Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
к.пс.н., доцент А.В. Фокина
Слайд 2Форма аттестации – зачет – 28.05 в 11-00
Домашнее задание –
выслать на почту alexandrafokina@mail.ru с указанием фамилии, имени, группы, дисциплины
не позже 23 мая.
Тестирование
Эссе
Слайд 3ЗАДАЧИ КУРСА:
Формирование представлений о профессиональной этике педагога-психолога, принципах и
правилах этичного поведения педагога-психолога в российской системе образования.
Развитие умения самостоятельно
оценивать этичность собственных профессиональных действий
Развитие способности понимания высокой социальной значимости профессии, ответственного и качественного выполнения профессиональных задач, соблюдение принципов профессиональной этики
Развитие способности организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (
Слайд 4Понятие, функции, гуманистическое значение профессиональной этики
Слайд 5Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика
личности.
З. Фрейд: о психическом здоровье можно судить по двум
показателям – как работается и как любится.
Слайд 6Профессиональная этика – система моральных профессиональных норм, принципов, правил поведения
специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Профессиональная
этика – неотъемлемая часть профессиональной подготовки.
Слайд 7Профессиональная этика обычно включает:
Профессиональную солидарность
Особое понимание долга и чести
Особую форму
ответственности, обусловленную родом деятельности
Слайд 8Наличие особой профессиональной этики (ПЭ) – следствие повышенных моральных требований
к некоторым видам профессиональной деятельности
ПЭ обычно есть в тех видах
профессиональной деятельности, где есть зависимость людей от действий профессионала, влияние этих действий на состояние и судьбу человека (профессии, где специалист имеет право распоряжаться жизнью, здоровьем, значительными материальными ценностями и т.п.).
Существуют традиционные виды ПЭ – медицинская, юридическая, этика ученого, этика священника, педагогическая этика, журналистская этика, этика политика
Слайд 9ПЭ – конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности
в рамках конкретной профессии
Слайд 10Функции профессиональной этики:
Профессиональная деятельность – общественно полезная. ПЭ → социальная
ориентация труда, направленность на благо человека, общества; ПЭ гуманна
Приведите пример
соблюдения и несоблюдения правила ПЭ об общественном благе в любой сфере профессиональной деятельности из перечисленных: СМИ, медицина, политика
Слайд 11Функции профессиональной этики:
ПЭ → трудовая мотивация (внимание, терпение, высокая дисциплина)
Приведите
примеры соблюдения и несоблюдения правила ПЭ трудовой мотивации в любой
из перечисленных сфер профессиональной деятельности: педагогика, бытовой сервис, индустрия красоты, транспорт
Слайд 12Функции профессиональной этики:
ПЭ поддерживает престиж той или иной профессии, создает
имидж профессионала и организации
Приведите примеры несоблюдения правила ПЭ о поддержании
престижа профессии применительно к любой сфере труда
Слайд 13Функции профессиональной этики:
ПЭ регулирует отношения в сфере производства
Приведите примеры несоблюдения
правила ПЭ о необходимости следования правилам распределения труда в любой
профессиональной области
Слайд 14Функции профессиональной этики:
ПЭ – нормативное начало в профессиональной деятельности и
поведении специалистов
Приведите примеры соблюдения и несоблюдения правила ПЭ о
значимости нормативного поведения в любой сфере деятельности из перечисленных: педагогика, медицина, психология, охрана правопорядка
Слайд 15ПЭ работников социальной сферы:
Коммуникативные умения и навыки, в том числе,
международные
Установленный порядок поведения при знакомстве, представлении, общении с коллегами и
клиентами
Искусство ведения беседы, переговоров, деловой переписки, протокольных мероприятий, поведения на конференциях и т.п.
Нормы поведения на улице, в семье, в транспорте, на работе и т.д.
Слайд 16Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию
о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой
данные кодексы разработаны.
Слайд 17Профессиональная этика психолога: основные сферы трудностей и принципы формирования этического
кодекса
Слайд 18ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Профессиональная деятельность психолога колоссально нагружена этически. В то же
время, юридических нормативов, декларирующих ответственность психолога, фактически не существует.
Слайд 19ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Общечеловеческая мораль
Этические нормы трудовой организации, этика делового общения
Этический кодекс практического психолога
Осознанность и рефлексивность собственного поведения в профессиональной
жизни и в повседневной реальности
Высокая личная ответственность без невротичности
Слайд 20ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЭТИЧЕСКИХ СЛОЖНОСТЕЙ:
Отношения с клиентом (непосредственная работа и
отношения вне ее)
Отношения с коллегами
Отношения с другими членами рабочего коллектива
Внутреннее
состояние, способное влиять на процесс работы с клиентом
Слайд 21ПЭ психолога – обязательная составляющая профессионального образования. Это совокупность моральных
профессиональных норм, которая определяет отношение человека к своему профессиональному долгу.
Она регулирует все формы взаимодействия психолога и клиента (не регулирует личную жизнь психолога), и ее соблюдение является обязательным для любого психолога в любой из сфер его профессиональной деятельности.
ПЭ, в частности, определяет этические требования к личности психолога.
Слайд 22Г.П. Логинова:
само существование практической психологии - этическая проблема: вмешательство
в судьбу реальных людей;
В работе практического психолога нет четких и
общепризнанных критериев эффективности;
Высокая опасность произвола со стороны психолога, но уязвим и он сам;
Масса этических дилемм, ловушек;
В психологии этика напрямую связана с успешностью. Чем меньше психолог учитывает этику – тем больше провалов.
Слайд 23Этические требования к личности и деятельности психолога призваны:
оградить общество от
нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;
защитить психологов и
психологию от дискредитации и манипуляций.
Но этические нормы, хотя устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога, не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Слайд 24Профессиональная этика обоснована на трех уровнях, на каждом из которых
психолог должен быть «здоров» (осведомленность, осознанность, благополучие):
Правовом
Моральном (этический кодекс)
Нравственном, мировоззренческом
Слайд 25Противопоказания для работы
в качестве психолога минимальны:
Ненависть к людям, мизантропия,
желание мстить
Откровенное психическое нездоровье
Неумение общаться (приниженность, агрессия, низкие коммуникативные навыки)
Лень,
безответственность, установка на «развлекательность», интересность обучения
Внимание! Общительность, оптимизм, жизнелюбие, наличие семьи не являются обязательным ПВК психолога.
Слайд 26Важнейшие ПВК психолога – ответственность и компетентность
Слайд 27ВАЖНО ПОНЯТЬ СЕБЯ
Собственный травматический опыт, непроработанная, нерефлексивная проблематика – «куча
мусора»
Стереотипы, обобщения, неучет значимых качеств при повышенном внимании к другим
Недостаток
уровня профессиональных знаний, умений, навыков
Невнимание и непонимание собственных мотивов выбора профессии психолога
Слайд 28Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них состязаться, некоторые –
торговать, а самые счастливые – смотреть (Пифагор)
Слайд 29ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
в зависимости от преобладания ценностей
Аполлонический тип – смысл
жизни – в творчестве, самовыражении. Жить = творить.
Дионисийский тип –
главное – комфорт, богатство. Жить = наслаждаться.
Геркулесовский тип – высшая цель – власть. Жить = править.
Прометеевский тип – жизнь - борьба со злом, несправедливостью. Жить = помогать другим.
Сократический тип – жизнь – вечное самосовершенствование. Жить = добиваться собственного совершенства.
Слайд 30ПЭ психолога – рефлексивно обоснованные ограничения на собственные профессиональные действия:
что, зачем, как делать.
Воспринимается в контексте осознания жизни в целом
(«жизнь – это ад», «жизнь – борьба», «жизнь – игра», «хочешь жить – умей вертеться» и т.п.), выражается в поступках.
ПЭ – профессионально важное качество психолога. Содержание ПЭ – моральная ответственность профессионала
Слайд 31КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
(в гуманистической традиции):
Концентрация на клиенте, желание
и способность ему помочь
Открытость к различным взглядам и мнениям, гибкость
Эмпатия, восприимчивость; способность создавать атмосферу эмоционального комфорта
Конгруэнтность - способность проявлять свои подлинные эмоции
Энтузиазм и оптимизм, вера в изменения и саморазвитие
Уравновешенность, высокая саморегуляция, терпимость к неопределенности и фрустрации
Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная (реалистичная) самооценка, осознание собственных проблем, потребностей
Богатое воображение, интуиция
Высокий уровень интеллекта
Слайд 3210 КАЧЕСТВ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА (по Аллену и Абрамовой)
Преследует свои
цели - использует клиента для демонстрации своей исключительности или решения
собственных проблем
Типичный, шаблонный стиль общения, стереотипные оценки
Нет ясной концепции (концепций), или имеет одну, содержание и происхождение которой четко не осознает; не учитывает многомерность психических явлений
Действует в рамках только собственной культуры и Я-концепции
Нарушает правила конфиденциальности
Берется за любую проблему, не желает работать с другими профессионалами, считает себя во всем правым
Не понимает и не учитывает межличностного влияния во взаимодействии с клиентами
Может демонстрировать неуважительное отношение к клиенту, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон
Привязан к одному подходу, считает его единственно верным; не вырабатывает обобщенную теорию
Слайд 33Этические проблемы работы психолога
1. Соблазн власти: управлять другим, пользуясь
знанием человека и его отношением.
2. Проблема ответственности: психолог не решает
за клиента, но помогает ему принимать решения и отвечать за них
3. Соблазн «самолюбования»: работа используется больше для демонстрации своих достоинств, чем для профессиональной помощи человеку
Слайд 344. Соблазн следования «моде» (на методы и методики, направления работы
и т.п.) – без освоения, понимания, без методологии
5. Соблазн подарков
за услуги, бартера, использования клиента для некоторой выгоды
6. Соблазн трудоголизма, игнорирования собственных возможностей, здоровья, близких
7. Проблема «сапожника без сапог», что может влиять на имидж психологии и на конкретную работу с клиентом
8. Соблазн «мифа о спасателе» - невротическое поведение, иллюзия вовлеченности
Слайд 35Главное этическое требование к личности психолога – наличие особого профессионального
мировоззрения:
Гуманистический взгляд на личность: антиавторитарный, личный, персонализированный. Личность – это
ценность. Человек активен, целостен, свободен, стремится к самореализации.
Психолог уважает личность другого, защищает права личности, ответственен, честен
Психолог имеет ясную систему ценностей
Психолог осознает собственные особенности и связанные с ними ограничения для работы. Не отсутствие проблем, а восприимчивость к признакам наличия проблем и работа с ними
Слайд 36Один из источников провалов и ограничений в работе - контрперенос -
собственная бессознательная эмоциональная реакция психолога при общении с клиентом.
Механизм:
сознательное или бессознательное вовлечение своего прежнего эмоционального опыта, опыта взаимодействия с другими, особенно значимыми людьми, воспроизведение образцов этого опыта.
Слайд 37В поведении клиента психолог узнает поведение / черты личности собственного
родителя и / или другого значимого лица.
В ребенке есть
черты, сходные с личностными особенностями психолога / ребенком психолога
Смысловая суть конфликта клиента сходна с жизненной ситуацией / непроработанной проблематикой психолога (проблемы развития, доверия, эмансипации, агрессии, общения, от ношения пары и проч.)
Яркое «детское» содержание сессии (склонность к симбиозу, эдипов комплекс, страх утраты любви, отчужденность, одиночество, нарциссизм)
Неосознанная конкуренция психолога с клиентом
Контрперенос часто возникает, если:
Слайд 38Надо признать существование в себе неразрешенных конфликтов, что само по
себе болезненно
Уметь осознавать собственные переживания, тревогу (как я ее
переживаю, что чувствую, что меняется в моей жизни)
Осознавать свои «мифы», «роли выживания»
Слайд 39ТРЕУГОЛЬНИК КАРТМАНА:
иллюзия близости, вовлеченности и жизни
ТИРАН
ЖЕРТВА
СПАСАТЕЛЬ
Слайд 41РОЛИ ВЫЖИВАНИЯ
ГЕРОЙ СЕМЬИ: я отвечаю за все! все на
отлично
КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ: чтобы быть, надо быть ужасным и больным
ПОТЕРЯННЫЙ
РЕБЕНОК: не обращайте на меня внимания; «не живи»
ФАНАТ: только я знаю, как надо; и тебя научу
БЛАГОДЕТЕЛЬ: обслуживание других, позиция жертвы
ТАЛИСМАН: «светлое пятно», все везде должно быть хорошо
Слайд 42ОСНОВЫ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА ПСИХОЛОГА
Слайд 43С требованиями к личности психолога связаны вводные положения этического кодекса
психолога:
Деятельность психолога направлена к достижению благополучия, здоровья, высокого качества жизни,
развития индивидов и групп. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на эти цели, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы.
Психология как профессия управляется принципами: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренности по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научные основы.
Слайд 44Психологи не должны принимать участие или способствовать разработке методов, направленных
против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Психологи
не должны ни в каком качестве принимать участие в любых жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация не могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдания таких действий.
Слайд 45Все психологи должны информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав
человека.
Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и
учитывать их. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию.
Психологи не должны использовать власти или превосходство по отношению к клиенту, которая дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
В письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержаны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие.
Слайд 46Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения
к ним клиентов. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны
использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.
Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов.
Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны.
В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречия с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Психолог в соответствующих обстоятельствах может выступить как защитник клиента по отношению к администрации учреждения.
Слайд 47
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Слайд 48В России не существует законодательно принятого этического кодекса психолога.
Несмотря
на это, соблюдение всех этических норм профессии обязательно для всех
психологов в их профессиональной деятельности независимо от стажа, направления работы и личных убеждений.
Психолог несет персональную отвествтенность за организацию и результаты своей работы.
Слайд 49Ориентиры:
Принятые в других странах этические кодексы психолога
Принятые в российских психологических
обществах этические кодексы (Этический кодекс Российского психологического общества - http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php
Этический
кодекс практического психолога в системе образования
Этический кодекс психолога-консультанта (напр., http://med-books.info/professiyu-psiholog-vvedenie/eticheskiy-kodeks-eticheskie-normyi-psihologa.html)
Мета-кодекс этики EFPA 1 (федерация ассоциаций профессиональных психологов)
Слайд 50Этический кодекс составлен с учетом действующего законодательства страны и международных
конвенций о правах человека
Этические нормы обязательны
Этические нормы защищают и клиента,
и психолога
Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога
Начиная работу с клиентом (частым лицом, семьей, группой, учреждением), психолог обязан информировать его об этической стороне отношений
Слайд 51Принцип уважения
Психолог руководствуется интересами клиента
Уважение личного достоинства, прав и
свобод человека
Недопустимость форм работы, способных привести к дискриминации клиента
Ненанесение ущерба
любому человеку, так или иначе включенному в работу психолога. Работа должна быть организована так, чтобы не был нанесен урон психологическому здоровью и социальному положению клиента («не навреди»)
Слайд 52Принцип безоценочности
Внимательный нейтралитет
Ненавязывание своей позиции клиенту
Недопустимость влияния положительного
или отрицательного отношения к клиенту на работу с ним
Недопустимость
выводов о клиенте, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил клиент
Слайд 53В случае, если клиент вызывает у психолога чрезмерные чувства, влечение,
скуку, раздражение, психологу необходимо пройти супервизию (сопровождение работы психолога другим
психологом)
Слайд 54Принцип конфиденциальности
Информация, полученная в ходе работы с клиентом, не
подлежит сознательному и случайному разглашению вне специально согласованных условий (это
относится ко всем формам работы психолога)
Демонстрируя конкретные случаи своей работы, психолог должен обеспечить защиту личности и достоинства клиента
Результаты психологической работы должны быть представлены таким образом, чтобы они не скомпрометировали клиента, психолога, психологию
Психолог не должен отыскивать о клиенте информацию, которая выходит за рамки его профессиональных задач
Психолог не может использовать информацию о работе с некоторым лицом для привлечения других лиц
Неконтролируемое хранение документов может нанести вред клиенту. Поэтому порядок обращения с данными и порядок их хранения должны быть строго регламентированы
Слайд 55ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНО, ЕСЛИ ЕСТЬ:
1. Повышенный
риск для жизни клиента или других людей.
2. Информация о преступных
действиях, совершаемых над несовершеннолетними.
3. Необходимость госпитализации клиента.
4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях; о противозаконных действиях клиента, если ими нарушаются права третьих лиц
Слайд 56Принцип осведомленности и добровольного согласия
Клиент должен быть извещен о
цели работы, применяемых методах и формах использования полученной информации
Работа начинается
только после того, как согласие клиента получено
Психолог обязан сообщать клиенту обо всех основных шагах и лечебных действиях
Видео-, аудиозаписи и ознакомление с ними третьих лиц производятся только с согласия клиента
Участие в экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть в понятной для него форме информирован об их содержании, процедуре, рисках
Если предварительное раскрытие информации навредит исследованию, психолог должен принять меры по защите благополучия клиента , а разъяснения должны быть сделаны после завершения эксперимента
Слайд 57Принцип самоопределения клиента
Психолог признает право клиента на сохранение автономии
и самоопределение, включая право вступать в профессиональные отношения с психологом
и прекращать их
Клиентом может быть любой человек в случае его несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья и развития. В случае недостаточной дееспособности решение о работе с психологом принимает лицо, представляющее интересы клиента по закону
Психолог не должен препятствовать желанию клиента привлечь другого психолога для работы
Слайд 58Принцип компетентности
Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень своей
профессиональной компетентности, а также признавать границы своей компетентности и опыта.
Поэтому психолог может отказаться от работы с клиентом, если она не входит в границы его компетентности
Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать те методы, которым он обучался и в которых у него есть опыт
Психолог обязан обладать исчерпывающими знаниями профессиональной этики
Психолог может применять только те методы и методики, которые адекватны цели, возрасту, особенностям развития клиента
Слайд 59Принцип компетентности
Психолог должен использовать только те методы, которые получили научное
признание
Психологу запрещено предоставлять намеренно искаженные, заведомо ложные и некорректные
данные
Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием
Слайд 60Принцип ответственности
Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных
обязательствах перед своими клиентами, профессиональным сообществом и обществом в целом.
Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
Решение Психолога осуществить исследование или вмешательство предполагает его ответственность за возможные последствия, а также непрямой эффект, например, влияние на общественное мнение и ценности.
Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
Слайд 61Решение этических дилемм
Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и
нести персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим
вопросам с коллегами и другими значимыми лицами.
В случае, если у психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
Слайд 62Принцип честности
Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и
практики в психологии. Он должен быть честным, справедливым и уважающим
своих коллег.
Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии.
Психолог должен известить клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу психолог должен поставить работодателя в известность о том, что в пределах своей компетенции он будет действовать независимо; он обязан соблюдать принцип конфиденциальности; профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог; для него невозможно выполнение требований, нарушающих данный Этический кодекс. При приеме психолога на работу работодатель должен получить текст Этического кодекса.
Слайд 63Вопросы оплаты услуг
Психолог и клиент до заключения соглашения оговаривают
вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы
Психологу запрещается организовывать рекламу
себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных клиентов.
Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
Слайд 64Принцип разграничения личных и профессиональных интересов
Психолог должен осознавать проблемы,
которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться
избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с клиентом в личных интересах.
Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений с клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
Психолог не должен вступать ни в какие личные отношения со своими клиентами.
Слайд 65Принцип ответственности перед профессиональным сообществом
Результаты психологических исследований должны быть открыты
для научной общественности
Возможность неверной интерпретации результатов работы психолога должна быть
исключена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках исследований должны быть анонимными.
Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
Слайд 66Психолог обязан сам контролировать и оценивать этичность собственных профессиональных действий
и в случае затруднений обращаться за супервизией
Психолог осознает действие собственного
имиджа и поведения на клиента
Психолог в своей профессиональной деятельности действует в соответствии со совей профессиональной ролью
Слайд 67Нарушение этического кодекса
Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя
игнорирование его положений, их неверное толкование или намеренное нарушение. Нарушение
этического кодекса может стать предметом жалобы.
Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом.
В качестве санкций, применяемых к психологу, могут выступать: предупреждение от имени РПО, приостановление членства в РПО, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов.
В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении психолога к суду.
Слайд 681. Является ли отсутствие психологических проблем профессионально важным качеством психолога?
а)
важно не их отсутствие, а восприимчивость психолога к признакам наличия
у себя проблем и работа с ними
б) важно не их отсутствие, а работа с супервизором
в) является
Слайд 692. Может ли психолог разглашать полученную в ходе работы с
клиентом информацию?
а) нет
б) в зависимости от договоренности с клиентом
в) может
при некоторых условиях
Слайд 703. Следует ли психологу осведомлять правоохранительные органы о противозаконных действиях
клиента, о которых ему стало известно в ходе работы с
клиентом?
а) не следует, если этим не нарушаются права третьих лиц
б) следует, предварительно сообщив об этом клиенту
в) следует во всех случаях
Слайд 714. Вы консультируете знаменитость. Можете ли вы использовать этот факт
в целях рекламы?
а) нет
б) в зависимости от обстоятельств
в) да
Слайд 725. Если служебные обязанности психолога вступают в противоречие с этическим
кодексом, он должен:
а) устранить противоречие в пользу служебных обязанностей
б) устранить
противоречие в пользу профессиональных этических норм
в) зависит от ситуации.
Слайд 736. Может ли психолог устно поздравить клиента с днем рождения?
а)
нет, это будет нарушением принципа разграничения личных и профессиональных отношений.
б)
может.
в) нет, это будет нарушением принципа безоценочности.
Слайд 747. Может ли психолог принять приглашение клиента на совместное посещение
развлекательного мероприятия?
а) нет, это будет нарушением принципа разграничения личных и
профессиональных отношений.
б) может.
в) может при некоторых условиях.
Слайд 758. Возможны ли сексуальные отношения между психологом и клиентом?
а) невозможны
ни при каких обстоятельствах
б) возможны в целях улучшения состояния клиента
в)
возможны, если после завершения работы психолога с клиентом прошло более трех лет.
Слайд 769. Клиент вызывает у психолога скуку. Психолог должен:
а) пройти супервизию
и принять решение о дальнейшей работе с клиентом
б) отказаться от
работы с этим клиентом
в) игнорировать скуку
Слайд 7710. Если у психолога есть личные проблемы, он должен:
а) прекратить
профессиональную деятельность
б) временно прекратить профессиональную деятельность
в) осознавать возможное влияние
личных проблем на собственную деятельность и соответственно ограничивать ее
Слайд 7811. Психолог сообщил родителям консультируемого ребенка, что у ребенка выявлена
акцентуация личности. Нарушил ли он правила профессиональной этики?
а) не нарушил
б)
нарушил, если не объяснил значение термина
в) нарушил в любом случае
Слайд 7912. Вы – школьный психолог. Вам стало известно из консультирования
ученика, что один из педагогов жестоко обращается с учениками. Должны
ли вы нарушить конфиденциальность?
а) да
б) зависит от обстоятельств
в) нет, это будет нарушением принципа конфиденциальности
Слайд 8013. Вы – школьный психолог. Вам стало известно из работы
с учеником, что он имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию. Должны ли
вы сообщить об этом кому-то?
а) должны сообщить родителям ученика с целью дальнейшей совместной работы по принятию факта гомосексуальности ребенка
б) должны сообщить администрации школы и родителям ученика с целью дальнейшей совместной работы по принятию факта гомосексуальности ребенка и его адаптации в коллективе
в) не должны, это будет нарушением принципа конфиденциальности
Слайд 8114. Вам стало известно из консультирования ребенка о его суицидальных
намерениях. Должны ли вы сообщить об этом кому-то?
а) только при
некоторых условиях
б) в любом случае должны
в) ни в коем случае не должны, это нарушение принципа конфиденциальности
Слайд 8215. Можно ли сообщить классному руководителю пофамильно результаты психологической диагностики
учеников его класса?
а) можно в некоторых случаях
б) можно в любом
случае
в) нельзя
Слайд 8316. Вы – школьный психолог. Какой из запросов родителей школьников
соответствует профессиональной этике?
а) «чтобы мой ребенок не спорил со мной»
б)
«чтобы мой ребенок не общался с ровесниками»
в) «чтобы мой ребенок иначе относился к оценкам»
Слайд 8417. К вам обратились органы опеки и попечительства с запросом
на исследование отношения ребенка, находящегося под опекой бабушки, к матери
и отцу. От кого вы должны получить информированное согласие на эту диагностику?
а) от биологических родителей
б) от бабушки – опекуна
в) от ребенка
Слайд 8518. Вы – школьный психолог. Педагогический коллектив просит вас сообщить
результаты работы с одним из учащихся. Можете ли вы это
сделать?
а) да, если не будет нарушена необходимая конфиденциальность
б) да в любом случае
в) нет
Слайд 8619. Вам стало известно из консультирования ребенка о том, что
он является жертвой домашнего насилия. Должны ли вы сообщить об
этом кому-то?
а) только при некоторых условиях
б) в любом случае должны
в) не должны, это нарушение принципа конфиденциальности
Слайд 8720. Вам стало известно из консультирования ребенка о его негативном
отношении к родителям. Должны ли вы сообщить об этом кому-то?
а)
только при некоторых условиях
б) в любом случае должны
в) не должны, это нарушение принципа конфиденциальности
Слайд 88Домашнее задание
Д/з № 1, условие допуска к зачету: привести не
менее 3 собственных примеров: соблюдения ПЭ психолога; несоблюдения ПЭ психолога;
этической дилеммы.
Д/з № 2 (зачетное): выбрать из предлагаемых тему подготовить эссе в свободной форме (объем не более 2 страниц, антиплагиат)
Выслать на почту alexandrafokina@mail.ru с указанием фамилии, имени, группы, дисциплины не позже 23 мая.
Слайд 89Темы эссе
(допускается незначительное изменение темы с учетом специфики интересов
и работы студента)
Профессиональная этика психолога в системе дошкольного (школьного) образования:
содержание, функции, проблемы.
Зачем психологу, работающему в образовательном учреждении, соблюдать профессиональный этический кодекс?
Практическая психология без этики: облегчение или проблема?
Этические кодексы западных психологов: возможности применения в России.
Влияние личностных особенностей психолога-практика на соблюдение профессиональной этики.
Профессиональные искажения вследствие психолого-педагогической деятельности и их влияние на этичность профессионала.
Значение безоценочности работы психолога.
Значение конфиденциальности работы психолога.
Чьи интересы должен соблюдать психолог при работе с целой группой дошкольников (школьников)?
Соблюдение профессиональной этики как одно из условий безопасности образовательной среды.
Слайд 9011. Сложности соблюдения этического кодекса в работе с клиентами с
особым психическим развитием.
12. Запрет на близость: почему психолог не может
иметь личных отношений с клиентом?
13. Этические проблемы работников системы дошкольного (школьного) образования в отношениях с воспитанниками (учениками)
14. Этически оправданные причины отказа психолога от работы с клиентом.
15. Этически оправданные причины нарушения принципа конфиденциальности в психолого-педагогической деятельности.
16. Этичны ли современные психологи, выступающие в СМИ?
17. Нужен ли психологу супервизор и почему?
18. Как обеспечить соблюдение профессиональной этики российскими психологами?
19. Может ли психологическая служба в системе образования быть платной?
20. Этические сложности психолога, работающего в системе дошкольного (школьного) образования.
Слайд 91Критерии оценки эссе:
Эссе оценивается в 5 баллов, если в
нем ясно, четко и полно раскрыта заданная проблема, верно определены
рассматриваемые понятия, логично и аргументированно приведена самостоятельная точка зрения студента, дана личная оценка проблемы эссе, при необходимости личные примеры, учтены этические принципы работы психолога.
Эссе оценивается в 4 балла, если в нем в целом полно раскрыта заявленная проблема, верно определены основные понятия, приведена собственная точка зрения студента с привлечением некоторой аргументации, присутствует опора на этический кодекс психолога.
Эссе оценивается в 3 балла, если в нем раскрыто лишь основное содержание исследуемой проблемы, терминология не определена и не ясна, личная позиция автора аргументирована поверхностно.
Эссе оценивается в 2 балла, если заявленная проблема не раскрыта или содержание работы не соответствует этическому кодексу; если термины определены неверно.
Эссе оценивается в 1 балл, если заявленная тема не раскрыта, терминология неверно определена, работа содержательно противоречит этическому кодексу.