Слайд 1Проблемы современных федераций и возможные пути их решения
Слайд 2Федерация
Федерация - это одна из форм государственного устройства широко распространенная
в современном мире. Для федерации характерно наличие территориальных образований -
субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики.
Слайд 3Федерация имеет свои достоинства и недостатки. Достоинств, конечно, больше. О
главном из них рассказывал доктор юридических наук М. С. Саликов:
«Федерализм обеспечивает гармоничную концепцию взаимодействия различных уровней публичного властвования, функционирующую на основе взаимно согласованных правил для достижения целей, стоящих перед данным обществом, и при использовании способов и методов, свойственных достигнутому им уровню цивилизационного порядка».
Слайд 4Субъекты РФ, которые входят в состав РФ
В настоящее время Российская
Федерация согласно Конституции Российской Федерации имеет в своём составе три
вида субъектов:
государства в составе Российской Федерации (республики).
государственно-территориальное образования (края, области, города федерального значения).
национально-государственное образования (автономная область и автономные округа).
С 2014 года в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в число которых входят три города федерального значения (Севастополь, Санкт-Петербург, Москва), одна автономная область (Еврейская автономная область), четыре автономных округа, сорок шесть областей, девять краёв и двадцать две республики.
Слайд 5Основные принципы федерализма
Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5):
государственная
целостность Российской Федерации;
единство системы государственной власти;
разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Слайд 6Российская Федерация — это молодое государство
Рассматривая данные принципы федерализма, и
учитывая, что Российская Федерация — это молодое федеративное государство, то
оно, следовательно, имеет ряд проблем.
Слайд 7Симметрия и одновременная асимметрия
Одна из таких проблем симметрия и одновременная
асимметрия правового статуса субъектов Российской Федерации. С одной стороны, если
почитать статью 5 Конституции Российской Федерации можно увидеть, что все субъекты РФ (85) равноправны между собой (ч. 1) и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4). Так закрепляется симметрия конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
С другой стороны, Конституция Российской Федерации закрепляет за каждым видом субъекта свой асимметричный конституционно-правовой статус. Например, согласно ч. 1 ст. 66 Конституции РФ статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и Конституцией самой республики, а согласно ч. 2 ст. 68 республика вправе устанавливать свои государственные языки (так, в Республике Дагестан 14 государственных языков) в отличие от автономных округов и автономной области, которые также образованы по национальному принципу. Но они обладают дополнительными элементами статуса, согласно ч. 3 ст. 66 Конституции Российской Федерации.
Слайд 8В отличие от республики края, области, города федерального значения, автономная
область, автономные округа имеют устав, принимаемый законодательным органом соответствующего субъекта
Российской Федерации (ч. 2 ст. 66), также они не вправе устанавливать государственные языки, кроме русского. Таким образом, несмотря на формальный симметричный конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, они на самом деле обладают ассиметричным конституционно-правовым статусом. Следовательно, Конституция Российской Федерации противоречит установленному ей же принципу равенства субъектов Российской Федерации.
Слайд 9Решение этой проблемы
Эту проблему очень сложно решить, ведь устанавливая равенство
всех субъектов, Российская Федерация сохраняет мир и порядок на всей
территории страны. А если Федеральный центр попытается ограничить конституционно-правовой статус субъектов РФ, то это может привести к развитию сепаратизма.
Конюхова А. И. предлагает более безопасный путь решения данной проблемы. Она считает, что нужно все субъекты Российской Федерации превратить в республики без национальной окраски.
Слайд 10Другая немаловажная проблема
Противоречие норм конституции субъектов Российской Федерации и Федеральной
Конституции Российской Федерации. Так, согласно Конституции РФ (статье 4 части
1) суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Под суверенитетом понимается верховенство и независимость. Верховенство означает, что федеральные законы, а главное Конституция РФ обязательны для исполнения на территории всех субъектов Российской Федерации, а законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ. Однако существуют нормы Федеративного договора 1992 года и ряд Конституций республик, которые закрепляют суверенитет данных республик. Такие нормы являются ошибочными, так как если республики, а также другие субъекты Российской Федерации будут суверенны, то Россия из Федерации превратится в конфедерацию (союз независимых государств). Также в конституциях Республики Чечни и Республики Тывы есть нормы, закрепляющие право выхода из состава Российской Федерации, а в Конституции Российской Федерации таких норм нет. Ведь если бы они были в Конституции Российской Федерации, то это привело бы к «параду суверенитетов» как это было в 1988–1991 годах.
Слайд 11Решение этой проблемы
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении
Российской Федерации находится оборона и безопасность страны, однако в Конституции
Республики Чечни содержится норма, которая обязывает всех граждан Чеченской республики нести службу в составе Вооруженных Сил Чеченской Республики, а это положение противоречит Конституции РФ.
Данная проблема была разрешена Конституционным Судом РФ, который постановил, что Конституция Российской Федерации не допускает суверенитета субъектов Российской Федерации.
Слайд 12Федеральное вмешательство в дела субъектов РФ
Другой проблемой федеративного устройства Российской
Федерации является федеральное вмешательство в дела субъектов Российской Федерации. Так,
например, Президент Российской Федерации может отстранить от должности и назначить на должность главу исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а назначенный глава может назначать на должность или отстранять от должности глав на уровне района и города своего субъекта. С одной стороны, это хорошо, ведь тогда сам Президент будет контролировать деятельность назначенного главы, однако, с другой стороны, это показывает, что центр «насаждает» свою власть на территории субъектов Российской Федерации.
Слайд 13Однако все это отходит на второй план по сравнению с
проблемой реализации Конституции РФ. Именно это и является на данный
момент самой важной задачей федеральных властей - контроль за выполнением положений федерального Основного Закона во всех субъектах РФ. После решения этой проблемы, а также при стабильном развитии нашей страны большинство остальных проблем исчезнет и федеральным властям останется лишь внести необходимые поправки в текст Конституции РФ для окончательного решения всех проблем, связанных с федеративным устройством России.
Слайд 14Таким образом, Российская Федерация имеет ряд проблем федеративного устройства, которые
требуют решения для системного, продуктивного и эффективного развития федеративных отношений
на территории нашей страны.