Слайд 1ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Рекомендовано к
использованию в образовательных учреждениях
Региональным экспертным советом Комитета по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2011
profbar.ru
Слайд 2
Авторский коллектив
Л. Б. Баряева, доктор пед. наук, профессор (РГПУ им.
А.И. Герцена);
Д.И. Бойков, канд. психол. наук, доцент (РГПУ
им. А.И. Герцена);
О.П. Гаврилушкина, канд. пед. наук, профессор (МГППУ);
В. И. Липакова, канд. пед. наук, доцент (РГПУ им. А.И. Герцена);
Е. Т. Логинова, доктор пед. наук, профессор (ЛОУ им. А.С. Пушкина);
Л. В. Лопатина, доктор пед. наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена);
Н. Н. Яковлева, канд. пед. наук, доцент (СПбАППО).
Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой
Слайд 3 Рецензенты:
Артамонова Е.Р., главный специалист отдела образовательных
учреждений Комитета по образованию (Санкт-Петербург);
Денисова О. А. , доктор
педагогических наук, профессор (Череповецкий государственный педагогический университет)
Слайд 4Аннотация к программе
Программа предназначена для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной
защиты, в которых воспитываются и обучаются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям и другим специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с этой категорией учащихся. Программа окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными проблемами в интеллектуальном развитии, а также может быть использована ПМПК в диагностических целях при отборе учащихся в классы школ VIII вида (второй вариант) и в процессе отслеживания динамики развития детей.
В программе содержится информация, полезная для студентов факультетов коррекционной педагогики высших учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации работников образования и социальной защиты.
Слайд 5Учебные предметы
Развитие речи и окружающий мир.
Альтернативное чтение.
Графика и письмо.
Математические представления
(МП) и конструирование.
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Социально-бытовая ориентировка (СБО).
Ручной
труд.
Адаптивная физкультура.
Музыка и движение.
Слайд 6Например:
«Социально-бытовая ориентировка (СБО) и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»
«Основы коммуникации»
«Логопедические занятия»
«Психокоррекционные
занятия» и др.
Тематику занятий, относящихся к коррекционно-развивающей
области, определяет образовательное учреждение,
исходя
из индивидуальных особенностей детей
Слайд 7
Позиционные основы «Программы»
Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на
понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть
способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Процесс обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нельзя строить на основе традиционного исторически сложившегося понимания различных педагогических дефиниций: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений и навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения», «оценка результатов освоения знаний» и др.
Слайд 8Позиционные основы
«Школьные навыки» в Программе понимаются
в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями,
умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально-типологическим особенностям.
Слайд 9Современное обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья строится
с учетом:
потребностей образования детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью;
факторов и показателей интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
доступных целей и задач их образования;
методов и принципов обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Слайд 10Целью «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
является:
максимальное включение обучающихся в образовательный процесс;
формирование доступных для этого
контингента детей с ограниченными возможностями здоровья видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Слайд 11Средства обучения детей 7-18 лет
предметно-развивающая среда
формы взаимодействия со взрослыми -
участниками образовательного процесса
содержание образовательного процессе (исходя из общего и национально-регионального
компонента образования детей с ограниченными возможностями здоровья)
Слайд 12 «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
учитывает:
специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного
развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
ведущие мотивы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
характер ведущей деятельности;
тип общения и его мотивы;
социальную ситуацию развития учащегося
Слайд 13Развитие речи и окружающий мир
В
ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и
окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Задачи формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению.
Слайд 14Развитие речи и окружающий мир
Первостепенная задача учителя — организовать речевую
среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и
человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты и т. д.
Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача обучения предмету «Развитие речи и окружающий мир», а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим.
Слайд 15Развитие речи и окружающий мир
Первый класс
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
Я
— ребенок.
Мои игрушки.
Моя семья.
Явления природы.
Второй класс
Я
— ребенок.
Мои игрушки.
Моя семья.
Мой дом.
Я — в школе.
Мир людей.
Мир животных.
Ребенок и явления природы.
Слайд 16Развитие речи и окружающий мир
Третий класс
Развитие общих речевых навыков.
Это —
Я.
Мои игрушки
Моя семья.
Мой дом.
Мир людей.
Природные материалы.
Мир животных.
Мир растений.
Приборы.
Явления природы.
Мир цвета
и звука.
Четвертый класс
Наряду с представленными в третьем классе –
Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи.
Слайд 17Развитие речи и окружающий мир
Пятый класс
Развитие общих речевых навыков.
Развитие навыков
общения, диалогической речи, связной речи.
Мир окружающих предметов.
Мир животных.
Мир растений.
Явления природы.
Мир цвета и звука.
Приборы и предметы быта.
Шестой класс – Девятый класс
Развитие общих речевых навыков.
Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи.
Окружающий предметный мир и профессии людей.
Окружающий природный и животный мир.
Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.
Слайд 18Альтернативное чтение
В самых простых
терминах процесс чтения определяется, как процесс извлечения информация из письменного
или печатного текста.
Концепция «Программы» по обучению чтению учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью основывается на понимание процесса чтения в широком смысле, исходя из следующего его определения: «…Термин чтение обозначает различные когнитивные и перцептивные процессы в зависимости от орфографической формы. <…> чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический процесс. <…> Вероятно, многие из проблем обучения чтению происходят из нашей неспособности пока еще полностью понять эти различные процессы. <…> Если более широко рассматривать понятие текст… этот термин также будет применяться к извлечению информации из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ, жестов и т. д.» (Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера).
Слайд 19Альтернативное чтение
При обучении «Альтернативному чтению» учащихся этой категории основной акцент
делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно
ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации.
В качестве одной из важных задач в «Программе» выделяется задача формирования представлений учащегося о том, что книга имеет вид нескольких сброшюрованных листов печатного материала, обычно в обложке или переплете. Процесс «общения» (взаимодействия) с книгой является определяющим в социально-личностном развитии учащихся, формируя хотя бы минимальные способности к самореализации, передавая ребенку с ограниченными возможностями здоровья опыт, накопленный человечеством.
Критерием эффективности воспитания читательского интереса (исходя из понимания «альтернативного чтения» в доступных учащимся пределах) является их радость при встрече с книгой, «чтение» (просматривание, просматривание и называние иллюстраций, воспроизведение знакомых отрывков по памяти, чтение отдельных слов и т.п.) ее с доступным интересом и увлечением.
Слайд 20Альтернативное чтение
Первый класс
«Чтение» телесных и мимических движений.
«Чтение» изображений на картинках.
Во втором полугодии
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
Второй
класс
«Чтение» телесных и мимических движений.
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
«Аудиальное чтение».
Третий класс
«Чтение» телесных и мимических движений.
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
«Аудиальное чтение».
Жестово-образные игры.
Слайд 21Альтернативное чтение
Четвертый класс- Девятый класс
«Чтение» изображений на картинках, картинах и
пиктограммах.
«Аудиальное чтение».
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).
Десятый-двенадцатый класс:
образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.
Слайд 22Графика и письмо
В рамках
предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком
понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика может быть станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная и газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и т. д.
Выразительные средства графики: контурная линия, штрих, пятно (иногда цветное), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение (см. «Большая советская энциклопедия»).
Слайд 23Графика и письмо
В «Программе» представлены
виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
могут выполнять вместе со взрослыми. Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули.
Такой вид заданий для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответствует взглядам антропологов о том, что начальной формой письменности в подлинном смысле этого слова является рисуночное письмо.
Слайд 24Графика и письмо
В процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное
письмо лишено непосредственной связи с языком. Оно фиксирует не речь,
а образное восприятие предметов и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами.
Важнейшая задача учителя в ходе обучения по предмету «Графика и письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача начального этапа обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим.
Слайд 25Графика и письмо
Первый класс
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
«Рисуночное
письмо».
Жестовые игры.
Ритмические упражнения.
Второй класс- Девятый класс
Упражнения для развития
тонкой моторики рук.
«Рисуночное письмо».
Жестово-образные игры.
Ритмические упражнения.
«Письменные упражнения».
Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.
Слайд 26 Математические представления и конструирование
В ходе реализации задач учебного предмета
особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков,
которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.
Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется не целесообразным. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципом развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому). Поэтому математическая и конструктивная деятельность может быть представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представления и конструирование».
Слайд 27 Математические представления и конструирование
Под формированием математических и конструктивных умений
и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует
понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения.
Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.
Учащемуся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для социально-бытовой адаптации, а в целом для социализации, необходимо, а чаще всего возможно, овладеть «житейскими» (по Л.С. Выготскому) понятиями.
Слайд 28
Математические представления и конструирование
Первый класс
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
Упражнения
и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).
Количественные
представления.
Представления о форме.
Представления о величине.
Пространственные представления.
Временные представления.
Второй класс-Третий класс
Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве.
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками).
Количественные представления.
Представления о форме.
Представления о величине.
Пространственные представления.
Временные представления.
Слайд 29 Математические представления и конструирование
Четвертый класс –
Девятый класс
Конструирование.
Количественные представления.
Представления о форме.
Представления о величине.
Пространственные представления.
Временные
представления.
Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися.
Слайд 30Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических
характеристик, учитель на уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:
основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;
навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы. Они знакомятся с некоторыми видами опасных для мира природы ситуаций, узнают о правилах безопасного для мира природы поведения человека, у них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему миру. Все это является элементарными предпосылками экологического сознания.
Слайд 31Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
Первый-пятый класс
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Питание.
Уход за
жилищем.
Безопасность в доме и на улице.
Шестой класс- Девятый класс
Формирование
культурно-гигиенических навыков.
Питание.
Уход за жилищем.
Безопасность в доме, на улице, в природе.
Слайд 32Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
Элементарные представления и навыки учащихся уточняются, закрепляются (интегрируются):
с уроками по
предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование»;
в ходе занятий в рамках коррекционно-адаптационной области: «Основы коммуникации», «Социально-бытовая ориентировка и основы безопасности жизнедеятельности».
Слайд 33Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
На уроках расширяются и уточняются представления учащихся о состоянии
своего здоровья (здоров или болен, что именно болит), а также о состоянии здоровья окружающих (детей, подростков, взрослых). Учащиеся учатся с помощью взрослого, используя пиктограммы, картинки, жесты, рассказывают о них, описывая некоторые симптомы болезненного состояния. Учащиеся знакомятся с навыками безопасного поведения в подвижных играх, в играх со спортивным инвентарем. Взрослые демонстрируют приемы правильного обращения с ним, рассказывают, показывают на иллюстрациях, в видеофильмах и проигрывают с учениками ситуации, которые могут привести к травмам – профилактика травматизма.
Совместно учащиеся и учитель обсуждают погодные условия, как следует одеваться в соответствии с ними, к чему может привести переохлаждение или перегрев организма из-за неправильного выбора одежды. Для этого рассматривается одежда учащихся, соответствующие картинки и пиктограммы. Проводятся игры и игровые упражнения, в ходе которых учащиеся знакомятся с сезонной одеждой, обувью, съедобными и несъедобными грибами, ягодами, травами, учатся элементарным правилам поведения на природе.
Слайд 34Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение
учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным
способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности
и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе предлагаются варианты обучения как учащихся, овладевших элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих школьников. Детей и подростков учат практическим умениям приготовления элементарных
блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом
разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
Слайд 35Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным
правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах,
а также
альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
Транспорт. Знакомство с транспортом, его видами, безопасным пользованием им происходит на уроках по предметам «Развитие речи и окружающий мир». «Здоровье и безопасность жизнедеятельности». Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
Слайд 36Социально-бытовая ориентировка
Семья. Этот раздел представлен в «Программе» не для
всех классов.Тема является достаточно сложной для учащихся с умеренной,
а тем более тяжелой умственной отсталостью, поэтому их обучают элементарным знаниям о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.
Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать
элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за
собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами
связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.
Слайд 37Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Учреждения и организации. Учитывая минимальный
уровень самостоятельности учащихся с
умственной отсталостью не только в школе, но и в дальнейшей
жизни и низкий уровень ориентировки в окружающем, в данный раздел предполагает их знакомство только с одним видом учреждений — поликлиникой. Предполагается формирование у учащихся элементарных навыков посещения поликлиники, общения и альтернативной коммуникации.
Экономика домашнего хозяйства. Данный предмет предполагается ввести с двенадцатого класса, когда учащиеся достигнут максимального уровня самостоятельности в специально организованной педагогической среде.
Слайд 38Ручной труд
Ручной труд (англ. — manual training) — труд, производимый
руками. Ручной труд — это так называемые ручные занятия, взятые
из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своей задачей, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук вообще, а косвенно — в развитии эмоциональных и эстетических качеств учеников. В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в образовательном процессе с позиций психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развитие мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различных инструментов. В ходе уроков по предмету «Ручной труд» в «Программе» рекомендуется использовать психотерапевтические технологии, доступные учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Основное внимание при этом обращается на то, что учащиеся систематически в течение всех лет обучения активно взаимодействуют с предметами труда и средствами труда, а также с окружающей средой
Слайд 39Ручной труд
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Упражнения с пластичными материалами.
Упражнения
со строительными материалами.
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для
изготовления поделок
материалами.
Десятый-двенадцатый класс: образовательная деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности с учащимися
Слайд 40Пояснительная записка к предметам , изучаемым
в десятом —двенадцатом классах
В ходе обучения в десятом—двенадцатом классах
обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а также в досуговой деятельности учащихся.
В десятом—двенадцатом классах все уроки проводятся на интегративной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка и движение», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. В обучении используются деловые (сюжетно-дидактические) игры по социально-бытовой тематике, хозяйственно-бытовой труд, включающий задания с содержанием, направленным на социально-бытовую ориентацию учащихся, а в целом на их социализацию.
Слайд 41
Выбор тем для проектов и деловых сюжетно-дидактических игр ориентирован на
социализацию учащихся и отражает различные стороны человеческого
бытия:
явления нравственной жизни подростка
и окружающих его сверстников и взрослых (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);
явления окружающей природы («Природный мир, который меня окружает» и др.);
мир искусства и техники («Дни театра», «Цирк», «Разнообразный мир часов» и др.);
традиционные для семьи, общества и государства, праздничные события (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
представления о профессиях людей и местах их работы, о местах хозяйственного, торгового и бытового назначения («Почта», «Ателье и магазин сувениров», «В супермаркете» и др.);
события, формирующие чувство гражданской принадлежности учащегося, правила его безопасной жизнедеятельности (День защитника Отечества, «Мой город», «Дорожная и пожарная грамота» и др.).
Слайд 42Проектная деятельность
на основе интеграции уроков по предметам
П р о е
к т « С е м ь я » 10
класс
Содержание проекта:
— сюжетно-ролевая игра «Семья» (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
— рассматривание картин, фотографий семей учащихся, отражающих их совместный отдых, труде родителей и пр. (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
— изготовление фоторамок и помещение в них фотографий семей учащихся (уроки по предмету «Ручной труд»);
— вязание крючком кухонных прихваток, изготовление салфеток для украшения дома, выставка работ учащихся, конкурс на лучшее изделие (уроки по предмету «Ручной труд»);
— чтение (в том числе пиктографическое) текстов, заучивание стихотворений о членах семьи, о совместном активном отдыхе, о безопасном поведении дома и т. п. (уроки по предметам «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ»);
— спортивные игры, двигательные упражнения в соответствии с психофизическими возможностями учащихся (уроки по предмету «Адаптивная физическая культура»).
Итоговое мероприятие: праздник «Мама, папа, я — спортивная семья».
Слайд 43Проектная деятельность
на основе интеграции уроков по предметам
П р о е
к т « М о й г о р о
д » 11 класс
Содержание проекта:
— дидактические игры о скверах и парках, рассматривание иллюстраций, картин, изображающих скверы и парки в разное время года, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», составление рассказов о природе, описательных рассказов по картинам и фотографиям (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», занятия коррекционно-образовательной области);
— изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги, оформление альбомов с иллюстрациями о природе родного края (уроки по предметам «Ручной труд», «Математические представления и конструирование»);
— рисование (обводка) объектов природы, письмо, пиктографическое письмо (копирование) предложений, коротких текстов об объектах природы (уроки по предмету «Графика и письмо»);
— правила безопасного поведения в парке (безопасность окружающих объектов, встреча с незнакомыми людьми и пр.) (уроки по предметам «Здоровье и ОБЖ», «СБО»);
— подвижные игры и занятия спортом на свежем воздухе (уроки по предмету «Адаптивная физическая культура»).
Итоговое мероприятие: игра «Телевизионная передача
«Природа моего города»».
Слайд 44Проектная деятельность
на основе интеграции уроков по предметам
П р о е
к т « Дом , в котором я ж и
в у » 12 класс
Содержание проекта:
— рассматривание картин, иллюстраций, доступных для восприятия учащихся, с видами интерьеров, с изображением предметов мебели (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
— чтение (пиктографическое) инструкций по использованию бытовых предметов, моющих средств (уроки по предметам «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ», «СБО»);
— рисование (обводка), раскрашивание, аппликация на тему «Дом, в котором я живу» (уроки по предмету «Графика и письмо»);
— изготовление подарков для гостей (поделки из природного материала, ткани, ниток, бумаги), украшений к празднику (уроки по предметам «Ручной труд», «Математические представления и конструирование»);
— рисование приглашений и написание (копирование) на них текстов приглашения и адреса проведения мероприятия (уроки по предметам «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование»);
— разучивание (повторение) песен, танцев, хороводов, гимнастических упражнений (уроки по предметам «Адаптивная физическая культура», «Музыка и движение»);
— приготовление праздничного угощения (выпечка печенья, пирожков), закупка продуктов в магазине, правила поведения при встрече гостей, сервировка стола (уроки по предметам «СБО», «Ручной труд», «Математические представления и конструирование») и др.
Итоговое мероприятие: праздник «Новоселье».