Разделы презентаций


Профилактика дисграфии у школьников с нарушением речи

Содержание

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профилактика дисграфии у школьников с нарушением речи
Презентацию разработала:
учитель-логопед Журавская Н.А.

Профилактика дисграфии у школьников с нарушением речиПрезентацию разработала: учитель-логопед Журавская Н.А.

Слайд 2 Дисграфия – это нарушение процесса письма,

при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены

букв.

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки:

Слайд 3 Причины возникновения дисграфии
1.Наследственность
(прямое наследование, либо употребление

токсических и наркотических веществ.)
2. Органические нарушения Ц.Н.С.

(афазия, дизартрия)
3. Социальные причины:
неправильная речь окружающих, двуязычие в
семье, невнимательное отношение родителей к
речи ребёнка, дефицит речевых контактов.
Нарушения письма могут быть у детей с ЗПР,
ДЦП, с нарушением зрения, слуха, речевое недоразвитие.
Причины возникновения дисграфии 1.Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ.)2. Органические нарушения Ц.Н.С.

Слайд 4У учащихся выделяют следующие виды дисграфии

-артикуляторно-акустическая дисграфия;

-акустическая дисграфия ; -дисграфия на почве нарушения языкового анализа и

синтеза; - аграмматическая дисграфия; -оптическая дисграфия;
У учащихся выделяют следующие виды дисграфии   -артикуляторно-акустическая дисграфия;  -акустическая дисграфия ;  -дисграфия на

Слайд 5Артикуляторно-акустическая дисграфия
Представляет собой отражение неправильного произношения на письме. Проявления:

Замены, перестановки и пропуски букв
(Колидор -коридор, лесопед-

велосипед)

Приемы профилактики : - Исправление дефектов речи;  - Проговаривание стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок, с изменением громкости, темпа голоса;
- Аналогичное чтение слоговых таблиц;
- Предложить придумать слова с заданным звуком;
- Поднять букву в зависимости от наличия ее в услышанном слове.
- Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
- Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а – крыШа, крыСа).
Артикуляторно-акустическая дисграфия  Представляет собой отражение неправильного произношения на письме. Проявления: Замены, перестановки и пропуски букв

Слайд 7гласа
селёный
шкавы
кове
з
з
Ф
Ф
Твёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв

между собой:
клуч
пратки
високие
сялют
ю
я
ы
а
Проявляется на письме заменой

букв, соответствующих фонетически близким звукам. В устной речи аналогичная замена отсутствует.

2. Акустическая дисграфия

Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары:

гласаселёныйшкавыкове ззФФТвёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв между собой: клуч пратки високие сялют юяыаПроявляется

Слайд 8Игра : «Цепочка слов»
Приёмы профилактики акустической дисграфии:
- назвать, подобрать ,

придумать слова с заданным звуком.
- определить наличие заданного звука в

слове.
- составление слов со смешиваемыми звуками из разрезной азбуки.
- отгадывание ребусов, кроссвордов со словами со смешиваемыми звуками.
дополнить предложение словами- квазиомонимами
(мишку – миску)
- добавь ь в середину слова (банка, уголки)
Игра : «Цепочка слов»Приёмы профилактики акустической дисграфии:- назвать, подобрать , придумать слова с заданным звуком.- определить наличие

Слайд 9 3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Проявляется, как на уровне слова, так и на уровне

предложения. На уровне слов: - пропуски гласных букв; (девчки – девочки, пошл– пошли, тчка – тачка.); - пропуски согласных букв ; (дожи – дожди, деки – деньки) - пропуски согласных букв при их стечении; -перестановки букв; (пакельки – капельки, кулка– кукла) - добавления букв; (весная – весна); - пропуски, добавления, перестановки слогов. (весипед– велосипед). На уровне предложения: - слитное написание слов в предложении; - неверное обозначение границ предложения; - слитное написание предлогов с существительными и прилагательными.

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза    Проявляется, как на уровне

Слайд 10Ошибки звукового анализа и синтеза
Пропуски букв. Вставки букв.

Перестановки

букв, слогов
лсица
цеток
карасный
лесьной
и
в
водчика
тсарику
Профилактика дисграфии
- повторить слово по слогам;
- определить

количество слогов в слове;
- определить пропущенный слог в слове;
- составить слово из слогов;
- отгадывание ребусов;
- выстраивание цепочки слов;
- составление графических схем слов, предложений;
Ошибки звукового анализа и синтеза Пропуски букв. Вставки букв. Перестановки букв, слогов лсицацетоккарасныйлесьнойивводчикатсарику Профилактика дисграфии- повторить слово

Слайд 11Ребусы

Ребусы

Слайд 12О
ДА
А
НЯ
А
ША
БЕ
ДА

ДА
ДА

ДА

ДА ДА

Б

А

ОДААНЯАШАБЕДА               ДАДА

Слайд 132 5 4 3 1



ввввВ
В И Ч Е С
С
В
Е
Ч
И

2  5  4  3  1  ввввВВ  И  Ч  Е

Слайд 14Собери слова

Собери слова

Слайд 15А
С
Б
О
К
А
Какие буквы здесь изображены?
Составь из них слово.
М
У
А
С
К
Расставь буквы по

возрастанию. Какое получилось слово?

А СБОКАКакие буквы здесь изображены?Составь из них слово.МУАСКРасставь буквы по возрастанию. Какое получилось слово?

Слайд 164. Аграмматическая дисграфия
Обусловлена несформированностью

лексико-грамматического строя речи. Проявляется на уровне слов,

словосочетаний, предложений и текста.
-искажение морфологической структуры слова: ( львята – львёнки, пришивать пуговицу – зашивать пуговицу); -изменение падежных окончаний имен существительных: (много чего: ухов, лобов, окнов, стулов); - нарушение предложно-падежных отношений: (мальчик пришел от дома); - изменение падежа местоимений: (около него – около ним); - нарушение согласования и управления: (первая сентября).
- уточнение пространственного расположения
предметов.

4. Аграмматическая дисграфия      Обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Слайд 17Назови малышей

Назови малышей

Слайд 18Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами.

При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению

друг к другу.

Например:
НА – на поверхности предмета

В – внутри предмета;

ПОД – внизу ниже предмета,
под предметом;
ОКОЛО – рядом с предметом,
недалеко от него;
НАД – выше предмета,
как бы в «воздухе» над ним.

Работа над пространственными предлогамиОсобый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в

Слайд 19Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Учим ребёнка ориентироваться в

правой и левой сторонах окружающего пространства.
Кто сидит справа от Даши,

а кто сидит слева и т. д..
Ориентировка в правой и левой сторонах пространстваУчим ребёнка ориентироваться в правой и левой сторонах окружающего пространства.Кто сидит

Слайд 20Составь рассказ

Составь рассказ

Слайд 215.Оптическая дисграфия
Обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления.

Проявляется

в:
-заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш,

в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
-недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
-добавление лишних элементов;
-пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
-зеркальное написание букв.
5.Оптическая дисграфия Обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Проявляется в:-заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв

Слайд 22Развитие представлений о форме и величине предметов
Приёмы профилактики и коррекции

оптической дисграфии

Развитие представлений о форме и величине предметовПриёмы профилактики и коррекции оптической дисграфии

Слайд 23?
Найди фигуру.

?Найди фигуру.

Слайд 24Дорисуй предмет!

Дорисуй предмет!

Слайд 25Выделение предметных изображений , наложенных друг на друга

Выделение предметных изображений , наложенных друг на друга

Слайд 26Что изменилось?

Что изменилось?

Слайд 27Называние предметов по контурам

Называние предметов по контурам

Слайд 28












Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем
соответствующее

словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий»,
«длинный –

короткий», «широкая – узкая».

Распределение предметов по их реальной величине

Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляемсоответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий –

Слайд 29Ёлочка зелёная выросла в лесу,
Ёлочку в праздник домой принесу.
У кубика

много разных сторон,
Можно построить из кубика дом.
Выкладывании фигур, букв из

палочек

Куб

Ёлочка

Ёлочка зелёная выросла в лесу,Ёлочку в праздник домой принесу.У кубика много разных сторон,Можно построить из кубика дом.Выкладывании

Слайд 30Игра «Внимательные глазки»
Постройте из палочек на столе все буквы, какие

изображены
на картинке. Кто больше успеет составить букв за одну

минуту?

И Т О С Л П Е Э Ж Х М Г

Игра «Внимательные глазки»Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на картинке. Кто больше успеет составить

Слайд 31Узнавание букв в усложнённых условиях
П Н И В

Б Р Ь

Ъ З Г Т К У Х Ж Д Л А М

Назови одинаковые элементы букв

Узнавание букв в усложнённых условияхП  Н  И В   Б   Р

Слайд 32Узнавание букв в усложнённых условиях
И
З
О
1. Назови заштрихованные буквы.
2. Назови буквы,

изображённые пунктиром.
И
З
О
3.Назови недописанные буквы.
К
Н
Х
К
Ю

Узнавание букв в усложнённых условияхИЗО1. Назови заштрихованные буквы.2. Назови буквы, изображённые пунктиром.ИЗО3.Назови недописанные буквы.КНХКЮ

Слайд 33Узнавание букв в усложнённых условиях
4. Назвать буквы, наложенные друг на

друга.
Г
Т
З
И
Ш
Н
Ф
Х
В
5. Назвать лишнюю букву.
А Б В Г

Д

6. Определить, какие из букв написаны неправильно.

Р

К

С

У

Ю

Ч

Узнавание букв в усложнённых условиях4. Назвать буквы, наложенные друг на друга.ГТЗИШНФХВ5. Назвать лишнюю букву.А  Б

Слайд 34КРОШ
ЛОСЯШ
НЮША

КРОШЛОСЯШНЮША

Слайд 35Д
О
М
А
В
О
Н
Р
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, и

оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.
К
М
А
У
С

ДОМАВОНРИзографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, и оптически похожие на предмет, в названии которого

Слайд 36С
С
С
С
С
Сколько букв С спряталось на этой картинке?
Найди одну лишнюю букву.
С
С
С

ССССССколько букв С спряталось на этой картинке?Найди одну лишнюю букву.ССС

Слайд 37Cпасибо за внимание !

Cпасибо за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика