Разделы презентаций


ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Содержание

Авторский коллектив Л. Б. Баряева, доктор пед. наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена); Д.И. Бойков, канд. психол. наук, доцент (РГПУ им. А.И.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Рекомендовано к

использованию в образовательных учреждениях
Региональным экспертным советом Комитета по образованию


Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург
2011
profbar.ru



 

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮРекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом

Слайд 2 Авторский коллектив
Л. Б. Баряева, доктор пед. наук, профессор (РГПУ им.

А.И. Герцена);
Д.И. Бойков, канд. психол. наук, доцент (РГПУ

им. А.И. Герцена);
О.П. Гаврилушкина, канд. пед. наук, профессор (МГППУ);
В. И. Липакова, канд. пед. наук, доцент (РГПУ им. А.И. Герцена);
Е. Т. Логинова, доктор пед. наук, профессор (ЛОУ им. А.С. Пушкина);
Л. В. Лопатина, доктор пед. наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена);
Н. Н. Яковлева, канд. пед. наук, доцент (СПбАППО).

Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой

Авторский коллектив Л. Б. Баряева, доктор пед. наук, профессор

Слайд 3 Рецензенты:
Артамонова Е.Р., главный специалист отдела образовательных

учреждений Комитета по образованию (Санкт-Петербург);
Денисова О. А. , доктор

педагогических наук, профессор (Череповецкий государственный педагогический университет)
Рецензенты: Артамонова Е.Р., главный специалист отдела образовательных    учреждений Комитета по образованию (Санкт-Петербург);Денисова О.

Слайд 4Аннотация к программе
Программа предназначена для

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной

защиты, в которых воспитываются и обучаются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям и другим специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с этой категорией учащихся. Программа окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными проблемами в интеллектуальном развитии, а также может быть использована ПМПК в диагностических целях при отборе учащихся в классы школ VIII вида (второй вариант) и в процессе отслеживания динамики развития детей.
В программе содержится информация, полезная для студентов факультетов коррекционной педагогики высших учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации работников образования и социальной защиты.
Аннотация к программе     Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, детских

Слайд 5Учебные предметы
Развитие речи и окружающий мир.
Альтернативное чтение.
Графика и письмо.
Математические представления

(МП) и конструирование.
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Социально-бытовая ориентировка (СБО).
Ручной

труд.
Адаптивная физкультура.
Музыка и движение.
Учебные предметыРазвитие речи и окружающий мир.Альтернативное чтение.Графика и письмо.Математические представления (МП) и конструирование.Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

Слайд 6Например:
«Социально-бытовая ориентировка (СБО) и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»
«Основы коммуникации»
«Логопедические занятия»
«Психокоррекционные

занятия» и др.


Тематику занятий, относящихся к коррекционно-развивающей области, определяет образовательное учреждение, исходя

из индивидуальных особенностей детей
Например:«Социально-бытовая ориентировка (СБО) и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»«Основы коммуникации»«Логопедические занятия»«Психокоррекционные занятия» и др.Тематику занятий, относящихся к коррекционно-развивающей

Слайд 7 Позиционные основы «Программы»
Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на

понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть

способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Процесс обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нельзя строить на основе традиционного исторически сложившегося понимания различных педагогических дефиниций: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений и навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения», «оценка результатов освоения знаний» и др.

Позиционные основы «Программы»Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой нозологической

Слайд 8Позиционные основы
«Школьные навыки» в Программе понимаются

в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями,

умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально-типологическим особенностям.

Позиционные основы     «Школьные навыки» в Программе понимаются в широком смысле, то есть не

Слайд 9Современное обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья строится

с учетом:
потребностей образования детей с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью;
факторов и показателей интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
доступных целей и задач их образования;
методов и принципов обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Современное обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом: потребностей образования детей с умеренной

Слайд 10Целью «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

является:
максимальное включение обучающихся в образовательный процесс;
формирование доступных для этого

контингента детей с ограниченными возможностями здоровья видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Целью «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» является:максимальное включение обучающихся в образовательный процесс; формирование

Слайд 11Средства обучения детей 7-18 лет
предметно-развивающая среда
формы взаимодействия со взрослыми -

участниками образовательного процесса
содержание образовательного процессе (исходя из общего и национально-регионального

компонента образования детей с ограниченными возможностями здоровья)
Средства обучения детей 7-18 летпредметно-развивающая средаформы взаимодействия со взрослыми - участниками образовательного процессасодержание образовательного процессе (исходя из

Слайд 12 «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

учитывает:
специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного

развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
ведущие мотивы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
характер ведущей деятельности;
тип общения и его мотивы;
социальную ситуацию развития учащегося
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» учитывает:специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого,

Слайд 13Развитие речи и окружающий мир
В

ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и

окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Задачи формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению.
Развитие речи и окружающий мир      В ходе организации и проведения уроков по

Слайд 14Развитие речи и окружающий мир
Первостепенная задача учителя — организовать речевую

среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и

человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты и т. д.
Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача обучения предмету «Развитие речи и окружающий мир», а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим.
Развитие речи и окружающий мирПервостепенная задача учителя — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к

Слайд 15Развитие речи и окружающий мир
Первый класс
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
Я

— ребенок.
Мои игрушки.
Моя семья.
Явления природы.

Второй класс
Я

— ребенок.
Мои игрушки.
Моя семья.
Мой дом.
Я — в школе.
Мир людей.
Мир животных.
Ребенок и явления природы.
Развитие речи и окружающий мирПервый классОзнакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.Я — ребенок. Мои игрушки. Моя семья. Явления

Слайд 16Развитие речи и окружающий мир
Третий класс
Развитие общих речевых навыков.
Это —

Я.
Мои игрушки
Моя семья.
Мой дом.
Мир людей.
Природные материалы.
Мир животных.
Мир растений.
Приборы.
Явления природы.
Мир цвета

и звука.
Четвертый класс
Наряду с представленными в третьем классе –
Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи.
Развитие речи и окружающий мирТретий классРазвитие общих речевых навыков.Это — Я.Мои игрушкиМоя семья.Мой дом.Мир людей.Природные материалы.Мир животных.Мир

Слайд 17Развитие речи и окружающий мир
Пятый класс
Развитие общих речевых навыков.
Развитие навыков

общения, диалогической речи, связной речи.
Мир окружающих предметов.
Мир животных.


Мир растений.
Явления природы.
Мир цвета и звука.
Приборы и предметы быта.
Шестой класс – Девятый класс
Развитие общих речевых навыков.
Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи.
Окружающий предметный мир и профессии людей.
Окружающий природный и животный мир.
Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.
Развитие речи и окружающий мирПятый классРазвитие общих речевых навыков.Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи. Мир окружающих

Слайд 18Альтернативное чтение
В самых простых

терминах процесс чтения определяется, как процесс извлечения информация из письменного

или печатного текста.
Концепция «Программы» по обучению чтению учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью основывается на понимание процесса чтения в широком смысле, исходя из следующего его определения: «…Термин чтение обозначает различные когнитивные и перцептивные процессы в зависимости от орфографической формы. <…> чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический процесс. <…> Вероятно, многие из проблем обучения чтению происходят из нашей неспособности пока еще полностью понять эти различные процессы. <…> Если более широко рассматривать понятие текст… этот термин также будет применяться к извлечению информации из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ, жестов и т. д.» (Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера).


Альтернативное чтение      В самых простых терминах процесс чтения определяется, как процесс извлечения

Слайд 19Альтернативное чтение
При обучении «Альтернативному чтению» учащихся этой категории основной акцент

делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно

ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации.
В качестве одной из важных задач в «Программе» выделяется задача формирования представлений учащегося о том, что книга имеет вид нескольких сброшюрованных листов печатного материала, обычно в обложке или переплете. Процесс «общения» (взаимодействия) с книгой является определяющим в социально-личностном развитии учащихся, формируя хотя бы минимальные способности к самореализации, передавая ребенку с ограниченными возможностями здоровья опыт, накопленный человечеством.
Критерием эффективности воспитания читательского интереса (исходя из понимания «альтернативного чтения» в доступных учащимся пределах) является их радость при встрече с книгой, «чтение» (просматривание, просматривание и называние иллюстраций, воспроизведение знакомых отрывков по памяти, чтение отдельных слов и т.п.) ее с доступным интересом и увлечением.


Альтернативное чтениеПри обучении «Альтернативному чтению» учащихся этой категории основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения

Слайд 20Альтернативное чтение
Первый класс
«Чтение» телесных и мимических движений.
«Чтение» изображений на картинках.


Во втором полугодии
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

Второй

класс
«Чтение» телесных и мимических движений.
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
«Аудиальное чтение».

Третий класс
«Чтение» телесных и мимических движений.
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
«Аудиальное чтение».
Жестово-образные игры.
Альтернативное чтениеПервый класс«Чтение» телесных и мимических движений.«Чтение» изображений на картинках. Во втором полугодии «Чтение» изображений на картинках

Слайд 21Альтернативное чтение

Четвертый класс- Девятый класс
«Чтение» изображений на картинках, картинах и

пиктограммах.
«Аудиальное чтение».
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

Десятый-двенадцатый класс:

образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.




Альтернативное чтениеЧетвертый класс- Девятый класс«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.«Аудиальное чтение». Чтение букв и слов («глобальное

Слайд 22Графика и письмо
В рамках

предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком

понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика может быть станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная и газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и т. д.
Выразительные средства графики: контурная линия, штрих, пятно (иногда цветное), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение (см. «Большая советская энциклопедия»).

Графика и письмо      В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму»

Слайд 23Графика и письмо
В «Программе» представлены

виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

могут выполнять вместе со взрослыми. Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули.
Такой вид заданий для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответствует взглядам антропологов о том, что начальной формой письменности в подлинном смысле этого слова является рисуночное письмо.
Графика и письмо     В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и

Слайд 24Графика и письмо
В процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное

письмо лишено непосредственной связи с языком. Оно фиксирует не речь,

а образное восприятие предметов и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами.

Важнейшая задача учителя в ходе обучения по предмету «Графика и письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача начального этапа обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим.
Графика и письмоВ процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное письмо лишено непосредственной связи с языком. Оно

Слайд 25Графика и письмо
Первый класс
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
«Рисуночное

письмо».
Жестовые игры.
Ритмические упражнения.
Второй класс- Девятый класс
Упражнения для развития

тонкой моторики рук.
«Рисуночное письмо».
Жестово-образные игры.
Ритмические упражнения.
«Письменные упражнения».
Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.

Графика и письмоПервый классУпражнения для развития тонкой моторики рук. «Рисуночное письмо». Жестовые игры. Ритмические упражнения.Второй класс- Девятый

Слайд 26 Математические представления и конструирование
В ходе реализации задач учебного предмета

особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков,

которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.
Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется не целесообразным. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципом развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому). Поэтому математическая и конструктивная деятельность может быть представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представления и конструирование».
Математические представления и конструирование В ходе реализации задач учебного предмета особое внимание обращается на практическую направленность

Слайд 27 Математические представления и конструирование
Под формированием математических и конструктивных умений

и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует

понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения.
Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.
Учащемуся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для социально-бытовой адаптации, а в целом для социализации, необходимо, а чаще всего возможно, овладеть «житейскими» (по Л.С. Выготскому) понятиями.
Математические представления и конструирование Под формированием математических и конструктивных умений и навыков учащихся с умеренной и

Слайд 28 Математические представления и конструирование
Первый класс
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
Упражнения

и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).
Количественные

представления.
Представления о форме.
Представления о величине.
Пространственные представления.
Временные представления.
Второй класс-Третий класс
Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве.
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками).
Количественные представления.
Представления о форме.
Представления о величине.
Пространственные представления.
Временные представления.

Слайд 29 Математические представления и конструирование
Четвертый класс –

Девятый класс
Конструирование.
Количественные представления.
Представления о форме.
Представления о величине.
Пространственные представления.
Временные

представления.

Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.

Математические представления и конструирование   Четвертый класс – Девятый классКонструирование.Количественные представления. Представления о форме.Представления о

Слайд 30Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических

характеристик, учитель на уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:
основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;
навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы. Они знакомятся с некоторыми видами опасных для мира природы ситуаций, узнают о правилах безопасного для мира природы поведения человека, у них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему миру. Все это является элементарными предпосылками экологического сознания.
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности        Исходя из особенностей развития мыслительной

Слайд 31Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
Первый-пятый класс
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Питание.
Уход за

жилищем.
Безопасность в доме и на улице.

Шестой класс- Девятый класс
Формирование

культурно-гигиенических навыков.
Питание.
Уход за жилищем.
Безопасность в доме, на улице, в природе.
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Первый-пятый классФормирование культурно-гигиенических навыков. Питание.Уход за жилищем.Безопасность в доме и на улице.

Слайд 32Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

Элементарные представления и навыки учащихся уточняются, закрепляются (интегрируются):
с уроками по

предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование»;
в ходе занятий в рамках коррекционно-адаптационной области: «Основы коммуникации», «Социально-бытовая ориентировка и основы безопасности жизнедеятельности».

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности      Элементарные представления и навыки учащихся уточняются, закрепляются

Слайд 33Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

На уроках расширяются и уточняются представления учащихся о состоянии

своего здоровья (здоров или болен, что именно болит), а также о состоянии здоровья окружающих (детей, подростков, взрослых). Учащиеся учатся с помощью взрослого, используя пиктограммы, картинки, жесты, рассказывают о них, описывая некоторые симптомы болезненного состояния. Учащиеся знакомятся с навыками безопасного поведения в подвижных играх, в играх со спортивным инвентарем. Взрослые демонстрируют приемы правильного обращения с ним, рассказывают, показывают на иллюстрациях, в видеофильмах и проигрывают с учениками ситуации, которые могут привести к травмам – профилактика травматизма.
Совместно учащиеся и учитель обсуждают погодные условия, как следует одеваться в соответствии с ними, к чему может привести переохлаждение или перегрев организма из-за неправильного выбора одежды. Для этого рассматривается одежда учащихся, соответствующие картинки и пиктограммы. Проводятся игры и игровые упражнения, в ходе которых учащиеся знакомятся с сезонной одеждой, обувью, съедобными и несъедобными грибами, ягодами, травами, учатся элементарным правилам поведения на природе.

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности        На уроках расширяются и уточняются

Слайд 34Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение

учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным

способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности
и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе предлагаются варианты обучения как учащихся, овладевших элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих школьников. Детей и подростков учат практическим умениям приготовления элементарных
блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом
разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.

Социально-бытовая ориентировка (СБО)Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение    учащихся называнию предметов одежды

Слайд 35Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным

правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах,

а также
альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
Транспорт. Знакомство с транспортом, его видами, безопасным пользованием им происходит на уроках по предметам «Развитие речи и окружающий мир». «Здоровье и безопасность жизнедеятельности». Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
Социально-бытовая ориентировка (СБО)Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте,

Слайд 36Социально-бытовая ориентировка
Семья. Этот раздел представлен в «Программе» не для

всех классов.Тема является достаточно сложной для учащихся с умеренной,

а тем более тяжелой умственной отсталостью, поэтому их обучают элементарным знаниям о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.
Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать
элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за
собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами
связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.


Социально-бытовая ориентировкаСемья. Этот раздел представлен в «Программе» не для   всех классов.Тема является достаточно сложной для

Слайд 37Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Учреждения и организации. Учитывая минимальный
уровень самостоятельности учащихся с

умственной отсталостью не только в школе, но и в дальнейшей

жизни и низкий уровень ориентировки в окружающем, в данный раздел предполагает их знакомство только с одним видом учреждений — поликлиникой. Предполагается формирование у учащихся элементарных навыков посещения поликлиники, общения и альтернативной коммуникации.
Экономика домашнего хозяйства. Данный предмет предполагается ввести с двенадцатого класса, когда учащиеся достигнут максимального уровня самостоятельности в специально организованной педагогической среде.
Социально-бытовая ориентировка (СБО)Учреждения и организации. Учитывая минимальныйуровень самостоятельности учащихся с умственной отсталостью не только в школе, но

Слайд 38Ручной труд

Ручной труд (англ. — manual training) — труд, производимый

руками. Ручной труд — это так называемые ручные занятия, взятые

из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своей задачей, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук вообще, а косвенно — в развитии эмоциональных и эстетических качеств учеников. В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в образовательном процессе с позиций психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развитие мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различных инструментов. В ходе уроков по предмету «Ручной труд» в «Программе» рекомендуется использовать психотерапевтические технологии, доступные учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Основное внимание при этом обращается на то, что учащиеся систематически в течение всех лет обучения активно взаимодействуют с предметами труда и средствами труда, а также с окружающей средой
Ручной трудРучной труд (англ. — manual training) — труд, производимый руками. Ручной труд — это так называемые

Слайд 39Ручной труд
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Упражнения с пластичными материалами.
Упражнения

со строительными материалами.
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для
изготовления поделок

материалами.

Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися




Ручной трудУпражнения для развития тонкой моторики рук.Упражнения с пластичными материалами.Упражнения со строительными материалами.Упражнения с бумагой, тканью и

Слайд 40Пояснительная записка к предметам , изучаемым в десятом —двенадцатом классах

В ходе обучения в десятом—двенадцатом классах

обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а также в досуговой деятельности учащихся.
В десятом—двенадцатом классах все уроки проводятся на интегративной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка и движение», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. В обучении используются деловые (сюжетно-дидактические) игры по социально-бытовой тематике, хозяйственно-бытовой труд, включающий задания с содержанием, направленным на социально-бытовую ориентацию учащихся, а в целом на их социализацию.
Пояснительная записка к предметам , изучаемым в десятом —двенадцатом классах      В ходе

Слайд 41 Выбор тем для проектов и деловых сюжетно-дидактических игр ориентирован на

социализацию учащихся и отражает различные стороны человеческого бытия:
явления нравственной жизни подростка

и окружающих его сверстников и взрослых (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);
явления окружающей природы («Природный мир, который меня окружает» и др.);
мир искусства и техники («Дни театра», «Цирк», «Разнообразный мир часов» и др.);
традиционные для семьи, общества и государства, праздничные события (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
представления о профессиях людей и местах их работы, о местах хозяйственного, торгового и бытового назначения («Почта», «Ателье и магазин сувениров», «В супермаркете» и др.);
события, формирующие чувство гражданской принадлежности учащегося, правила его безопасной жизнедеятельности (День защитника Отечества, «Мой город», «Дорожная и пожарная грамота» и др.).
Выбор тем для проектов и деловых сюжетно-дидактических игр ориентирован на социализацию учащихся и отражает различные

Слайд 42Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам
П р о е

к т « С е м ь я » 10

класс
Содержание проекта:
— сюжетно-ролевая игра «Семья» (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
— рассматривание картин, фотографий семей учащихся, отражающих их совместный отдых, труде родителей и пр. (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
— изготовление фоторамок и помещение в них фотографий семей учащихся (уроки по предмету «Ручной труд»);
— вязание крючком кухонных прихваток, изготовление салфеток для украшения дома, выставка работ учащихся, конкурс на лучшее изделие (уроки по предмету «Ручной труд»);
— чтение (в том числе пиктографическое) текстов, заучивание стихотворений о членах семьи, о совместном активном отдыхе, о безопасном поведении дома и т. п. (уроки по предметам «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ»);
— спортивные игры, двигательные упражнения в соответствии с психофизическими возможностями учащихся (уроки по предмету «Адаптивная физическая культура»).
Итоговое мероприятие: праздник «Мама, папа, я — спортивная семья».
Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметамП р о е к т « С е м

Слайд 43Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам
П р о е

к т « М о й г о р о

д » 11 класс
Содержание проекта:
— дидактические игры о скверах и парках, рассматривание иллюстраций, картин, изображающих скверы и парки в разное время года, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», составление рассказов о природе, описательных рассказов по картинам и фотографиям (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», занятия коррекционно-образовательной области);
— изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги, оформление альбомов с иллюстрациями о природе родного края (уроки по предметам «Ручной труд», «Математические представления и конструирование»);
— рисование (обводка) объектов природы, письмо, пиктографическое письмо (копирование) предложений, коротких текстов об объектах природы (уроки по предмету «Графика и письмо»);
— правила безопасного поведения в парке (безопасность окружающих объектов, встреча с незнакомыми людьми и пр.) (уроки по предметам «Здоровье и ОБЖ», «СБО»);
— подвижные игры и занятия спортом на свежем воздухе (уроки по предмету «Адаптивная физическая культура»).
Итоговое мероприятие: игра «Телевизионная передача
«Природа моего города»».
Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметамП р о е к т « М о й

Слайд 44Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам
П р о е

к т « Дом , в котором я ж и

в у » 12 класс
Содержание проекта:
— рассматривание картин, иллюстраций, доступных для восприятия учащихся, с видами интерьеров, с изображением предметов мебели (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
— чтение (пиктографическое) инструкций по использованию бытовых предметов, моющих средств (уроки по предметам «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ», «СБО»);
— рисование (обводка), раскрашивание, аппликация на тему «Дом, в котором я живу» (уроки по предмету «Графика и письмо»);
— изготовление подарков для гостей (поделки из природного материала, ткани, ниток, бумаги), украшений к празднику (уроки по предметам «Ручной труд», «Математические представления и конструирование»);
— рисование приглашений и написание (копирование) на них текстов приглашения и адреса проведения мероприятия (уроки по предметам «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование»);
— разучивание (повторение) песен, танцев, хороводов, гимнастических упражнений (уроки по предметам «Адаптивная физическая культура», «Музыка и движение»);
— приготовление праздничного угощения (выпечка печенья, пирожков), закупка продуктов в магазине, правила поведения при встрече гостей, сервировка стола (уроки по предметам «СБО», «Ручной труд», «Математические представления и конструирование») и др.
Итоговое мероприятие: праздник «Новоселье».
Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметамП р о е к т « Дом , в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика