Разделы презентаций


Психология психологического эксперимента

Содержание

Экспериментальное общение. Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология психологического эксперимента
Лекция 11

Психология психологического экспериментаЛекция 11

Слайд 2Экспериментальное общение. Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента

Экспериментальное общение. Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента

Слайд 3 Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.

Процессом, организующим и регулирующим эту деятельность, является общение.
Особенности общения

испытуемого и экспериментатора влияют на результат исследования, вызывая следующие эффекты:
Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Процессом, организующим и регулирующим эту деятельность, является

Слайд 41. Эффект Хотторна. Проявился при проведении социально-психологических исследований группой ученых

во главе с Элтоном Мэйо (1924-1932) на фабриках Хотторна. Привлечение

к эксперименту, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление к ним внимания. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.
1. Эффект Хотторна. Проявился при проведении социально-психологических исследований группой ученых во главе с Элтоном Мэйо (1924-1932) на

Слайд 5Группа женщин-участниц исследования. Однако С. Милграм считал – в психологах

рабочие видели шпионов руководства компании, планирующего сокращение

Группа женщин-участниц исследования. Однако С. Милграм считал – в психологах рабочие видели шпионов руководства компании, планирующего сокращение

Слайд 62. Эффект Пигмалиона. Изучил американский психолог Роберт Розенталь. Он установил,

что если экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, то это

может привести его к неосознанным действиям, модифицирующим поведение испытуемого (чтобы испытуемый «работал под гипотезу»).
2. Эффект Пигмалиона. Изучил американский психолог Роберт Розенталь. Он установил, что если экспериментатор заинтересован в подтверждении своей

Слайд 7Пигмалион и Галатея (Ж.-Л. Жером)

Пигмалион и Галатея (Ж.-Л. Жером)

Слайд 8 Источник влияния – неосознаваемые установки. Они проявляются в элементах

невербального поведения, регулирующихся бессознательно (кивки головой, улыбки, интонация при чтении

инструкции, эмоциональный тон, экспрессия и т.д.).
Источник влияния – неосознаваемые установки. Они проявляются в элементах невербального поведения, регулирующихся бессознательно (кивки головой, улыбки,

Слайд 9Эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя,

в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту

или иную работу:
Эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение

Слайд 10Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь значимый для исполнителя.

Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем эффект сильнее.
Влияние тем

больше, чем труднее задача. Эффект сильно и негативно влияет на новые, сложные навыки. Наоборот, продуктивность освоенных, простых навыков проявляется легче.
Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь значимый для исполнителя. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем

Слайд 11Эффект аудитории в спорте

Эффект аудитории в спорте

Слайд 12Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента

Предлагается ряд специальных методических приемов:

Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента   Предлагается ряд специальных методических приемов:

Слайд 13«Двойной слепой опыт». Контролирует эффекты Пигмалиона и Хотторна. Подбираются контрольная

и экспериментальная группы. Эксперимент проводит приглашенный ассистент, которому не сообщается

истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию.
«Двойной слепой опыт». Контролирует эффекты Пигмалиона и Хотторна. Подбираются контрольная и экспериментальная группы. Эксперимент проводит приглашенный ассистент,

Слайд 14Метод обмана.
Экспериментатор скрывает цель и гипотезу эксперимента. Недостаток –

испытуемые могут сами придумывать варианты и придется разбираться в их

фантазиях.
Испытуемому предлагают ложную цель («когнитивное плацебо»).
Метод позволяет избежать эффекта Хотторна, но сомнителен с точки зрения этики.


Метод обмана. Экспериментатор скрывает цель и гипотезу эксперимента. Недостаток – испытуемые могут сами придумывать варианты и придется

Слайд 15Метод «скрытого» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого,

что он не подозревает о своем участии в исследовании. По

сути – модификация метода обмана, но этических проблем еще больше, испытуемый полностью является объектом манипуляций, не зная о своем привлечении к исследованию.
Метод «скрытого» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии

Слайд 16Метод независимого измерения зависимых параметров. Эффект воздействия измеряется не в

ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной

или трудовой деятельности бывшего испытуемого

Метод независимого измерения зависимых параметров. Эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при

Слайд 17Контроль восприятия испытуемым ситуации. Применяется постэкспериментальное интервью. Однако при выявлении

артефактов можно лишь «задним числом» отбраковать неудачные пробы


Контроль восприятия испытуемым ситуации. Применяется постэкспериментальное интервью. Однако при выявлении артефактов можно лишь «задним числом» отбраковать неудачные

Слайд 18Особенности эксперимента с участием детей.

Особенности эксперимента с участием детей.

Слайд 19Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых:
Дети

более эмоциональны при общении со взрослым. Дети стремятся либо понравиться

незнакомому взрослому, либо «спрятаться» от контактов с ним. Отношения с экспериментатором определяют отношение к эксперименту (а не наоборот).
Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых:Дети более эмоциональны при общении со взрослым. Дети

Слайд 20 Ребенок овладевает родным языком, усваивая не литературный язык, а

говор, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно-научном языке, будет мощнейшим барьером

при включении ребенка в эксперимент.
Ребенок овладевает родным языком, усваивая не литературный язык, а говор, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно-научном языке,

Слайд 21Ребенок обладает живым воображением и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать

ситуацию эксперимента. Экспериментатор переливает воду из одного сосуда в другой

и спрашивает ребенка, сохранилось ли количество жидкости. Ребенку правильный ответ может показаться неинтересным.
Ребенок обладает живым воображением и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать ситуацию эксперимента. Экспериментатор переливает воду из одного

Слайд 22 Этика психологического эксперимента (American Phychological Association, 1973 г., всего

10 принципов).

Этика психологического эксперимента  (American Phychological Association, 1973 г., всего 10 принципов).

Слайд 23Принципы этичного ответственного отношение к участникам экспериментов в ходе проведения

исследовательских работ:
При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за

оценку его этической приемлемости.

Принципы этичного ответственного отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ: При планировании опыта исследователь несет

Слайд 24Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного вреда.

Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об

этом испытуемых, достичь согласия и принять все возможные меры для минимизации вреда (принцип «информированного согласия»).
Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного вреда. Если риск таких последствий существует, то исследователь

Слайд 25Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и

испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то

исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.
Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по

Слайд 26
Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента

прервать свое участие в процессе исследований в любое время.
Информация,

полученная в ходе исследования, является конфиденциальной.
Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента прервать свое участие в процессе исследований в

Слайд 27Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика