Слайд 1Прочитайте предложения, какой общей темой объединены данные высказывания? Как вы
понимаете данные высказывания?
1. В здании человеческого счастья дружба возводит
стены любовь образует купол. (Козьма Прутков)
2. Друзья на то и существуют чтобы помогать друг другу. (Ромен Роллан)
3. Выбирать друзей не спеши менять их – тем более. (Бенджамин Франклин)
Задание: Определите вид сложных предложений, расставьте знаки препинания.
Слайд 2
Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Слайд 3Союз И
Союз И
Союз ПОТОМУ ЧТО
Союз А ИМЕННО
Союз ЧТО
Союз А
Союз
КОГДА
Союз ЕСЛИ
Слайд 4Союз ТАК ЧТО. ПОЭТОМУ
Союз КАК, СЛОВНО, БУДТО
Слайд 5Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (А.Пушкин)
Катятся ядра И
свищут пули, И нависли хладные штыки.
Слайд 6Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце невысоко. (И.Гончаров)
Утро великолепное; в
воздухе прохладно И солнце невысоко.
Лесной запах усиливается, слегка повеяло
теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. (И.С. Тургенев)
Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. (И.С. Тургенев)
Слайд 7Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)
Незнанием
никогда не следует хвастаться: ПОТОМУ ЧТО незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)
Слайд 8Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил
как из ведра. (И.Гончаров)
Погода была ужасная: А ИМЕННО ветер штормовой
ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)
Слайд 9Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.
Он
поднял голову: ЧТО сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.
Слайд 10Ноги носят – руки кормят. (Пословица)
Ноги носят – А
руки кормят. (Пословица)
Слайд 11Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
КОГДА Настанет вечер
– загорятся на небе звезды.
Слайд 12Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица)
ЕСЛИ Любишь
кататься – люби и саночки возить. (Пословица)
Слайд 13Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.
(К.Паустовский)
Слой облаков был очень тонок – ПОЭТОМУ сквозь него
просвечивало солнце. (К.Паустовский)
Слайд 14Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)
Сыр
выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)
Слайд 15Посмотрит – рублем подарит. (Пословица)
Посмотрит – БУДТО рублем
подарит. (Пословица)
Слайд 161 группа:
В данных предложениях исправьте допущенные пунктуационные ошибки. Найдите
слово, которое соответствует схеме
приставка + корень+суффикс+ суффикс+ окончание +
постфикс
1. День выдался слякотный, с утра пошел мокрый снег вперемежку с дождем... (Б.Можаев)
2. Фомич осмотрел свои ветхие кирзовые сапоги и решил привязать резиновые подошвы сыромятными ремнями; дорога до Тиханова дальняя. (Б.Можаев)
3. Туман рассеялся, вершины вновь засверкали на солнце. (М.Ю.Лермонтов)
Слайд 172 группа:
Объясните постановку двоеточия в тексте.
Басня
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Осенью у
муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у
них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?». Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».
Раскройте смысл басни.
Слайд 183 группа:
Преобразуйте СПП в БСП. Найдите слово с чередующейся
безударной гласной в корне.
1. Когда занялась заря, стало видно,
что погода будет хорошая. (В. Арсеньев)
2. Яков был прозван Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки. (И. С. Тургенев)
3. Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов)
Слайд 19Рефлексия
«Плюс-минус-интересно».
«+» - запишите все, что вам понравилось на
уроке;
«-» - запишите, что не понравилось, показалось скучным, что вы
не поняли;
«интересно» – вопросы к учителю, что вы не знали, но вам обязательно хотелось бы это узнать.
Слайд 20Информация о д\з.
Из произведений художественной литературы приведите примеры употребления тире
в простом и сложном бессоюзном предложениях. Запишите по три предложения,
в которых тире ставится:
а) между подлежащим и сказуемым;
б) в неполном предложении;
в) в предложении с прямой речью перед словами автора;
г) между частями сложного бессоюзного предложения.