Слайд 1Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности
учащихся в современном уроке.
Учитель географии МБОУ СОШ № 8
Минимухаметова Э.Т.
Слайд 2Творчество- это способность к созданию нового
Творческая деятельность учащихся -это всегда
в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения
Слайд 3Творческая деятельность школьников включает многообразные виды действий:
перенос знаний и умений
в новую ситуацию
умение видеть новые проблемы в знакомых, стандартных условиях
умение видеть новые функции знакомого объекта
умение видеть структуры объекта, подлежащего изучению
умение видеть альтернативу решения
умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ
умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других
Слайд 4Условия организации творческой деятельности
Открытость обучения предмету
Поляризация образовательного пространства класса
Построение индивидуального маршрута собственной творческой деятельности
Уровень активности.
Слайд 5Уровни познавательной активности
Репродуктивно -подражательный
Поисково-исполнительный
Творческий
Слайд 6Показатели творческой активности
Новизна
Оригинальность
Отход от шаблона
Неожиданность
Целесообразность
Ценность
Слайд 7Способы организации проблемного обучения
Через содержание учебного материала
Через организацию учебной деятельности
Слайд 8Классификация
самостоятельных работ
Слайд 9Задания репродуктивного типа
Воспроизводящие
Тренировочные
Обзорные
Проверочные
Слайд 10Задания познавательно-поискового типа
Подготовительные
Констатирующие
Экспериментально-поисковые
Логически-поисковые
Слайд 11Задания творческого типа
Художественно-образные
Научно-творческие
Конструктивно-технические
Слайд 12Задания познавательно-практического типа типа
Учебно-практические
Общественно-самостоятельные
Слайд 13Проблемные и творческие задания на уроках географии
Слайд 141.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями
и требованием задачи (или вопроса).
Задание. Работая с атласом, сопоставьте
летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?
Слайд 152. Задания на установление многозначных причинно-следственных связей.
Задание. В северной
тайге всегда строили большие избы в два, а то и
три этажа под единой огромной крышей с хозяйственными помещениями. Какие природные особенности определили такое строительство?
Слайд 16 4.Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и
обратных связей.
Задание. Кустарниковые растения тундр имеют небольшую листовую пластинку,
как и растения засушливых мест обитания. Чем это можно объяснить, ведь влаги в тундре достаточно?
Слайд 17 5.Задания на разрешение проблемной ситуации
Задание. Почему в северном полушарии ветер
отклоняется вправо, а циклоны приобретают вращательное движение против часовой стрелки?
Иллюстрируйте своё решение схемой
Слайд 18 6. Задание на моделирование географических ситуаций и явлений.
Задание. Используя
карту литосферных плит, предположите, как изменится расположение материков в далёком
будущем?( 6 класс)
Слайд 19 7. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.
Задание. Какие сложности в освоении природных богатств имеются на территории
Западной Сибири, как они преодолеваются?
Слайд 20 8. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими.
Задание.
Используя знания по географии России и других стран, объясните, какое
влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства», или «Хорошо ли быть «чемпионом мира» по числу соседей»(География 8 класс)
Слайд 21 9. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза
Задание.
Используя предложенные
факты, выведите теорию образования и распространения многолетней мерзлоты на территории
России:
а) на западе страны выпадает больше осадков, чем на востоке;
б) лед плохо проводит тепло;
в) на востоке больше распространена многолетняя мерзлота, её граница смещена к югу;
г) на западе страны в ледниковый период имелось покровное оледенение;
д) на востоке более суровые зимы, ниже январские температуры.
Слайд 22 10. Задания-парадоксы
Задание.
Почему европейская часть России, несмотря на большое количество
осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью?
Слайд 23Примеры творческих заданий в работе с контурными картами
В 7-м классе
в процессе изучения темы «Как люди открывали и изучали Землю»
на контурной карте можно отобразить этапы открытия и исследования Земли. Земли, известные и описанные древними учеными, закрашиваются красным цветом; открытия средневекового периода — оранжевым цветом; эпохи Великих географических открытий — зеленым цветом; открытия конца XVIII—XIX вв. — желтым цветом.
Слайд 24Примеры творческих заданий в работе с контурными картами
При изучении
темы «Атлантический океан» предлагаются учащимся нанести на контурную карту условными
знаками информацию параграфа об Атлантическом океане. После того как карта закончена, ребята могут видеть, какие районы океана опасны для судоходства из-за штормов или айсбергов, какая часть акватории океана загрязнена отходами жизнедеятельности городов или нефтью при ее добычею