Слайд 2Потребность – та нужда, которую время от времени испытывает организм
и стремится устранить через поведение.
Ярким примером может служить жажда —
острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью
Слайд 3Развитие потребностей – это одна из генеральных линий эволюционного развития
жизни. Потребности современного человека не остаются на уровне исходных нужд,
которые задаются самой организацией жизни и являются достаточно постоянными. Потребности, находящиеся на более высоком уровне развития, удовлетворяются на основе специальных механизмов собственной активности. Развитие потребностей означает перехват инициативы в обеспечении собственных нужд, расширение сферы непосредственного контроля за условиями существования, возможность завладения новыми, менее благоприятными средами обитания, т.е. уменьшение зависимости от среды.
Слайд 4В то же время среда остается необходимым элементом жизненного процесса
организма, поскольку блага, необходимые организму, находятся вне его. Механизмы активного
удовлетворения нужд должны ориентироваться на условия существования, учитывать их.
Однако сами эти механизмы становятся источником формирования новых потребностей. По мере своего развития и совершенствования они начинают требовать специальных условий. Например, стабилизация теплового режима в пределах индивидуального организма, создающая более благоприятные условия для жизненных процессов, предполагает потребность в определенной температурной среде.
Эффективные преимущества дают организму органы и приспособления, способствующие сохранению жизненно важных констант. Для многих теплокровных таким относительно пассивным приспособлением является внешнее покрытие тела (шерсть, оперение), имеющее, кроме других защитных функций, также и назначение термоизолятора.
Слайд 5Взаимосвязанность потребностей, при которой удовлетворение одной из них является средством
для удовлетворения другой, характерна и для онтогенетического развития. В.С. Магун
(1983) выдвинул положение об инструментальной соподчиненности потребностей. Он выделил конечные потребности, или потребности первого порядка, обеспечивающие достижение непосредственно необходимых благ, и потребности второго порядка, обеспечивающие достижение благ, которые являются средствами для удовлетворения потребностей первого порядка, и т.д.
Развитие потребностей имеет место в процессе их автономизации, а также возможной направленности механизма удовлетворения одной и той же потребности на обеспечение разных нужд. Так, механизм агрессии у птиц актуализируется и в территориальном поведении, и при построении гнезда, и для защиты птенцов, т.е. данная инструментальная потребность является достаточно гибкой, подключаясь по мере необходимости к любому этапу удовлетворения конечной нужды.
Далее потребность кормиться и потребность кормить предполагает уже двух индивидов, в чем можно видеть специфическое проявление принципа распределения функций между организмом и средой в удовлетворении жизненных нужд (кошку для котят и котят для кошки можно рассматривать как особые объекты среды).
Слайд 6 Для многих видов животных необходим постоянный контроль за окружением, чтобы
не быть застигнутым врасплох врагом или, наоборот, чтобы заметить неосторожную
жертву. Существует необходимость также и в том, чтобы настроить на определенный уровень активации мышечный аппарат, время от времени встряхнуть с шерсти или оперения пыль и т.п. Таким образом, наряду с четко оформленными потребностями, организующими сравнительно сложное специфическое поведение, существует множество более простых по своей организации и поэтому менее заметных, но не менее значимых в приспособительном отношении “мелких” потребностей. Они актуализируются эпизодично в свободное от сложных видов деятельности время и приводят к выполнению отдельных действий, которые, иногда без заметной системы, в совокупности обеспечивают удовлетворение некоторой нужды.
Актуализировавшаяся потребность – это потребность, порождающая то или иное эмоциональное отношение к отражаемым явлениям и этим отношением указывающая на нечто хорошее или плохое в мире, подлежащее усвоению, сохранению, избеганию или уничтожению.
Слайд 71.
ряд потребностей получает непосредственное, “внутреннее” отражение, не проецируемое на
образ внешнего мира. Таковы переживания голода, жажды, удушья, раздраженности и
т.п. “Предметом” в данных случаях являются интероцептивные ощущения, обычно плохо дифференцируемые. Функциональное назначение такого диффузного, необъективизированного отражения потребностей можно показать на примере состояния тревоги, которое возникает при неопределенной опасности (в незнакомой местности, при лишении привычных средств защиты) и вызывает блокировку других потребностей и специфическую поисковую активность, направленную на выявление источника опасности. Непосредственное переживание потребности служит привлечению к ней активности субъекта. Из-за отсутствия предмета такая активность не может быть определённо направлена, поэтому она состоит в поисковых пробах, сравнительно неупорядоченном поведении, иногда только в настороженности: когда беспокоит голод, а пищи заведомо нет, ничего больше делать не остается.
Слайд 82.
существуют случаи, при которых потребность обнаруживает повышенную готовность вызвать эмоциональные
переживания при нарушении необходимых для нее условий, т.е. при появлении
некоторого предмета или воздействия, означающего такое нарушение или предупреждающего о его возможности. Речь идет о потребностях, для удовлетворения которых достаточно сохранять уже имеющиеся блага, например жилище, территорию, потомство ит.п. В активной презентации таких потребностей, естественно, нет необходимости, так как достаточно, чтобы субъект получал сигналы только о нарушениях условий – о покушении на территорию, об угрозе детенышу и т.п.
Оба способа актуализации потребностей – эндогенный, связанный с их спонтанным обострением, и экзогенный, обусловленный восприятием предметов этой потребности, – не являются альтернативными. Готовность к возникновению эмоциональных реакций на значимые предметы существует в обоих случаях
Слайд 9Таким образом, можно выделить две основные фазы актуализации потребности: переходную,
выражающуюся в потенциальной готовности механизмов потребности обеспечить эмоциональную реакцию на
появление отвечающего ей предмета, и завершающую, когда такой предмет появляется и к нему возникает эмоциональное отношение. Непосредственное переживание неудовлетворенности “активных” потребностей может проявляться на обеих фазах их актуализации в качестве диффузного эмоционального состояния, на фоне которого развиваются эмоциональные отношения к конкретным предметам.
Слайд 10КЛАССИФИКАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Существует множество классификаций потребностей.
По сферам
Потребности подразделяются по характеру
деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с
теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности:
биологические,
трудовые,
познания,
общения,
отдыха;
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.
Слайд 12 Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.
Список мотивационных
факторов Гилфорда:
факторы, соответствующие органическим потребностям:
голод,
сексуальное побуждение,
общая активность;
потребности, относящиеся к условиям
среды:
потребность в комфорте, приятном окружении,
педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
потребности, связанные с работой:
честолюбие,
упорство,
выносливость;
Слайд 13потребности, связанные с социальным положением:
потребность в свободе,
независимость,
конформизм,
честность.
социальные потребности:
потребность находиться среди
людей,
потребность угождать,
потребность в дисциплине,
агрессивность;
общие интересы:
потребность в риске или, наоборот, в
безопасности,
потребность в развлечениях.
Слайд 14Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить
о следующих видах потребностей:
акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
альтруистические
(потребность совершать бескорыстные действия),
гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
глорические (потребность в признании собственной значимости),
гностические (потребность в познании),
коммуникативные (потребность в общении),
праксические (потребность в результативности усилия),
пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
романтические (потребность в необычном, неизведанном),
эстетические (потребность в прекрасном).
Слайд 15 Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные
и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные;
эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
Слайд 16
потребность в уважении и поддержке;
потребность достижения — стремление преодолеть нечто,
превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем
деле, быть последовательным и целеустремленным;
потребность быть в центре внимания;
потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
потребность оказания помощи;
Слайд 17
потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать
наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
потребность самозащиты — трудности
с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
потребность избегания опасности;
потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
Слайд 18По объекту
Разделение в связи с тем, что является объектом потребности.
физиологические
(пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.)
материальные, (жилище, одежда,
средства передвижения, орудия производства и т.п)
социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)
духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)
этические,
эстетические
развлекательные
По функциональной роли
доминирующие/второстепенные,
центральные/периферические,
устойчивые/ситуативные;
Слайд 19По происхождению
Существует деление на две большие группы — естественные и
культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые
формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на
врожденные,
простые приобретенные и
сложные приобретенные.
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
Слайд 20По оказываемому на общество эффекту
С точки зрения концепции общественной безопасности
потребности человека и общества в целом делятся на две категории:
естественные и противоестественные; кроме того, есть некие пределы минимума и максимума в удовлетворении естественных потребностей, по выходе за которые те же самые потребности становятся противоестественными. Вследствие этого все производимое в общественном объединении труда и потребляемое из природы в готовом виде принадлежит к двум спектрам продукции:
демографически обусловленные потребности, удовлетворение которых обеспечивает существование индивидов и их семей и личностное развитие, и объем которых во всяких природно-географических условиях ограничен, поскольку подчинён естественной физиологии организма человека, количеству семей, численности населения в регионе и исторически сложившемуся образу его жизни. Демографически обусловленные потребности не могут быть антибиосферными, поскольку они должны обеспечивать жизнь человечества в преемственности поколений, а человечество — часть биосферы Земли;
деградационно-паразитические потребности, удовлетворение которых подрывает жизненный потенциал и самих индивидов-потребителей и их потомков. В отличие от демографически обусловленных потребностей деградационно-паразитические потребности непредсказуемы и их удовлетворить в принципе невозможно. Все потребности, удовлетворение которых разрушает биоценозы и биосферу Земли и исключает возобновление биоценозов в естественных для биосферы ритмах, — деградационно-паразитические потребности.