Разделы презентаций


Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Содержание

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаАТОМНЫЕ СПЕКТРЫформулы Бальмера, Ридберга

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
СЛОЖНОСТЬ СТРУКТУРЫ АТОМА
прохождение

электрического тока через газы и растворы — электрон, катодные лучи

прохождение электрического тока через растворы электролита — катионы и анионы, равенство минимального заряда иона и электрона
А. Беккерель (1896 г.) открытие радиоактивности
В. Томсон и Д. Д. Томсон (1904 г.) — модель строения атома (рождественский пудинг)
X. Нагаока 1904 г. — модель строения атома (Сатурн)
Э. Резерфорд (1906—1911 гг.) —ядерная модель атома
Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаСЛОЖНОСТЬ СТРУКТУРЫ АТОМА прохождение электрического тока через газы и растворы —

Слайд 2Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
АТОМНЫЕ СПЕКТРЫ
формулы Бальмера, Ридберга

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаАТОМНЫЕ СПЕКТРЫформулы Бальмера, Ридберга

Слайд 3Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 4Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 5Квантовая механика базируется на трех основных положениях:
энергетические изменения, происходящие в

микросистемах, носят дискретный характер (принцип квантования энергии);
поведение микрочастиц (в том

числе и электронов) определяется двойственностью их природы (корпускулярно-волновой дуализм);
законы микромира обусловлены статистическим (вероятностным) характером.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Квантовая механика базируется на трех основных положениях:энергетические изменения, происходящие в микросистемах, носят дискретный характер (принцип квантования энергии);поведение

Слайд 6Квантование энергии. Для объяснения особенностей излучения нагретых тел М. Планк

в 1900 г. выдвинул предположение, что энергия излучается и поглощается

не непрерывно, а дискретно отдельными порциями— квантами. Энергия Е кванта зависит от частоты электромагнитного излучения :

где h — постоянная Планка;  = с/ (— длина волны излучения); с— скорость света. Идея о квантовании энергии позволила объяснить фотоэлектрический эффект (А. Эйнштейн, 1905) и линейчатую структуру атомных спектров (Н. Бор, 1913).

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Квантование энергии. Для объяснения особенностей излучения нагретых тел М. Планк в 1900 г. выдвинул предположение, что энергия

Слайд 7Корпускулярно-волновой дуализм характеризует способность любого объекта проявлять одновременно волновые и

материальные свойства. Двойственная природа микромира была впервые установлена для излучения.

С одной стороны, для излучения характерны такие явления, как интерференция и дифракция, которые характеризуют его волновую природу. С другой стороны, излучение проявляет свойства частиц, о чем свидетельствует явление фотоэффекта. Эйнштейн предположил, что излучение испускается в виде частиц, названных фотонами или квантами. Каждый фотон обладает энергией, оп- ределяемой уравнением Планка.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Корпускулярно-волновой дуализм характеризует способность любого объекта проявлять одновременно волновые и материальные свойства. Двойственная природа микромира была впервые

Слайд 8В силу корпускулярной природы излучения фотоны должны обладать определенной массой.

Масса покоя фотона равна нулю, а при движении фотон приобретает

динамическую массу. Для вычисления этой массы Эйнштейн обосновал применение уравнения эквивалентности массы и энергии:

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

В силу корпускулярной природы излучения фотоны должны обладать определенной массой. Масса покоя фотона равна нулю, а при

Слайд 9Французский физик JI. де Бройль в 1923 г. предположил, что

двойственной природой обладает не только свет, но и любой материальный

объект (в частности, электрон). Длина волны любого движущегося объекта


где m — масса частицы; v — скорость движения частицы;  — длина волны объекта, называемая длиной волны де Бройля. Из этого выражения следует, что чем меньше масса частицы, тем больше длина ее волны и тем значительнее проявляются ее волновые свойства.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Французский физик JI. де Бройль в 1923 г. предположил, что двойственной природой обладает не только свет, но

Слайд 10Уравнение де Бройля в 1927 г. было подтверждено экспериментально. Американские

физики Дж. Дэвиссон и А. Джермер обнаружили дифракцию электронов на

монокристаллах никеля Ni. Позднее способность к дифракции была обнаружена у других микрообъектов (атомов гелия Не, молекул водорода Н2, нейтронов).
В макромире волновые свойства не проявляются — перемещение тел хорошо описывается как движение частиц. Причина заключается в том, что постоянная Планка очень мала (6,63*10-34 Дж/Гц), поэтому длины волн оказываются соизмеримыми с размерами частиц только в микромире.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Уравнение де Бройля в 1927 г. было подтверждено экспериментально. Американские физики Дж. Дэвиссон и А. Джермер обнаружили

Слайд 11Волновые свойства микрочастиц выражаются также в ограниченности применения к ним

некоторых понятий классической механики, а именно координаты и импульса. Например, один

из способов наблюдения за объектом- воздействие на него электромагнитного излучения (свет, радиоволны) и регистрация отраженного сигнала, что широко используется в радиолокации, эхолокации. Причем чем сильнее воздействие на наблюдаемый объект, тем сильнее отраженный сигнал.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Волновые свойства микрочастиц выражаются также в ограниченности применения к ним некоторых понятий классической механики, а именно координаты

Слайд 12Если ведется наблюдение за макрообъектами, то действие на них электромагнитного

излучения не изменяет ни их положения, ни их скорости. В

случае наблюдения за объектами микромира (например, электронами) ситуация выглядит иначе. При действии кванта света (фотона) на микрочастицу ее скорость не остается без изменения. Зная положение микрочастицы в какой-то момент времени, нельзя в это же мгновение определить ее скорость, поскольку она уже изменилась.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Если ведется наблюдение за макрообъектами, то действие на них электромагнитного излучения не изменяет ни их положения, ни

Слайд 13В. Гейзенберг в 1927 г. предложил соотношения, которые получили название

принципа неопределенности. Согласно этому принципу, невозможно одновременно точно определить координаты

частицы и ее импульс.
Математически принцип неопределенности формулируется следующим образом:


Из этих соотношений следует, что чем точнее определены координаты электрона, тем с меньшей точностью будет найден его импульс, и наоборот.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

В. Гейзенберг в 1927 г. предложил соотношения, которые получили название принципа неопределенности. Согласно этому принципу, невозможно одновременно

Слайд 14Движущейся частице можно поставить в соответствие волновой процесс с длиной

волны по уравнению де Бройля, тогда этот процесс будет характеризоваться

частотой  и волновой функцией  — величиной, определяющей волнообразно распространяющееся возмущение.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Движущейся частице можно поставить в соответствие волновой процесс с длиной волны по уравнению де Бройля, тогда этот

Слайд 15Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
УРАВНЕНИЕ ШРЕДИНГЕРА




принцип неопределенности

Гейзенберга (1925 г.)


Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаУРАВНЕНИЕ ШРЕДИНГЕРА принцип неопределенности Гейзенберга (1925 г.)

Слайд 16Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
Н. Бор 1913 г.


1. Электрон может вращаться по определенным круговым орбитам, не излучая

энергии.
2. Ближайшая к ядру орбита отвечает нормальному, наиболее устойчивому состоянию атома.
3. Поглощение и излучение атомом энергии происходит лишь при перескоке электрона с одной орбиты на другую.
Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаН. Бор 1913 г. 1. Электрон может вращаться по определенным круговым

Слайд 17Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
КВАНТОВЫЕ ЧИСЛА.
n =

1, 2, 3, ... , 
l = 0, 1,

2, ... , (n—1)
m= (0; ±1, ±2, ... , ±l)
s= ± 1/2

l 0 1 2 3 4 5
s р d f g h


Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаКВАНТОВЫЕ ЧИСЛА. n = 1, 2, 3, ... ,  l

Слайд 18Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 19Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
принцип минимальной энергии электронные

уровни заполняются в направлении нарастания энергии уровня
правило Хунда наиболее устойчивое

распределение электронов по орбиталям имеет максимальный суммарный спин
запрет Паули в многоэлектронном атоме или ионе не может быть двух электронов, у которых все четыре квантовых числа были бы одинаковы.
принцип Клечковского энергия электронных уровней нарастает в направлении роста суммы главного и орбитального квантовых чисел

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомапринцип минимальной энергии электронные уровни заполняются в направлении нарастания энергии уровняправило

Слайд 20Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
п = 1
Если п

= 1, то l = 0 и m = 0.
Величина

l = 0 соответствует однократно вырожденной s-орбитали.
Существует только одно разрешенное значение для m (m=0).
Тогда, для п = 1 разрешена 1 s-атомная орбиталь.
Лекция №2 Развитие представлений о строении атомап = 1Если п = 1, то l = 0 и

Слайд 21Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
п = 2
Если п

= 2, то l = 0 или 1.
Рассмотрим отдельно каждое

значение l.
Для 1 = 0 существует одна s-орбиталь, это 2S-орбиталь.
Для l= 1 разрешенные значения для т 1, 0, -1 соответствуют трем р-орбиталям.
Итак, для п = 2 разрешенными орбиталями являются 2s, 2рх, 2ру и 2pz

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомап = 2Если п = 2, то l = 0 или

Слайд 22Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
п=3
Если п = 3,

то l = 2, 1 или 0.
Рассмотрим отдельно каждое значение

l.
Для l = 0 существует одна s-орбиталь, обозначаемая 3s.
Для l= 1 разрешенные значения для m 1, 0, -1 соответствуют трем р-орбиталям.
Для l= 2 m может быть равно 2, 1, 0, -1 и -2, это соответствует набору из пяти d-орбиталей.
Следовательно, для п = 3 разрешены 3s-, 3рх, 3ру и 3pz- и пять d-орбиталей.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомап=3Если п = 3, то l = 2, 1 или 0.Рассмотрим

Слайд 23Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 24Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 25Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
орбитальный радиус- расстояние от

ядра до максимума электронной плотности внешней орбитали атома или иона


Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаорбитальный радиус- расстояние от ядра до максимума электронной плотности внешней орбитали

Слайд 26Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
энергия ионизации атома- энергия,

требуемая для полного удаления электрона из атома в бесконечность

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаэнергия ионизации атома- энергия, требуемая для полного удаления электрона из атома

Слайд 27Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
сродство к электрону- изменение

энергии при присоединении одного электрона атомом

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомасродство к электрону- изменение энергии при присоединении одного электрона атомом

Слайд 28Лекция №2 Развитие представлений о строении атома
электроотрицательность- способность атома в

молекуле оттягивать электроны на себя.

Лекция №2 Развитие представлений о строении атомаэлектроотрицательность- способность атома в молекуле оттягивать электроны на себя.

Слайд 29Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 30Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 31Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 32Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 33Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 34Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 35Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 36Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 37Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 38Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 39Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 40Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 41Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 42Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 43Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Слайд 44Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Лекция №2 Развитие представлений о строении атома

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика