Слайд 1Нижегородский РЦДО
Проект по русскому языку
по теме
«Фразеологизмы»
Нижний Новгород 2014 г.
Автор: Брикс
Любовь
Руководитель: Гуськова О.Н.
Слайд 2Содержание
Цели и задачи.
Определение фразеологизма. Основные признаки.
Развитие фразеологии.
Отличие фразеологизмов от словосочетаний.
Происхождение фразеологизмов.
Ошибки в употреблении.
Многозначность
и однозначность фразеологизмов.
Структура фразеологизмов.
Явление омонимии во фразеологии.
Синонимия и антония фразеологизмов.
Роль фразеологизмов.
Афоризмы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Вывод.
Слайд 3Цель: Изучить понятие фразеологизмов и крылатые слова
в комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума»
Задачи:
• изучить литературу по теме исследования;
•
выявить состав фразеологических единиц методом сплошной выборки, дать их семантическое описание;
• определить особенности функционирования анализируемых фразеологизмов, охарактеризовать основные стилистические функции.
Цели и задачи
Слайд 4Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, постоянное
по своему составу и
значению, которое воспроизводится в речи
как неделимое целое.
Фразеологический оборот -
это воспроизводимая языковая единица из двух и более полнозначных слов, целостная
по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре.
Слайд 5 Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка.
Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря
русского литературного языка, указывал, что в него
должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.
Развитие фразеологии
Слайд 6 До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов
И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было
найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.
С именем В.В.Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.
В.В. Виноградов
Слайд 7Фразеологизмы изучаются в лексикологии: в большинстве случаев фразеологизм равен слову
по своему значению, является его эквивалентом («приказать долго жить» = умереть).
Слайд 8Отличие фразеологизмов от словосочетаний
Слайд 9Фразеологизмы встречаются
В художественном стиле
(отдал богу душу);
В разговорном
(сыграл
в ящик);
В публицистическом
(приказал долго жить)
Слайд 10
Многие фразеологизмы исконно русского происхождения:
«бить баклуши» (этот фразеологизм возник на
основе прямого значения: раскалывать чурбан на баклуши для изготовления ложек),
«на воде вилами написано», «сесть на мель».
Многие фразеологизмы заимствованы из Библии:
«блудный сын», «вавилонское столпотворение», «земля обетованная» .
Происхождение фразеологизмов
Слайд 11 Многие фразеологизмы из античной мифологии:
«авгиевы конюшни» (их
расчистил Геракл), «ахиллесова пята» (уязвимое место Ахилла), «прометеев огонь»
Много фразеологизмов создали наши русские поэты и писатели:
«Счастливые часов не наблюдают» (А.С. Грибоедов); «Человек — это звучит гордо» (М. Горький);
«Человек в футляре» (А.П. Чехов) и др.
Иностранного происхождения:
«синий чулок» — от англ. «blue stocking»; «убить время» — от фр. «tuer le temps».
Слайд 12Значение фразеологизмов
Значение фразеологизма объясняется этимологически.
Фразеологизм «тертый калач» обозначает
бывалого, житейски опытного человека, которого не провести. Это значение восходит
к профессиональной речи пекарей – калачное тесто очень крутое, его долго мнут и трут. Ср. пословицу: не терт, не мят, не будет калач. Затем произошло переосмысление: «жизненные испытания закаляют человека».
Слайд 13
Фразеологизм «кромешный ад» обозначает «нечто невыносимое»; прилагательное кромешный восходит к
слову крома – «предел».
Слайд 14Исторически объясняется и форма фразеологизма: «на босу ногу» – то
есть без чулок, носков, портянок. Форма босу – краткое прилагательное
в винительном падеже, хотя сейчас краткие прилагательные не склоняются.
Слайд 15Ошибки в употреблении
Фразеологизм имеет устойчивую форму, которая должна
строго воспроизводиться – в противном случае возникают ошибки: деньги выпускаются
в трубу (вылетают в трубу), слухом не слыхивал (слыхом не слыхивал), душа кровью обливается (сердце кровью обливается), похоронить на корню (загубить на корню), пока суть да дело (пока суд да дело), положить в долгий ящик (отложить в долгий ящик), отлегло на сердце (отлегло от сердца или отлегло на душе), власть предержащие (власть предержащая).
Слайд 16Ошибки в употреблении
Часто ошибка связана с игнорированием стилистической окраски фразеологизма
Здесь
национальный гнет идет рука об руку с политическим (употребление фразеологизма
рука об руку ошибочно, так как несет позитивную оценку и употребляется в позитивных контекстах (прошли всю жизнь рука об руку)
Фразеологизм рука об руку следует заменить словом усугубляется.
Слайд 17 По-прежнему тон задают государственные издательства, которые пустились во все
тяжкие (употребление столь разговорного фразеологизма неправомерно) – здесь уместнее: идут
на различные ухищрения.
Слайд 18Явление однозначности и многозначности
Однозначность фразеологизмов: «белены объелся» - «обезумел»;
«бить баклуши» - «бездельничать»; «водить за нос» - «обманывать»; «на
старости лет» – «в преклонных годах».
Слайд 19Многозначность фразеологизмов: «вдоль и поперёк» - «во всех направлениях», «очень
хорошо, до мельчайших деталей»; «первая ласточка» - «первые признаки появления
чего-либо», «зачинатель-пионер; «Ишь ты, как оно пригнато, в самый раз!» - «своевременно», «очень подходит кто-либо или что-либо», «как по мерке, впору» .
Слайд 20Классификация фразеологизмов
(по экспрессивно-стилистическим свойствам)
Фразеологические обороты подразделяются на межстилевые,
разговорно-
бытовые и книжные.
Межстилевые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, известные
и употребляемые во всех стилях языка (“сдержать слово”, “от всего сердца”).
Слайд 21Разговорно–бытовые фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно
употребляемые в устной речи (“гнуть спину”, “совать нос”).
Слайд 22Книжные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно
употребляемые в письменной речи (“стереть с лица земли”, “в мгновении
ока”).
Слайд 23Среди фразеологизмов выделяются фразеологизмы – неологизмы (“путёвка в жизнь”, “народный
контроль”). Фразеологизмы могут быть общенародные, профессиональные (“войти в роль”, “с
иголочки”) и диалектные (“не солоно хлебавши”, “не мытьём так катаньем”).
Слайд 24Игнорирование стилистической окраски особенно часто наблюдается при употреблении фразеологизмов библейского
происхождения. Одни из них передают экспрессию торжественности, повышенной значимости (возвращение
на кру́ги своя), другие имеют ироническую окраску (и иже с ними, манна небесная, притча во язы́цех, козел отпущения). Их использование требует осторожности, проверки по источникам и словарям.
Слайд 25Структура фразеологизмов
По структуре фразеологизмы могут представлять собой словосочетания («сесть в
калошу», «без царя в голове»)
или предложения («бабушка надвое сказала»,
«когда рак на горе свистнет»).
Слайд 26Классификация фразеологизмов
(по употреблению)
Фразеологизмы различаются по активному (“как снег на
голову” – внезапно, “через час по чайной ложке” – медленно)
и пассивному (“и стар и млад” – все) употреблению.
Слайд 27Классификация фразеологизмов
(с точки зрения оценочности)
Фразеологизмы с положительной оценкой: (“кровь
с молоком”); почтительного уважения (“сложить голову”); восхищения (“властитель дум”).
Фразеологизмы с
отрицательной оценкой: с эмоциональностью ироничности (“носить воду решетом”); пренебрежительности (“канцелярская крыса”).
Слайд 28Фразеологические сочетания
Фразеологические сочетания — сочетания, каждое слово в которых имеет
самостоятельное значение
Одно из слов употребляется только в данном
сочетании: «закадычный друг» (не может быть *закадычный враг), «равнобедренный треугольник»;
Слайд 29
Одно из слов употребляется в этом значении только
в данном сочетании, в свободных же словосочетаниях оно имеет другое
значение: «прямой угол» (слово прямой означает «в 90 градусов» только в сочетании со словом угол), «белые стихи» (белые – здесь «нерифмованные»), «надтреснутый голос» (надтреснутый – здесь «скрипучий»).
Слайд 30Фразеологические единства
Фразеологические единства - сочетания, значения которых можно понять
переносно из значений их составляющих: «делать из мухи слона» (делать
из чего-то маленького что-то большое, т.е. преувеличивать), «белая ворона» (вороны черные, белая ворона – что-то выделяющееся среди других, отклонение от нормы), аналогично этому можно понять значение фразеологизмов «ложка дегтя в бочке меда», «смотать удочки».
Слайд 31Фразеологические сращения
Фразеологические сращения (идиомы) - неразложимые по смыслу словосочетания, значение
которых не выводимо из значений их компонентов: «съесть собаку» (иметь
богатый опыт), «остаться с носом» (не получить ничего), «втирать очки» (обманывать).
Слайд 32Омонимия
Фразеологизмы-омонимы редки. В качестве примера фразеологизмов-омонимов можно привести пустить петуха:
пустить петуха I – “сфальшивить”, пустить петуха II – “поджечь”.
Слайд 33Синонимия и антонимия
Как и слова, фразеологизмы могут вступать между собой
в синонимические и антонимические отношения, например: ни зги не видать
и хоть глаз выколи “очень темно” – синонимы, кот наплакал ”мало” и непочатый край ”много” – антонимы.
Слайд 34Роль фразеологизмов
Фразеологические обороты – яркое стилистическое средство, которое делает речь
сильной и красочной, образной и убедительной.
В речи человека всегда отражаются его идеология и психология, житейский опыт, социальные интересы и связи, культурный уровень и духовные запросы.
Слайд 35 Художники слова, рисуя человека,показывают не только окружающую
его среду, внешний и внутренний облик, но и его речевую
манеру. Опираясь на общенародного языковое богатство, писатели стремятся воспроизвести язык действующих лиц своих произведений как выражение их типических и индивидуальных особенностей. Многие меткие образные выражения их героев стали крылатыми словами, пришли в нашу речь из литературных произведений.
Афоризмы и крылатые слова в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Слайд 36Крылатое выражение (или крылатая фраза) представляет из себя устойчивый фразеологизм,
который появился из каких-то культурных или литературных источников. Если данные
слова являются очень выразительными и запоминающимися, то они получают статус крылатого выражения.
Слайд 37«Горе от ума» Александра Грибоедова — выдающееся произведение русской литературы,
которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты.
Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов.
Слайд 38Пушкин говорил о комедии "Горе от ума": "О стихах не
говорю, половина должна войти в пословицу". Строение стиха Грибоедова настолько
легко и прозрачно, что имеет поговорочный характер, а многие афоризмы комедии и сами основаны на принципе русских пословиц и поговорок:
Подписано так с плеч долой. Или:
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Слайд 39Следя за речью персонажей комедии, с помощью языка мы не
только оцениваем их тем или иным образом, но и переносим
их слова в реальную жизнь, в сходные ситуации. Автор комедии помогает нам точнее охарактеризовать человека: "герой не моего романа", "муж-мальчик", "муж-слуга", "и золотой мешок, и метит в генералы", "не человек, змея";
Слайд 40 выразить свои чувства: "свежо предание, а верится с трудом",
"счастливые часов не наблюдают", "блажен, кто верует, тепло ему на
свете!"; дать ценный жизненный совет: "кто беден, тот тебе не пара", "читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой"; дать меткую характеристику нравов: "шумим, братец, шумим", "вчера был бал, а завтра будет два", "ну как не порадеть родному человечку".
Слайд 41И сегодня чацкие, отчаявшись переделать мир, в надежде залечить разбитое
сердце, восклицают:
Вон из Москвы сюда я больше не ездок, Бегу,
не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
Делая имя лицемерного и лживого героя комедии нарицательным, мы вздыхаем:
Молчалины блаженствуют на свете!
Слайд 42Афоризмы, крылатые слова,ставшие пословицами и поговорками, в тексте комедии являются
не только элементами движения сюжета, средством речевой характеристики действующих лиц,
но и придают языку произведения сочность, выразительность, яркость. Меткие грибоедовские афоризмы вышли не только за рамки комедии, но и целой исторической эпохи. Сегодня они живы в нашей речи и в современном литературном языке.
Слайд 43Вывод
Развитие русской национальной фразеологии идёт сложными путями. Оно стимулируется
не только созданием новых художественных ценностей,
но одновременно и всё
более глубоким и современным осмыслением классического наследия, поныне сохраняющего своё действенное значение, являющего составной частью духовной и речевой культуры нашего народа.