Слайд 1ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
Подготовили: Султанова Арина
Гасымова Сабина
Бабамурадова Умида
ПО_ФО 1803
Слайд 2АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА НАУЧЕНИЯ
Психологические понятия - научение, обучение, учение описывают широкий круг явлений,
связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта
с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.
Когда речь идет о научении, то исследователь имеет в виду такие аспекты этого процесса как:
постепенность изменения;
роль упражнения;
специфику научения по сравнению с врожденными особенностями индивида.
Обычно термины обучение и учение обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, а термин "научение" описывает исам процесс, и его результат.
Итак, научение (обучение, учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.
Слайд 3Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:
Всякое поведение
усваивается в процессе научения.
В целях соблюдения научной строгости при проверке
гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от «внутренних» переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), которыми манипулировать нельзя.
Слайд 4Закономерности изучения
Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение.
Закон эффекта:
поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и
поэтому будет повторяться.
Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок.
Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности - тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона «эффект края». U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется «позиционной кривой».
Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.
Слайд 5Три основные теории научения
теория классического обусловливания И.П. Павлова;
теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера;
теория
социального научения А. Бандуры.
Слайд 6Условный рефлекс. И.П.Павлов
В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел
серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. У голодной
собаки при виде еды выделяется слюна. Во время каждого кормления звучал звонок, и в конце концов слюна у собаки начинала выделяться при одном только звуке, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. Выделение слюны при виде пищи - это безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку - результат научения, или условный рефлекс. Открытие Павлова, названное классическим обусловливанием, оставило столь глубокий след в психологии, что выработка условного рефлекса стала едва ли не синонимом научения. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области (генерализация); с другой стороны, можно выработать способность тонко различать (дифференцировать) сходные стимулы.
Слайд 7Оперантный бихевиоризм. Б.Скиннер
Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил
в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное,
второй тип обусловливания - оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия ("операции") организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.
Слайд 8Теория социального научения. А.Бандура
Альберт Бандура - наиболее известный представитель теоретиков
социального научения, основное внимание уделял феномену научения через наблюдение. Научение
через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Процесс сохранения, вовлеченный в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Моторно-репродуктивные процессы - это перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Мотивационный процесс касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек, скорее всего, обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение
Слайд 9ГЛОССАРИЙ
Научение - (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления
поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур,
которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.
Генерализация - условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель (страх, возникший на конкретную собаку, затем распространяется на всех собак).
Дифференцировка - специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления (например, дифференцировка реакций на круг и эллипс).
Классическое обусловливание - это процесс, открытый И.П. Павловым, благодаря которому первоначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию из-за своей ассоциативной связи со стимулом, автоматически порождающим ту же самую или похожую реакцию.
Оперантное обусловливание - то процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции.
Слайд 10Список литературы и интернет ресурсов
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии
развития. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.
Скиннер Б. Оперантное поведение //
История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 60-82.
https://www.psychologos.ru/articles/view/teorii-naucheniya