Слайд 1Психология психологического эксперимента
Лекция 11
Слайд 2Экспериментальное общение. Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента
Слайд 3 Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.
Процессом, организующим и регулирующим эту деятельность, является общение.
Особенности общения
испытуемого и экспериментатора влияют на результат исследования, вызывая следующие эффекты:
Слайд 41. Эффект Хотторна. Проявился при проведении социально-психологических исследований группой ученых
во главе с Элтоном Мэйо (1924-1932) на фабриках Хотторна. Привлечение
к эксперименту, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление к ним внимания. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.
Слайд 5Группа женщин-участниц исследования. Однако С. Милграм считал – в психологах
рабочие видели шпионов руководства компании, планирующего сокращение
Слайд 62. Эффект Пигмалиона. Изучил американский психолог Роберт Розенталь. Он установил,
что если экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, то это
может привести его к неосознанным действиям, модифицирующим поведение испытуемого (чтобы испытуемый «работал под гипотезу»).
Слайд 7Пигмалион и Галатея
(Ж.-Л. Жером)
Слайд 8 Источник влияния – неосознаваемые установки. Они проявляются в элементах
невербального поведения, регулирующихся бессознательно (кивки головой, улыбки, интонация при чтении
инструкции, эмоциональный тон, экспрессия и т.д.).
Слайд 9Эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя,
в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту
или иную работу:
Слайд 10Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь значимый для исполнителя.
Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем эффект сильнее.
Влияние тем
больше, чем труднее задача. Эффект сильно и негативно влияет на новые, сложные навыки. Наоборот, продуктивность освоенных, простых навыков проявляется легче.
Слайд 12Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента
Предлагается ряд специальных методических приемов:
Слайд 13«Двойной слепой опыт». Контролирует эффекты Пигмалиона и Хотторна. Подбираются контрольная
и экспериментальная группы. Эксперимент проводит приглашенный ассистент, которому не сообщается
истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию.
Слайд 14Метод обмана.
Экспериментатор скрывает цель и гипотезу эксперимента. Недостаток –
испытуемые могут сами придумывать варианты и придется разбираться в их
фантазиях.
Испытуемому предлагают ложную цель («когнитивное плацебо»).
Метод позволяет избежать эффекта Хотторна, но сомнителен с точки зрения этики.
Слайд 15Метод «скрытого» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого,
что он не подозревает о своем участии в исследовании. По
сути – модификация метода обмана, но этических проблем еще больше, испытуемый полностью является объектом манипуляций, не зная о своем привлечении к исследованию.
Слайд 16Метод независимого измерения зависимых параметров. Эффект воздействия измеряется не в
ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной
или трудовой деятельности бывшего испытуемого
Слайд 17Контроль восприятия испытуемым ситуации. Применяется постэкспериментальное интервью. Однако при выявлении
артефактов можно лишь «задним числом» отбраковать неудачные пробы
Слайд 18Особенности эксперимента с участием детей.
Слайд 19Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых:
Дети
более эмоциональны при общении со взрослым. Дети стремятся либо понравиться
незнакомому взрослому, либо «спрятаться» от контактов с ним. Отношения с экспериментатором определяют отношение к эксперименту (а не наоборот).
Слайд 20 Ребенок овладевает родным языком, усваивая не литературный язык, а
говор, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно-научном языке, будет мощнейшим барьером
при включении ребенка в эксперимент.
Слайд 21Ребенок обладает живым воображением и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать
ситуацию эксперимента. Экспериментатор переливает воду из одного сосуда в другой
и спрашивает ребенка, сохранилось ли количество жидкости. Ребенку правильный ответ может показаться неинтересным.
Слайд 22 Этика психологического эксперимента
(American Phychological Association, 1973 г., всего
10 принципов).
Слайд 23Принципы этичного ответственного отношение к участникам экспериментов в ходе проведения
исследовательских работ:
При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за
оценку его этической приемлемости.
Слайд 24Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного вреда.
Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об
этом испытуемых, достичь согласия и принять все возможные меры для минимизации вреда (принцип «информированного согласия»).
Слайд 25Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и
испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то
исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.
Слайд 26
Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента
прервать свое участие в процессе исследований в любое время.
Информация,
полученная в ходе исследования, является конфиденциальной.