Слайд 1Проектная деятельность
в начальной школе
Казанцева И.В., к.б.н., доцент кафедры начального
образования СПбАППО
Слайд 2Суть процессов модернизации – смещение акцентов в образовании:
с усвоения фактов
(результат – знание как информированность)
на овладение способами взаимодействия с
миром (результат – умения работать с информацией)
Это приводит нас к осознанию нового содержания понятия результата
Слайд 3 Метод проектов в образовании — это способ достижения дидактической цели через
детальную разработку, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом
детской деятельности, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);
это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Слайд 4Технологическая преемственность стандартов
Слайд 6История
Метод проектов в образовании применен впервые в начале 20 века
в США. Его называли также методом проблем. (американский философом и
педагогом Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х.Килпатрик).
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Слайд 7История
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками
американских педагогов.
Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году
была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
При советской власти в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не применялся в школьной практике.
Слайд 8Проект – способ творческой реализации человека
Проект– уникальный способ организации деятельности
человека от замысла до материального воплощения
Слайд 9Примеры проектов в повседневности:
Строительство;
Изготовление любого материального продукта (от салфетки и
юбки до космического корабля и т.д.);
Объединяет проекты – алгоритм деятельности:
от замысла (идеи) до изготовления…
Слайд 11Образовательная цель
Образовательный результат
Слайд 12 Интерес к методу проектов обусловлен потребностью современного общества в людях,
способных претворить свои уникальные замыслы в жизнь
Цель образования – обучить
выпускников способам реализации своих замыслов
Слайд 13
Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
Слайд 14Требования к учебной деятельности
Слайд 15Творческий проект в начальной школе
Функции:
Мотивационная
Диагностическая
Обучающая
Ребенок использует в творческой
деятельности имеющиеся у него навыки работы с материалом
Рефлексия направлена на
анализ умений и способов действий
В творческом проекте у ребенка формируется самое главное – мотив к творческой деятельности, желание творить
Слайд 16Учебный проект
Самый главный этап учебного проекта, во время которого анализируется
последовательность действий, оценивается эффективность способов
Через рефлексию происходит обучение ребенка планированию
деятельности по реализации собственного замысла, ребенок учится работать в проектной технологии
Слайд 17Исследовательский
проект
Самый главный этап исследовательского проекта – нахождение и
освоение метода исследования анализируется умение придерживаться последовательности действий, оценивается точность
репродуктивного способа действий
Через рефлексию происходит обучение ребенка выполнять действия по планированию деятельности по реализации собственного замысла, ребенок учится работать в проектной технологии
Замысел сводится к формулированию гипотезы
Слайд 18
Этапность выдается детям в начале деятельности
I этап: Осознание причины, проблемы
II этап: Целеполагание
III этап: Сбор и обработка информации
IV этап:
Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
V этап: Реализация плана действий
VI этап: Подготовка к защите проекта. Презентация продукта проекта
VII этап: Рефлексия. Осознание учебного результата
Слайд 19
Результат работы начальной школы:
Постепенное осмысление учащимися собственного опыта работы и
создание алгоритма (последовательности)
действий
I этап: Осознание причины, проблемы
II этап:
Целеполагание
III этап: Сбор и обработка информации
IV этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
V этап: Реализация плана действий
VI этап: Подготовка к защите проекта. Презентация продукта проекта
VII этап: Рефлексия. Осознание учебного результата
Слайд 20Учебные проекты в курсе «Окружающий мир»
Зачем?
Что?
КАК ?
СЕМЬЯ
МЕЧТА
ЛЮБОВЬ
СТРАНА
Слайд 23Оцениваемые в ходе
выполнения проекта УУД
Слайд 28Главный вопрос – кто является заказчиком проекта?
Сам ребенок
Учитель
Другие классы
Школа
Родители
Социум
Все
нуждающиеся
Он должен понять что такое результат
Ни в коем случае
не оценивать продукт проекта, только обсудить и вывести ребенка на результат
Формулируем техническое задание
Важно сформулировать требования к продукту и систему экспертизы
Важно заранее сформулировать с детьми понятие продукта
спланировать кому что надо
Слайд 30ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной деятельности учащихся
1.Общие положения
Определения, условия реализации, цель, задачи
2.Участники проектной
деятельности
3. Содержание/организация проектной деятельности
4. Место проектов в образовательном пространстве школы
5. Классификация проектов (направления)
исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое
6. Организационный механизм включения проектов в образовательное пространство школы
Слайд 317. Формы продуктов проектной деятельности. Требования к продуктам. Техническое задание.
Процедура организации индивидуального маршрута
8. Циклограмма работы над проектом
9. Отчетная документация
участников проектной деятельности
10. Процедура защиты проекта
11. Критерии оценки проекта (включая Критерии оценки продукта проектной деятельности, защиты работы, оценочные листы самооценивания)
12. Экспертная группа оценивания продукта проектной деятельности
13. Функциональные обязанности эксперта. Процедура избрания эксперта. Порядок проведения экспертизы
14. Функциональные обязанности руководителя проекта
15. Стимулирование деятельности педагогических работников по руководству проектной деятельностью учащихся
Слайд 32Перечень возможных выходов проектной деятельности:
1 Портфолио
2 Выставка
3 Газета
4 Видеофильм
5 Праздник
6
Публикация
7 Костюм
8 Макет
9 Оформление кабинета
10 Справочник
11 Серия иллюстраций
12 Учебное пособие
13
Коллекция
14 Мультимедийный продукт
15 Статья и т.д.
ЦОР школы
Слайд 33Концептуальная идея комплектования ЦОР
Слайд 34Понятие паспорта проекта
Описание учителем собственного алгоритма деятельности для достижения учащимися
конкретного результата.
Каждый школьный, классный проект требует описания в форме паспорта
проекта
К нему могут быть приложены продукты детской деятельности, фотографии и т.д. главное отличие от методической разработки заключается в диагностике достижения результатов
Слайд 36Проектная деятельность учителя
Реализация собственного замысла
Адресная группа – учащиеся
Результат – изменение
в «детях»
Продукт – описание собственной деятельности (что я делал для
достижения детьми результата)
По сути продукт – описание педагогической технологии
Слайд 37Достоинства и недостатки метода проектов как формы организации учебной деятельности.
Достоинства:
Возможность
углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
Исследовательский, поисковый характер;
Значительная
самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;
Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
Коллективный характер деятельности.
Недостатки:
Формализованность, академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;
Невысокая информационно-обучающая составляющая этой формы учебной деятельности, метапредметность деятельности;
Высокие требования к профессионализму учителя,