Слайд 1Проектирование дополнительных общеобразовательных –дополнительных общеразвивающих программ
Кулик Ольга Николаевна,
заместитель директора по
НМР
ГАУДО РК «РЦДО»
Слайд 2Письмо Минобрнауки России от11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования»
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
РФ»
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми.
Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных программ
Слайд 3Наименование образовательного учреждения
Где, когда и кем утверждена
Название
Возраст детей, на которых
рассчитана дополнительная образовательная программа
Срок реализации
Ф.И.О., должность автора (авторов)
Название города, населенного
пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа
Год разработки
Титульный лист
Слайд 4Комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка, цель и задачи программы,
содержание программы, планируемые результаты);
Комплекс организационно-педагогических условий, включая (календарно-тематическое планирование, формы
аттестации , условия реализации программы, формы аттестации, оценочные материалы, методическое обеспечение, список литературы)
Структура ДООП
Слайд 5- направленность (профиль) программы - техническая,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная,
туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9);
актуальность программы - соответствие основным направлениям
социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
Пояснительная записка
(общая характеристика программы)
Слайд 6Данная программа технической направленности, т.к. нацелена на формирование научного мировоззрения,
освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей
учащихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества, с упором на подбор (выбор) моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на различные соревновательные мероприятия. Программа «….» направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Главный принцип реализации программы- создание обстановки, формирующей креативное мышление и развитие способностей детей, заложенное природой, через использование исследовательского подхода.
Слайд 7
Через участие в научно-технической деятельности (теоретическую подготовку, конструирование и изготовление
деталей, экспонатов, моделей и их демонстрацию на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах)
подростки готовятся к осознанному вступлению в самостоятельную жизнь. Программа углубляет и дополняет отдельные интересующие детей темы и дает им возможность провести самостоятельные исследования.
Учащиеся приобретают опыт работы с научной литературой, опыт командной работы в проекте и опыт выступления перед аудиторией на мероприятиях различного уровня. Это уникальная возможность социально-психологической адаптации подростка, которая пригодится не только в обучении, но и в любой другой области жизни.
Слайд 8
Отличительные особенности программы:
- в основе обучения лежит метод управления проектами
–Scrum (Джефф Сазерленд и Кен Швабер) , а также комплексное
применение основ программирования, исследовательской (изобретательской) и проектной деятельности и ТРИЗ- технологии (Г.С. Альтшуллер);
- данная программа направлена на содействие интеграции образования, науки и производства;
Слайд 9адресат программы – возраст учащихся, которым адресована программа (возрастные особенности
и их учёт, принципы набора и формирования групп, количество учащихся
в группах);
объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
-срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
Пояснительная записка
(общая характеристика программы)
Слайд 10формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции,
практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Пояснительная записка
(общая характеристика программы)
Слайд 11Формы подведения
итогов программы
Слайд 12 Методы отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования,
зачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (олимпиадах,
викторинах, соревнованиях), защиты проектов, активности обучающихся на занятиях и т.п.
Слайд 13Цель и задачи программы:
- цель - это обобщенный планируемый результат,
на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания
программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
- задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать.
Слайд 14Обучающие (научить, расширить, формировать, познакомить, способствовать, овладеть основами и т.д.)
Развивающие
(развивать….)
Воспитательные (воспитывать, приобщать, осуществлять, формировать, способствовать и т.д.)
Задачи
Слайд 15Соотнесение прогнозируемых результатов с целью
цель
СОВОКУПНОСТЬ СРЕДСТВ,
МЕТОДОВ И УСЛОВИЙ
результат
ЗАДАЧИ
Обучающие
Воспитательные
Развивающие
Предметные
Метапредметные
Личностные
Слайд 16Задачи программы:
Обучающие:
- получение учащимися знаний в области автотрассового моделизма;
- формирование
технико-конструкторских и технологических навыков, основ трудовой культуры, навыков и умений
работы с различными материалами и инструментами;
- обучение основам программирования, исследовательской и проектной деятельности.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей и подростков,
- развитие логического и технического мышления, воображения, изобретательности, активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
.Воспитательные:
- воспитание ценных личностных качеств: гуманность, любознательность, трудолюбие, целеустремленность, культурный уровень, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию;
- воспитание интереса к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
Цель программы: воспитание творческой личности ребенка, развитие её личностных качеств средствами формирования знаний и практических умений в области автомоделирования.
Слайд 17
Содержание программы:
- учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность
и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических
и практических видов занятий, а также форм контроля), оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения:
Слайд 19
содержание учебного( учебно-тематического) плана
должно быть направлено на достижение целей
программы и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов
и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом.
Тема 1.3. Основные понятия курса.
Теория.
Практика.
Слайд 20Раздел I. Вводное занятие
Тема 1.1. Правила техники безопасности на занятиях
Теория: Знакомство с правилами поведения учащихся в учреждении. Ознакомление с
инструкциями по технике безопасности. Входящий контроль в форме собеседования.
Раздел 2. Изготовление деревянного чехла для телефона.
Тема 2. 1 Изучение видов телефонов и их чехлов.
Теория: Краткая история изобретения телефона.
Практика: Поиск информации по видам чехлов.
Тема 1.3. Создание 3-d модели чехла
Теория: Знакомство с программой 3-d моделирования.
Практика: Создание 3-d модели чехла
Тема 1.4.Фрезерование заготовки на фрезере
Теория: Техника безопасности при работе на фрезере
Практика: Фрезерование заготовки на фрезере. Доработка заготовки на ручном фрезере Dremel.
Слайд 21Усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и
специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой
области знаний (освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами)
К предметным результатам относятся
Слайд 22
Предметные результаты:
- приобретены знания и умения в области автотрассового моделизма,
изготовления чертежей и эскизов, методов применения комплектующих, правил проведения соревнований.
-сформированы
технико-конструкторские и технологические навыки изготовления автомоделей; умения работы с различными материалами и инструментами.
-приобретены знания в области программирования, исследовательской и командно-проектной деятельности.
Слайд 23Ценностные ориентации учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности,
социальные чувства, личностные качества (готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме)
К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся
Слайд 24
Личностные результаты:
Учащиеся получат возможность для формирования
(сформированы)
- творческих способностей;
логического и технического мышления, воображения, изобретательности;
ценных личностных
качеств: гуманность, любознательность, трудолюбие, целеустремленность, культурный уровень, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию;
интереса к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями.
Слайд 25Освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуация (освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании, контроле и коррекции своей деятельности, осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности)
К метапредметным (компетентностным) результатам учащихся относятся
Слайд 26Ожидаемые метапредметные результаты
Регулятивные. Обучающиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий;
управлять своим
вниманием (к объектам, к партнёрам);
фиксировать и осмыслять особенности поведения в
собственных работах, проектах;
адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить корректировку в исполнение своей роли в проекте;
управлять своей познавательной и творческой деятельностью; применять свой творческий потенциал в повседневной жизни.
Слайд 27Познавательные. Обучающиеся научатся:
активизировать свою фантазию; проявлять навыки изобретательства;
Применять навыки
использования полученных знаний и умений в практической деятельности; ;
характеризировать, сравнивать
различные артефакты на основе логического и технико-конструкторского мышления;
осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий, используя различные источники информации.
Слайд 28Коммуникативные. Обучающиеся научатся:
Выражать и доказывать собственную точку зрения;
слышать и слушать,
точно реагировать на рекомендации;
вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении
и принятии решений;
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
воспринимать позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности;
учитывать мнения других в собственной работе.
Слайд 29Описание специфики преподавания, основных методов, форм, технологий обучения;
Краткая характеристика средств,
необходимых для реализации программы;
Этапы педагогического контроля.
Методическое обеспечение
Слайд 30 Scrum технологии, технология управления проектом,которые предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Технология коллективно- творческой деятельности. Цель данной
технологии: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к разнообразной творческой деятельности, способствовать воспитанию общественно-активной творческой личности. Направлена на формирование умения работать в команде, выявление организаторских и лидерских качеств личности.
Технология проблемного обучения. Её суть состоит в том, что организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению. Используя поисковый метод: педагог ставит задачу, решение которой ученики должны найти самостоятельно (при изготовлении пера руля второй модели задаются только габаритные размеры, форму ребята придумывают сами, а профиль копируют с первой модели.
Развивающего обучения - применяется метод вовлечения в различные виды деятельности (ученик сам определяет способ изготовления развертки детали: вручную, используя знания геометрии или с использованием компьютерной программы и печати на принтере),
Активного обучения – используется принцип активности: для стимуляции творческой деятельности ребят используются такие формы обучения, как соревнования внутри объединения, выставки-презентации для родителей, друзей и знакомых, защиты проектов.
ТРИЗ-технология – направлена на целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления.
Игровые технологии или игропрактики. Обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Технологии
Слайд 31метод case-study : определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых
источников информации, подготовка первичного материала в case, экспертиза, подготовка методических
материалов по его использованию;
проблемно- поисковый: изготовление моделей деталей по фотографиям, рисункам, по собственным чертежам;
словесно - наглядный: педагог объясняет новый материал, используя такие методы, как беседа, лекция, а также иллюстративный метод, обращаясь к схемам, чертежам и моделям;
исследовательские методы (проведение опытов, исследований, лабораторных работ);
методы практической работы;
метод проектов: предполагает совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, ориентированных на интеграцию фактических знаний и на их применение и приобретение новых, порой путем самообразования;
Методы
Слайд 32условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации
программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные
ресурсы;
формы аттестации/контроля – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам;
- оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
Комплекс организационно-педагогических условий:
Слайд 33
Формы контроля:
Контроль выполнения программы проводится в следующих формах:
- диагностика;
- показательный
заезд на трассе;
- участие в соревнованиях;
Слайд 34Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Слайд 36- творческие способности;
- логическое и техническое мышление, воображение, изобретательность;
- ценные
личностные качества: гуманность, любознательность, трудолюбие, целеустремленность, культурный уровень, требовательность к
себе, стремление к самосовершенствованию;
- интерес к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся следующие универсальные учебные действия
Слайд 37показатель не проявляется – 0 баллов;
- показатель проявляется редко –
1 балл;
- показатель проявляется периодически – 2 балла;
- показатель проявляется
постоянно – 3 балла.
Для отслеживания личностных результатов детей используется следующая балльная система:
Слайд 38
Индивидуальная карта личностного развития учащегося
Этап обучения, Ф.И., возраст, группа ______________________
Слайд 39Методика Капустина Н.П.
Диагностика обучающихся 6-8 лет (I год обучения)
Диагностика обучающихся
9-11 лет (II год обучения)
Диагностика обучающихся 12-15 лет
Методика Шиловой М.И.
Диагностическая
программа изучения уровней воспитанности обучающихся 16-17 лет
ПДО, система ценностных ориентаций для обучающихся 15-17 лет
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности обучающихся 13-18 лет (III, IV года обучения)
Щуркова Н.Е. (тест «Размышляем о жизненном опыте»)
Степанов П.В.
Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /
П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия АПКиПК, 2003. – 82 с.
Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М., 2008 г.
Слайд 40Список литературы
- включает перечень основной и
дополнительной литературу (учебные пособия,
сборники упражнений (контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные
пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам (ГОСТ Р 7.0.5-2008).
Слайд 41
Календарно-тематическое планирование.
Методики, диагностики, анкеты.
Образовательные кейсы, методические разработки.
План воспитательной работы.
План работы
с родителями.
Учебно-методический комплекс к программе (Приложение)
Слайд 42Календарно-тематическое планирование - является обязательным приложением к программе и составляется
для каждой учебной группы в виде таблицы.
Слайд 43Защита программы
1. Название, направленность, возраст учащихся, срок реализации.
2. Актуальность, новизна
(отличительные особенности), краткая характеристика (количество часов в неделю, в год,
кол-во учащихся в группе).
3. Цель, задачи.
4. Краткое содержание (основные разделы, темы).
5. Формы, методы, технологии.
6. Результаты.
7. Формы контроля.
Слайд 44Спасибо за внимание!
O.kulick2013O.kulick2013@yandex.ru
89505661720@yandex.ru
89505661720