Слайд 1Проблемы материи в истории философии
Подготовила студентка 1курса
группы дмм-104
Есина Ирина
Слайд 2
Материя-это философская категория, которая в
материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по
отношению к сознанию (субъективной реальности).
Понятие материи очень важно, т. к. оно выражает не только сущность материального мировоззрения и его объективность, но и уровень знания людей в сфере философии и естествознания
Слайд 3В соответствии с уровнем развития способа производства, практики и материалистической
науки можно указать 3 этапа становления понятия материи:
наивно- материалистический (материя
- то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы»);
-механический (материя-это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул);
Слайд 4
-диалектико-материалистический (материя-это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно
взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени
качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макро тел и систем).
Слайд 5 Материя в древнегреческой
философии
Философы Древней Греции
строили свои рассуждения на основе индийской философии, гласящей, что земля, вода, огонь и воздух являются элементами первоначала.
Фалес
- основоположник греческой философии, один
из «семи мудрецов», считал первоосновой воду.
Анаксимандр
- автор закона сохранения материи («из тех же
вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»),считал материей «айперон»-неопределенный элемент. Достоинство данной мысли-абстрактность.
-ученик Анаксимандра, вместо абстрактного понятия вновь использовал природную стихию-воздух:
«Воздух…если
он разряжен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого».Огромный плюс-отражение в данной теории различия всех составляющих материи и одновременно ее единства
Слайд 9
Большую пользу в становлении правильного определения материи принесла
атомическая философия Левкиппа и Демокрита (вселенная-результат упорядоченного расположения атомов)
Для
Демокрита:
- Чувственные впечатления - отсутствия порядка действующих на ощущающего атомов.
- В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты
Слайд 10Аристотель
употребил материю в абстрактно-логической форме («хюле»- общая основа всех перемещений,
изменений и прочих преобразований, включая возникновение и исчезновение)
Слайд 11Проблемы древнегреческой материи
Философы:
пытались свести все многообразие мира к
одному из веществ(вода,воздух)
не могли представить материю без связи с каким-то
предметом или явлением
игнорировали идеальное, растворяя его в материальном; соотношение бытия и духа было упущено
Слайд 12Материя в средневековье
Произведение Джордано Бруно «О причине, начале и
идее».
Мыслитель понимал материю как
единую материальную основу всего, субстанцию. Свою мысль о том, что отдельные предметы создаются из материи, Бруно подчеркивал обычной работой ремесленника, т. е. материальный предмет рождается благодаря сначала замыслу, а потом и мастерству ремесленника.
Слайд 13Проблемы средневековой материи
Средневековые философы несправедливо
рассматривали материю ограниченно, с метафизической точки зрения, сводя ее лишь
к веществу, природе, исключая понимание общественных явлений.
Слайд 14Материя в новое время
Английский материализм 17 века:
Дж. Локк - индивид
получает сложные понятия в результате переработки в уме более простых
понятий. В сфере мышления общее создается из единичного.
Слайд 15Фейербах
утверждал, что понятия - продукт мышления, а мышление-это свойство высокоорганизованной
материи.
Он подчеркивал наличие общего и в действительности и в отражающем
действительность чувственном опыте.
Французский материализм 18 века:
Гольбах-автор одного из классических определений материи: « …Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства».
Слайд 16Проблемы материи в новое время.
Английские философы утверждали, что все
идеи протекают лишь из опыта, подрывая при этом всю систему
сенсуализма.
Французские философы не могли определить происхождение общих понятий; думали, что существуют лишь единичные предметы, и чувства также просты и единичны.
Слайд 17материя в 19-20 веках
Н. Г. Чернышевский : «То, что
существует, называется материей»
Маркс и Энгельс -идеальное в практической жизни может
порождать материальное;не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот.
Слайд 18Проблемы материи в19-20 веках.
Понятие Чернышевского «существует» расплывчато
В.И. Ленин не
признавал убеждение, будто материальный мозг дополняется еще чем-то нематериальным.
Слайд 19Вывод:
Диалектика понимания категории «материя» состоит
не в том, чтобы абсолютно все называть материей, и не
в том, чтобы абсолютно всегда настаивать на противоположности материального и идеального. Она состоит в том, чтобы отличать данные понятия в пределах гносеологии.
Таков результат применения категории «материя» к исследованию человека и его общественных отношений.
Слайд 20Используемая литература:
Алексеев П.В., Панин А.В.Философия:Учебник,2003г.
Мареев С.Н.История философии,2003г.
Спиркин А.Г.Философия:учебник,1998.