Logo
Критерии оценки инновационных условий и реализации программ
Слайд 28www.themegallery.com
Company Logo
Критерии оценки инновационных условий и реализации программ
Слайд 29www.themegallery.com
Company Logo
Критерии оценки инновационных условий и реализации программ
Слайд 30www.themegallery.com
Company Logo
Региональная
инновационная
стратегия (РИС)
Комплексный подход к инструментам экономического и
инновационного развития на основе РИС
Слайд 31www.themegallery.com
Company Logo
Региональные инновационные стратеги в странах ЕС
Специальная программа Европейской
Комиссии (поддержка РИС)
РИС - подход к экономическому развитию, основанный на
инновациях (с 1994 г. более 150 регионов разработали РИС)
РИС - согласованное видение различных участников ее реализации – органов власти, крупных компаний, МСП, научных и образовательных организаций, организаций инфраструктуры на среднесрочное и долгосрочное развитие региона
В терминах спроса и предложения РИС – инструмент выявления спроса на инновации среди компаний и ориентация научного сектора на удовлетворение этого спроса
Сеть инновационных регионов в Европе (IRE) – 235 регионов
Миссия сети: Укрепление глобальной конкурентоспособности европейских регионов, продвигая инновационную политику, и обеспечивая уникальную платформу для регионов, чтобы сотрудничать и учиться друг от друга
Слайд 32www.themegallery.com
Company Logo
Возможности
Слайд 33www.themegallery.com
Company Logo
Проблемы и возможности построения инновационной системы Хабаровского края и
г.Хабаровска
Хабаровский край является единственной точкой инновационно-технологического развития на территории российского
Дальнего Востока.
Концентрация предприятий, работающих на мировых рынках, специализирующихся на сложной технологической продукции, пока на российском Дальнем Востоке только в Хабаровском крае. - Это авиа-судостроение.
На сегодняшний момент ключевые рынки для Хабаровских предприятий пришли в движение.
Рынки находятся в модификации. Они зрелые, конкурентные. И в действительности следующий такой инновационно-технологический шаг на этих рынках уже заложен.
Слайд 34www.themegallery.com
Company Logo
Проблемы и возможности построения инновационной системы Хабаровского края и
г.Хабаровска
Проблемы для хабаровских предприятий:
далеко от центров рынков;
в рамках технологической
цепочки производственного цикла, далеко не всегда хабаровские предприятия выполняют функцию интегратора;
- пятнадцати предприятий для того, чтобы сформировать большой и претендующий на глобальное лидерство такой технологический кластер явно не достаточно.
Слайд 35www.themegallery.com
Company Logo
Проблемы и возможности построения инновационной системы Хабаровского края и
г.Хабаровска
необходим новый объект управления – оформленный юридически;
построить систему кооперации, формализовав
ее;
внедрение системы контроля качества, бережливое производство - это переход к управлению жизненным циклом;
необходимость в формировании инфраструктуры, способствующей принимать инвестиции;
реализация на территории Хабаровского края агрессивного маркетинга;
построение логистических цепочек;
наличие договора со Сколково.
Слайд 36www.themegallery.com
Company Logo
Хабаровским предприятиям необходимо:
«Три кита»
комплекс