Слайд 1Проблемы совершенствования многоуровневой системы физкультурного образования
Слайд 2Проблемы
Политические, интеграционные
Организационно-методические
Слайд 3Особенности советской системы
Школа-училище –вуз (специалитет)-аспирантура
В целом – аналогичные
ступени в «западном» варианте модели.
Слайд 4Особенности западной системы
Школа (колледж) – бакалавр - магистр
Слайд 5МНОГОУРОВНЕВОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
В Болонской декларации
определены основные положения по созданию к 2010 г. Зоны европейского
высшего образования. Таким образом, интеграционные процессы в высшем образовании, инициированные первоначально вузами и общественными организациями Западной Европы (программы ERASMUS и SOKRATES), в 1999 г. вышли на уровень межправительственного сотрудничества.
Слайд 6К основным положениям Болонского процесса относятся:
1. Обеспечение совместимости уровней
образования, что предполагает введение многоуровневой системы высшего образования.
2. Сопоставимость
степеней посредством разработки единого стандарта Приложения к диплому (Diploma Supplement).
3. Внедрение практики определения объема полученных знаний в зачетных кредитных единицах, за основу которой была принята система ECTS.
4. Содействие академической и студенческой мобильности, важную роль в которой играет соблюдение Лиссабонской конвенции странами участницами.
5.Повышение качества образования, направленного на усиление конкурентоспособности вузов и подготовку высококвалифицированных специалистов, связанных прежде всего с прохождением процедуры аккредитации как вузов, так и учебных программ.
Слайд 7Система ВПО в России
Сегодня в России сложилась система высшего профессионального
образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных
специалистов (срок обучения - 5 лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени(квалификации) "бакалавра" (срок обучения - 4 года) и"магистра" (срок обучения - 6лет).
Слайд 8В системе подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта обозначилось
много противоречий:
рассогласование целей между движением общества к рыночной экономике и
традиционными формами подготовки физкультурных кадров, приводящее к невостребованности обществом значительной части подготовленных специалистов;
противоречие между традиционной «знаниевой» массово-репродуктивной и современной индивидуально-ориентированной парадигмами подготовки физкультурно-педагогических кадров;
противоречие между существующими разрозненными формами подготовки физкультурных кадров и необходимостью создания единой целостной системы;
противоречие между потребностями в создании инновационных образовательных структур и отсутствием научно обоснованной теории проектирования таких образовательных систем;
противоречие между перспективами формирования образовательной системы, быстро реагирующей на социально-экономические изменения, и существующими условиями подготовки физкультурных кадров.
Слайд 9Подготовка специалистов физической культуры и спорта может охватывать пять-шесть ступеней
многоуровневого физкультурного образования.
Первая (или начальная/нулевая) ступень (у многих авторов
отсутствует) – дошкольное физкультурное образование.
Далее используем нумерацию, отталкиваясь от начальной школы.
Первая ступень – начальное школьное физкультурное образование. Физическое воспитание в начальной школе помогает адаптировать детей к новым требованиям общеобразовательной школы и осуществлять их разностороннее физическое развитие, формировать навыки здорового образа жизни, ориентировать на занятия спортом и профессию учителя физической культуры.
Вторая ступень имеет два уровня – основной и средний (полный). На этой ступени подготовки школьники имеют возможность начать обучение в профильном спортивно-педагогическом классе или продолжить тренировку в ДЮСШ, пройти начальную допрофессиональную подготовку и продолжить учебу в колледже (училище) олимпийского резерва или в высшем учебном заведении любого профиля.
Связь общеобразовательной и детско-юношеской спортивной школы дает возможность эффективно проводить профориентационную работу, осуществлять отбор детей склонных к педагогической деятельности, проводить базовую подготовку по физической культуре, адаптировать к новому профессиональному образовательно-воспитательному процессу.
Слайд 10Ступени многоуровневого физкультурного образования:
Третья ступень – среднее профессиональное физкультурное образование,
например представленное училищем или колледжем олимпийского резерва. Предусмотренные учебным планом
дисциплины позволяют расширить и углубить знания студентов по специальности физическая культура и спорт, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические способности, овладевать методикой учебно-тренировочного процесса по виду спорта, повышать уровень спортивного мастерства.
Четвертая ступень – высшее физкультурное образование. В настоящее время высшее учебное заведение имеет, как правило, три уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура). Выпускники второго и третьего уровней вуза могут поступать в аспирантуру или вести педагогическую, руководящую деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Пятая ступень – послевузовское физкультурное образование представлено тремя уровнями – повышение квалификации, аспирантура, докторантура. Первый уровень носит практически обязательный характер. Дальнейшее обучение зависит от многих факторов и, в том числе, от личных возможностей занимающихся.
Слайд 11Модель многоуровневого физкультурного профессионального образования:
общеобразовательная школа – ДЮСШ – колледж
(училище) олимпийского резерва – вуз физической культуры характеризуется гибкостью, вариативностью
предлагаемых образовательных услуг, преемственностью составляющих ее ступеней, создает оптимальные условия для профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры и спорта.
Слайд 12Профессиональная реализация спортивного педагога осуществляется по следующим направлениям:
Создание условий
для свободного самостоятельного выбора и реализации каждым молодым человеком своего
образовательного маршрута.
Ситуационное проектирование содержания обучения, включение личностного опыта занимающегося, приобретаемого на основе субъектно-смыслового взаимодействия в процессе обучения.
Использование диалоговых и имитационно-игровых технологий в организации учебного процесса, формирование индивидуальности на основе выбора обучающимися способов изучения, системы качественного анализа результатов усвоения учебного материала.
Моделирование взаимоотношений преподавателя и занимающихся на основе ориентации на психологические ситуации, позволяющие создавать и разрешать противоречия, обеспечивающие развитие мотивации, достижение саморегуляции и самоактуализации.
Слайд 13Ссылки
http://kidsport.narod.ru/anohina.htm
http://www.infosport.ru
http://www.rossport.ru
http://minstm.gov.ru/
http://www.biblioclub.ru/
http://www.sport.pi.sfedu.ru/index.html
http://минобрнауки.рф/
http://www.sportedu.ru/