Слайд 1«Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия. Современные формы работы с
кризисной семьей.»
Тема №1
«Современные технологии ведения семей с детьми в трудной
жизненной ситуации и социально-опасном положении. Успешные современные практики.»
Старший преподаватель кафедры ППП СПБУТУиЭ
клинический психолог, магистр психологии Дмитриева С.Ю.
Слайд 2Дмитриева Светлана Юрьевна
О себе: Клинический психолог, магистр психологии (психологическое консультирование),
преподаватель психологии в Высшей школе, опыт практической деятельности – 10
лет (работа в госуд. учрежданиях, НКО, частная практика).
Интересы: психотерапия неврозов, психологическое консультирование, кризисная интервенция.
Слайд 3Как со мной связаться?
review2007@yandex.ru
+7 (921) 581 08 04
VK: группа «Преподаватель
Дмитриева Светлана Юрьевна» (ссылка на страницу)
Слайд 4 Представьтесь, каковы Ваши ожидания от данного курса?
Планируете ли использовать полученные
знания в своей работе? Каким образом?
Слайд 5Содержание курса:
Тема 1: Основные направления государственной социальной политики по улучшению
положения семей с детьми. Нормативно-правовое обеспечение;
Тема 2: Современные технологии ведения
семей с детьми в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Успешные современные практики.
Тема 3: Актуальные проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи семьям с детьми в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Успешный опыт решения проблем.
Слайд 6Тема 4: Кризисная ситуация: понятие и индикаторы, способы оценки. Алгоритмы
выхода из кризисной ситуации.
Тема 5: Социально опасное положение. Кейс-менеджмент. Решение
кейсов семей, находящихся в социально опасном положении.
Тема 6: Профилактика профессионального выгорания. Способы и инструменты самовосстановления и саморегуляции.
Тема 7: Профессиональная этика ведения случаев.
Слайд 7Аттестация:
Выполнение ДЗ + активное участие + итоговая аттестационная работа (проект).
Слайд 8 Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого
мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе.
(Мария-Эбнер Эшенбах)
Слайд 9 Правовое обеспечение социальной защиты населения построено на базе Конституции РФ,
в 7-й статье которой говорится: РФ – социальное государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Слайд 10Понятие и сущность трудной жизненной ситуации
Слайд 11СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (120 – ФЗ)
СОП – совокупность факторов и
условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, внутрисемейные конфликты,
противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми.
Слайд 13Сироты
Это несовершеннолетние, лишенные семьи, которым требуется государственная помощь.
Причиной утраты
родительской опеки может быть смерть родителей (социальные сироты), либо уклонение
выполнения ими своих обязанностей.
Слайд 14Социальные сироты
Это безнадзорные дети, чьи биологические родители живы, но не
занимаются их воспитанием по различным причинам. В таких случаях заботу
о ребенку берут на себя общество и государство.
К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.
Слайд 15Социальное сиротство
Это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без
попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности.
Слайд 17Причины уклонения от воспитания родителями:
1.Лишение прав (алкоголизм, наркозависимость, псих заболевания,
жестокое обращение);
2. Отказ от детей;
3. Длительное нахождение на лечении;
4. Лишение
свободы, отбывание наказания;
5. Местонахождение не определено.
Слайд 18 Родители могут сохранять свои юридические права, но группа детей, оставшихся
без попечения родителей из-за лишения или ограничения тех в родительских
правах, является наиболее многочисленной.
По статистике, лишение родительских прав чаще всего происходит по причине тяжелого алкоголизма родителей.
Слайд 19 ПОТРЕБНОСТЬ – нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания
жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний
побудитель активности.
Слайд 21Основные потребности ребенка:
Безопасность Идентичность
Здоровье
Социальная адаптация
Образование
Стабильные отношения
Познавательные
Привязанность
Эмоциональное развитие
Слайд 22 Как вы думаете, к чему приводят нереализованные потребности?
Слайд 23Неудовлетворенная потребность в безопасности
Неврозы
Фобии
Патологическая боязливость
Ощущение брошенности
Слайд 24Нереализованные эмоциональные потребности
Стремление любой ценой заслужить одобрение окружающих
Неразборчивость в
знакомствах
Эмоциональная холодность
Слайд 25Неудовлетворенные познавательные потребности
Узкий кругозор
Примитивность мышления
Отсутствие стремления к личностному росту и
развитию
Слайд 28Алгоритм работы с семьей СОП:
Изучение семьи, их проблем, изучение жалоб
соседей;
Первичное обследование жилищных условий семьи;
Знакомство с членами семьи, ее окружением,
беседа с детьми, оценка их условий жизни;
Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ее ценностей;
Изучение личностных особенностей членов семьи;
Составление карты семьи;
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (школа, КДН, ОДН, администрация, центр «Контакт» и др.)
Составление программы работы с неблагополучной семьей;
Текущие и контрольные посещения семьи;
Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Слайд 29Методы работы с семьей СОП:
Помощь в решении медико-социальных проблем членов
семьи СОП (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических
заболеваний и содействие в его организации; оздоровление детей в условиях специальных мед учреждений);
Слайд 302. Содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в
профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса);
Слайд 313. Правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь
в их получении);
Слайд 324. Содействие в создании более благоприятных условий для жизни и
развития детей (помещение их в стационар или школу-интернат, организация с
помощью разных структур различных видов материально-бытовой помощи)
Слайд 335. Психологическое оздоровление семьи (много направлений психологической помощи).
Слайд 34Визит в семью СОП – основа социального сопровождения:
Результат всей длительной
работы специалистов с семьей СОП во многом зависит от первого
визита.
Слайд 35 Визит в семью является основой социального сопровождения граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации и представляет собой посещение семьи на дому
с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь.
Слайд 36 Перед походом в семью специалист должен ответить на вопрос: «А
зачем я иду в семью?».
Ответ на этот вопрос означает
умение грамотно формулировать цель, которая является ориентиром для Ваших действий в семье.
Если специалист идет «налаживать конструктивные отношения», то его поведение и слова будут это выражать. Если же цель похода в семью - узнать, почему ребенок не посещает школу, то вопросы будут другими.
Слайд 37Цели посещения семьи:
диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных
факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные –
оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций;
адаптационно-реабилитационные – оказание конкретной социальной, посреднической, психологической помощи.
Слайд 38 Специалист должен сформулировать не только цель, но и показатели, которые
необходимо отслеживать при посещении семьи и связывать с целью посещения
семьи.
Слайд 39Показатель – это:
Причина, по которой Вы идете в семью.
Объекты наблюдения
в семье.
Описание, характеристика состояния семьи в данный момент, на основании
чего Вы планируете цели работы с семьей.
Слайд 40Основная задача первых встреч:
Знакомство и установление ровных отношений, позволяющих продолжить
взаимодействие.
Нужно показать родителям, что визит специалиста - в интересах ребенка
для оказания помощи и поддержки.
Первые шаги специалиста в работе с семьей направлены на осознание существующих проблем.
Слайд 41
Знакомство с членами семьи на дому создает, с одной стороны,
психологическое преимущество для них – они находятся на «своей территории»
и чувствуют себя более защищено.
С другой стороны, определенные преимущества имеет и специалист: он может определить, в каких отношениях находятся члены семьи, как они относятся к своему ребенку, как ребенок относится к родителям, другим членам семьи. Однако здесь возможны и варианты социально-неблагополучного поведения, стремления показать ситуацию как более благополучную, чем она есть на самом деле.
Слайд 42 СОП семья часто ведет замкнутый образ жизни, члены семьи имеют
ограниченный круг общения. Такая семья настороженно относиться к внешним специалистам.
Члены семьи, длительное время, находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимают свой образ жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация может быть для них более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством специалистов. Это определяет трудности в работе с семьей на первых этапах.
Слайд 43Такие семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении
к посещающим:
Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о
ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
Неучастие: во время посещения семьи занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии специалиста; обвиняют специалистов в том, что происходит в семье, или в том, что они вмешивается в их жизнь.
Слайд 44Задача первого визита: снятие страха и напряженности у семьи.
1. Представьтесь,
будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в
себе.
2. «Социальная беседа»: если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, - не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
Слайд 453. Содержательная часть:
Объясните, что хорошего может получить семья от общения
с Вами. Семья может принять Ваше объяснение, а может и
нет.
Спросите, в какой помощи семья нуждается и согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
Обязательно проверьте, как члены семьи Вас поняли и как восприняли.
Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
Оцените качество контакта с семьей.
Слайд 464. Выслушайте ответы и примите их за основу вашего будущего
диалога.
Запомните, что ответы семьи могут Вам и не понравиться, но
они должны быть для Вас тем, на чем придется строить диалог (налаживать отношения). Поэтому не стоит «рисовать семье ее светлое будущее при условии, если она откажется от своих глупых установок».
Слайд 47 В процессе первой беседы необходимо фокусировать внимание на ключевой проблеме.
Специалист, кроме того, должен мотивировать членов семьи на изменения.
Это
дает собеседникам новый взгляд на себя и свои возможности, придает клиенту уверенность в возможности самому изменить ситуацию к лучшему.
Слайд 48 При работе с семьей, при обсуждении проблемы, важно преодолеть так
называемую «мертвую точку». Например, можно построить диалог следующим образом:
Слайд 491) высказать свое отношение к ситуации (я беспокоюсь...);
2) подчеркнуть сильные
стороны собеседника (...т.к. вы хотите быть хорошим родителем для своих
детей...);
3) описать негативное поведение (...но вы пьете слишком много...);
4) возможные последствия (...и вследствие этого больше отдаляетесь от детей и вводите их в заблуждение...).
Слайд 50 Во время беседы нужно обратить внимание на:
внешний вид,
поведение,
мимику,
жесты,
интонации,
другие особенности речи.
Слайд 51Во время беседы могут возникать и непредвиденные ситуации:
Специалист по работе
с семьей СОП должен быть психологически готов к такому развитию
событий, при котором запланированная цель визита и актуальная ситуация несовместимы, т.е., возникает непредвиденная ситуация.
При возникновении напряженной ситуации во время визита:
Слайд 52Приостановите обсуждаемую тему.
Предложите сделать паузу (например. Скажите о необходимости позвонить
и т.д.).
Сохраняйте спокойствие на протяжении всей ситуации. Не продолжайте решение
проблемы, начните с активного слушания.
При дальнейшем обсуждении используйте «я - сообщения» вместо «ты - сообщения». Считается, что при этом вы говорите больше о себе (например о мыслях и чувствах в сложившейся ситуации и меньше анализируете семью, чем можете снизить накал ситуации).
Проанализируйте возможность переместить кого-то из членов семьи (например, поменять местами) или удалить на время (на нейтральное/безопасное место, в том числе вне дома), особенно если их агрессивность направлена друг против друга.
Побеседуйте индивидуально с каждым членом семьи.
Покиньте семью, если Вы считаете, что ситуация для Вас становится физически опасной, или семья просит Вас об этом.
Слайд 53 Фразы, препятствующие разговору (не рекомендуется произносить в беседах):
1. Распоряжения. Приказания ("Вы
должны..." или "Вам придется..." или "Вам надо будет...").
2. Предостережения. Угрозы ("Вам
лучше..." или "Если Вы не.., тогда...").
3. Нравоучения. Проповеди. Наставления ("Это Ваш долг..." или "От Вас требуется..." или "Вам стоило бы...").
4. Советы. Рекомендации. Предложения ("Я бы сделала так..." или "Почему бы Вам не..." или "Мой Вам совет...").
Слайд 545. Аргументация. Логические убеждения ("Факты таковы..." или "Позвольте Вам сказать...").
6. Осуждение.
Критика. Обвинение ("Вы не правы" или "Вы ленивы" или "Вы поступаете
глупо")
7. Унижения. Стереотипы. "Ярлыки" ("Ты просто испорченный ребенок" или "Вы постоянно так поступаете" ).
8. Интерпретация. Анализ. Диагностика ("Ваша проблема в том, что..." или "Вы постоянно поступаете так, потому, что...").
Слайд 559. Восхваление. Положительная оценка ( "Вы хороший человек" или "Я согласен"
или "Это правильно").
10. Ободрение. Утешение ("Это не так уж плохо" или
"Не переживайте, Вам скоро станет легче").
11. Расспрашивание. Исследование. Допрос ("Зачем" или "Почему" или "Кто" или "Что" или "Где" или "Как").
12. Уход. Отвлечение, Ирония и сарказм ("Давайте не будем говорить об этом сейчас" или "Забудьте об этом").