Слайд 1Профессионально важные качества, необходимые для работы с детьми с ОВЗ
и инвалидностью
Подготовили:
Моисеева Евгения,
Акчурина Камила
17.1-715
Слайд 4Деятельность педагога, работающего с детьми с ОВЗ, включает в себя
две основные характеристики: субъективную и объективную.
Кроме того, профессиональный стандарт
педагога наполнен новыми компетенциями:
работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
Субъективная характеристика
личностные особенности (качества)
Объективная характеристика
знания и умения, которыми он обладает
Слайд 5Педагогу необходимо обладать профессиональными качествами.
К ним относятся:
трудолюбие
работоспособность
дисциплинированность
ответственность
умение поставить цель, избрать путь ее достижения
организованность
настойчивость
систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня
повышение качества своего труда и т.д.
Кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, нравственность, оптимизм.
Решающее значение все же оказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями в социальной реабилитации.
Один из основных элементов профессионализма педагога - моральные качества специалиста, характеризующиеся способностью откликаться на чужую боль, сострадать, прощать, бескорыстно помогать – милосердие.
Слайд 6ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Профессиональная компетентность специалиста, работающего с семьями детей с ОВЗ,
проявляется в его профессиональных умениях, поведении и поступках в различных
педагогических ситуациях, требующих проявления определенных социально-психологических качеств личности.
Это качества, способствующие нравственному межличностному взаимодействию с родителями, среди них: рефлексивность, гибкость, эмпатичность, эмоциональная привлекательность, общительность, адаптивность, стрессоустойчивость.
Слайд 7РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия – это процесс зеркального отражения индивидами друг друга, ведущий
к субъективному воспроизведению внутреннего мира партнера по взаимодействию. Педагогическая рефлексия
связана со стремлением педагога к анализу, обобщению и осмыслению опыта своей работы, к оценке ее с позиции партнера по взаимодействию является важным условием профессиональной компетентности специалиста в области взаимодействия с семьями.
Слайд 8ГИБКОСТЬ
Гибкость – это способность изменяться в постоянно меняющихся ситуациях педагогического
взаимодействия:
видеть возникающие проблемы с разных ролевых позиций
выделять новые функции известного объекта
находить возможные способы действий
использовать выбор при решении проблем
быстро менять приемы в соответствии с новыми условиями
Будучи инициатором решения педагогических задач, специалист должен уметь рассматривать разные варианты воздействия на конкретного ребенка и его родителей.
Слайд 9ЭМПАТИЧНОСТЬ
Эмпатичность педагога, как способность чутко и эмоционально ощущать настроение партнера
по взаимодействию и стремление проникнуть в его переживания, влияет на
формирование его отношений с людьми и выработку способов поведения в различных жизненных ситуациях.
Исследователями выявлена прямая связь между качеством общения и эффективностью любой деятельности. Следовательно, общительность педагога, как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их, как умение слушать и убеждать родителей, создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания, а также как возможность самореализации специалиста в общении является важным средством достижения педагогических целей.
Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству, которая предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.
Система эмоционально-чувственных, волевых реакций поведения человека – его эмоциональная привлекательность – придает неповторимость и индивидуальность каждому специалисту.
Слайд 10АДАПТИВНОСТЬ
Адаптивность педагога выражается в высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой
регуляции специалиста, в адекватной самооценке и реальном восприятии действительности, реальной
оценке своей роли в процессе взаимодействия с родителями и своих профессиональных возможностей.
Слайд 11СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
Работу специалиста с детьми с ОВЗ и их родителями могут
сопровождать значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной
деятельности с данной категорией лиц.
Стрессоустойчивость – способность переносить подобные нагрузки без вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья – повышает профессиональные качества специалиста.
Обучение, воспитание и социальная адаптация детей с ОВЗ предполагают обязательное включение семьи. Успешность данного процесса в немалой степени зависит от того, какими личными качествами обладает специалист, и как он сможет выстроить отношения с различными категориями родителей и организовать процесс совместной деятельности.
Слайд 12«Нельзя не сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист,
работающий или желающий работать с «особыми» детьми. Прежде всего, он
должен быть предельно гуманным, принимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы».
(Педагог-психолог…).
« Для того чтобы эффективно взаимодействовать с «особым» ребенком, нужно понимать, чего он хочет и с уважением относиться к его желаниям. И – научиться смотреть на мир его глазами. Кроме того педагог должен быть эмоционально устойчивым, ведь дети с ОВЗ сверхчувствительны. Дети чувствуют, когда взрослый раздражен, возбужден, взвинчен, недоброжелателен».
(Воспитатель группы «особый ребенок»).
Слайд 13Каждый ребенок особенный
Все дети – равные!