Слайд 1
Профессионально-важные качества педагога.
Слайд 2Функции преподавателя
Обучающая
Воспитательская
Организаторская
Исследовательская
Слайд 3Компоненты структуры педагогических способностей
Организаторский
Коммуникативный
Гностический
Проектировочный
Конструктивный
Слайд 4Гностический компонент
система знаний и умений преподавателя, и определенные свойства познавательной
деятельности, влияющие на ее эффективность
Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни
и уровень специальных знаний
Слайд 5Общекультурные знания
знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение
ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни,
экологических проблемах;
наличие содержательных увлечений и хобби.
Слайд 6Специальные знания
знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и
методике преподавания.
Слайд 7Конструктивные или проектировочные способности.
Мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее стратегическую направленность
педагогической деятельности.
Умение ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с
учетом будущей специализации студентов,
Учитывать место курса в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т. п.
Слайд 8Склонность к профессиям ≪Человек—Человек≫
устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с
людьми, потребность в общении
способность мысленно ставить себя на место другого
человека, быстро понимать намерения, настроение других людей
способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей
способность хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.
Слайд 9Качества человека, работающего с людьми
умение руководить, учить, воспитывать,
умение слушать и
выслушивать;
широкий кругозор;
речевая (коммуникативная) культура;
наблюдательность к проявлениям чувств,
характера человека,
проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше≫;
способность сопереживания;
решение нестандартных ситуаций;
высокая степень саморегуляции.
Слайд 10Противопоказаниями к выбору профессий типа «Человек-человек»
невыразительная речь, замкнутость, погруженность в
себя, необщительность, выраженные физические недостатки, излишняя медлительность, равнодушие к людям,
отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку
Слайд 11Специфические требования педагогической профессии
профессиональная компетентность
дидактическая культура.
Слайд 12Факторы педагогической деятельности (П.Ф. Каптерев)
Объективные: знание преподаваемого предмета, степень
научной подготовки, широкое образование, знакомство с методологией предмета, общими дидактическими
принципами, знание свойств детской натуры
Субъективные: преподавательское искусство, личный педагогический талант и творчестве
Слайд 13Важнейшая личностная и профессиональная черта учителя
Склонность человека работать и общаться
с детьми, любовь к детям В.А. Крутецкий
Желание самосовершенствования, саморазвития Е.Д.
Ушинский
Слайд 14Н.В. Кузьмина: структура субъективных факторов
1) тип направленности,
2) уровень
способностей
3) компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая,
социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность
Слайд 15Аутопсихологическая компетентность
способности понимать самого себя, а также других людей, их
взаимоотношения и прогнозировать межличностные события
Слайд 16
Группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой).
Проектировочно-гностические способности: педагогическое целеполагание,
педагогическое мышление
Рефлексивно-перцептивные способности: педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность
Слайд 17Структура субъектных свойств педагога. А.К. Маркова
Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные
умения, психологические и педагогические знания.
Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, ≪Я≫-концепция,
установки, личностные особенности.
Слайд 18Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Дидактические способности — способности передавать учащимся
учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал
или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль
Слайд 19Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Академические способности — способности к соответствующей
области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.).
Слайд 20Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Перцептивные способности — способности проникать во
внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием
личности учащегося и его временных психических состояний.
Слайд 21Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Речевые способности — способности ясно и
четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также
мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит
Слайд 22Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Организаторские способности —способности организовать ученический коллектив,
сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности
правильно организовать свою собственную работу, умение правильно распределять работу во времени.
Слайд 23Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого
влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у
них авторитета
Слайд 24Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Коммуникативные способности — способности к общению
с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с
ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта
Слайд 25Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Педагогическое воображение (или прогностические способности) предвидении
последствий своих действий, проектировании личности учащихся, представление о том, что
из ученика получится в будущем, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Слайд 26Система педагогических способностей. В.А. Крутецкий
Способность к распределению внимания одновременно между
несколькими видами деятельности
Слайд 27Типы направленности педагога Н.В. Кузьмина
1) истинно педагогическая;
2)
формально педагогическая
3) ложно педагогическая
Слайд 28Типы учителей Л. Фестингер
С ориентацией на ≪развитие≫
С ориентацией на ≪результативность≫