Слайд 1Профилактика дисграфии у школьников с нарушением речи
Презентацию разработала:
учитель-логопед
Журавская Н.А.
Слайд 2 Дисграфия – это нарушение процесса письма,
при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены
букв.
Слайд 3 Причины возникновения дисграфии
1.Наследственность
(прямое наследование, либо употребление
токсических и наркотических веществ.)
2. Органические нарушения Ц.Н.С.
(афазия, дизартрия)
3. Социальные причины:
неправильная речь окружающих, двуязычие в
семье, невнимательное отношение родителей к
речи ребёнка, дефицит речевых контактов.
Нарушения письма могут быть у детей с ЗПР,
ДЦП, с нарушением зрения, слуха, речевое недоразвитие.
Слайд 4У учащихся выделяют следующие виды дисграфии
-артикуляторно-акустическая дисграфия;
-акустическая дисграфия ;
-дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза;
- аграмматическая дисграфия;
-оптическая дисграфия;
Слайд 5Артикуляторно-акустическая дисграфия
Представляет собой отражение неправильного произношения на письме.
Проявления:
Замены, перестановки и пропуски букв
(Колидор -коридор, лесопед-
велосипед)
Приемы профилактики :
- Исправление дефектов речи;
- Проговаривание стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок, с изменением громкости, темпа голоса;
- Аналогичное чтение слоговых таблиц;
- Предложить придумать слова с заданным звуком;
- Поднять букву в зависимости от наличия ее в услышанном слове.
- Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
- Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове
(кры_а, кры_а – крыШа, крыСа).
Слайд 7гласа
селёный
шкавы
кове
з
з
Ф
Ф
Твёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв
между собой:
клуч
пратки
високие
сялют
ю
я
ы
а
Проявляется на письме заменой
букв, соответствующих фонетически близким звукам. В устной речи аналогичная замена отсутствует.
2. Акустическая дисграфия
Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары:
Слайд 8Игра : «Цепочка слов»
Приёмы профилактики акустической дисграфии:
- назвать, подобрать ,
придумать слова с заданным звуком.
- определить наличие заданного звука в
слове.
- составление слов со смешиваемыми звуками из разрезной азбуки.
- отгадывание ребусов, кроссвордов со словами со смешиваемыми звуками.
дополнить предложение словами- квазиомонимами
(мишку – миску)
- добавь ь в середину слова (банка, уголки)
Слайд 9
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Проявляется, как на уровне слова, так и на уровне
предложения.
На уровне слов:
- пропуски гласных букв; (девчки – девочки, пошл– пошли, тчка – тачка.);
- пропуски согласных букв ; (дожи – дожди, деки – деньки)
- пропуски согласных букв при их стечении;
-перестановки букв; (пакельки – капельки, кулка– кукла)
- добавления букв; (весная – весна);
- пропуски, добавления, перестановки слогов. (весипед– велосипед).
На уровне предложения:
- слитное написание слов в предложении;
- неверное обозначение границ предложения;
- слитное написание предлогов с существительными и прилагательными.
Слайд 10Ошибки звукового анализа и синтеза
Пропуски букв. Вставки букв.
Перестановки
букв, слогов
лсица
цеток
карасный
лесьной
и
в
водчика
тсарику
Профилактика дисграфии
- повторить слово по слогам;
- определить
количество слогов в слове;
- определить пропущенный слог в слове;
- составить слово из слогов;
- отгадывание ребусов;
- выстраивание цепочки слов;
- составление графических схем слов, предложений;
Слайд 15А
С
Б
О
К
А
Какие буквы здесь изображены?
Составь из них слово.
М
У
А
С
К
Расставь буквы по
возрастанию.
Какое получилось слово?
Слайд 164. Аграмматическая дисграфия
Обусловлена несформированностью
лексико-грамматического строя речи.
Проявляется на уровне слов,
словосочетаний, предложений и текста.
-искажение морфологической структуры слова:
( львята – львёнки, пришивать пуговицу – зашивать пуговицу);
-изменение падежных окончаний имен существительных:
(много чего: ухов, лобов, окнов, стулов);
- нарушение предложно-падежных отношений:
(мальчик пришел от дома);
- изменение падежа местоимений:
(около него – около ним);
- нарушение согласования и управления:
(первая сентября).
- уточнение пространственного расположения
предметов.
Слайд 18Работа над пространственными предлогами
Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами.
При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению
друг к другу.
Например:
НА – на поверхности предмета
В – внутри предмета;
ПОД – внизу ниже предмета,
под предметом;
ОКОЛО – рядом с предметом,
недалеко от него;
НАД – выше предмета,
как бы в «воздухе» над ним.
Слайд 19Ориентировка в правой и левой сторонах пространства
Учим ребёнка ориентироваться в
правой и левой сторонах окружающего пространства.
Кто сидит справа от Даши,
а кто сидит слева и т. д..
Слайд 215.Оптическая дисграфия
Обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления.
Проявляется
в:
-заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш,
в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
-недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
-добавление лишних элементов;
-пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
-зеркальное написание букв.
Слайд 22Развитие представлений о форме и величине предметов
Приёмы профилактики и коррекции
оптической дисграфии
Слайд 25Выделение предметных изображений , наложенных друг на друга
Слайд 28
Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем
соответствующее
словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий»,
«длинный –
короткий», «широкая – узкая».
Распределение предметов по их реальной величине
Слайд 29Ёлочка зелёная выросла в лесу,
Ёлочку в праздник домой принесу.
У кубика
много разных сторон,
Можно построить из кубика дом.
Выкладывании фигур, букв из
палочек
Куб
Ёлочка
Слайд 30Игра «Внимательные глазки»
Постройте из палочек на столе все буквы, какие
изображены
на картинке. Кто больше успеет составить букв за одну
минуту?
И Т О С Л П Е Э Ж Х М Г
Слайд 31Узнавание букв в усложнённых условиях
П Н И
В
Б Р Ь
Ъ З
Г Т
К У Х Ж
Д Л А М
Назови одинаковые элементы букв
Слайд 32Узнавание букв в усложнённых условиях
И
З
О
1. Назови заштрихованные буквы.
2. Назови буквы,
изображённые пунктиром.
И
З
О
3.Назови недописанные буквы.
К
Н
Х
К
Ю
Слайд 33Узнавание букв в усложнённых условиях
4. Назвать буквы, наложенные друг на
друга.
Г
Т
З
И
Ш
Н
Ф
Х
В
5. Назвать лишнюю букву.
А Б В Г
Д
6. Определить, какие из букв написаны неправильно.
Р
К
С
У
Ю
Ч
Слайд 35Д
О
М
А
В
О
Н
Р
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, и
оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.
К
М
А
У
С
Слайд 36С
С
С
С
С
Сколько букв С спряталось на этой картинке?
Найди одну лишнюю букву.
С
С
С