Слайд 1Пропедевтика внутренних болезней
Введение
Слайд 2Вводная лекция
1.Понятие о предмете
2.Составные части пропедевтики
3.Симптом и синдром
4.Отечественные ученые -
создатели российской терапевтической Школы
5.Структура диагностического поиска
6.История кафедры пропедевтики внутренних болезней
РостГМУ
Слайд 3ПРОПЕДЕВТИКА
(греч. propaideio - предваряю) - сокращенное изложение какой-либо науки в
систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий
более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины.
Толковый словарь русского языка
С.И.Ожегова
Слайд 4Пропедевтика
внутренних болезней
Пропедевтика предполагает обучение
методам клинического обследования больного
семиотике болезней
формирование клинического
мышления у обучаемых
Нозологические формы болезней освещаются лишь в самом общем
виде.
Воспитание профессиональных черт личности врача на основе медицинской деонтологии
Принцип обучения пропедевтике предполагает
изложение курса диагностики
частной патологии
Слайд 5
Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит
Диагностика как научная дисциплина
направлена на изучение 3-х основных разделов
методов исследования больного - врачебной
диагностической техники
диагностического значения симптомов - семиологии (семиотика, симптоматология)
особенностей мышления при распознавании заболевания - общей методики диагноза
Слайд 6Григорий Антонович Захарьин,
«...пропедевтическая клиника есть собственно практическая семиотика, т.е.
ознакомление слушателей с признаками болезней и группой признаков в действительности».
Слайд 7Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней
Некоторые необходимые условия диагностики (В.Х.Василенко)
знание
симптоматологии нозологических форм
хорошее владение методами и техникой непосредственного клинического исследования
понимание
патогенеза каждого симптома
умение или стремление обнаружить взаимную связь симптомов
учёт особенностей пациента
знание диагностической ценности дополнительных методов клинического исследования
Слайд 8Симпто́м
от греч. σύμπτομα — случай, совпадение, признак — один отдельный
признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо
процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного
Слайд 9Симптомы
По способу выявления симптомы делят на
субъективные - ощущения больного (боль,
тошнота и др.), являющиеся отражением в сознании объективных изменений в
его организме
объективные - проявления заболевания, обнаруживаемые при исследовании больного врачом (желтуха, увеличенная печень и др.)
Слайд 10Симптом
По диагностическому значению симптомы делят на
неспецифические - встречающиеся при многих
заболеваниях (слабость, нарушение сна)
специфические - указывают на высокую степень вероятности
правильного распознавания болезни (хрипы в лёгких после уточнения их особенностей)
патогномоничные - наблюдающиеся только при одном заболевании (кристаллы мочевой кислоты в содержимом тофусов при подагре)
По срокам выявления - на ранние и поздние
Слайд 11Синдром
Синдром (греч. syndrome - стечение, скопление) - устойчивая совокупность ряда
симптомов с единым патогенезом
Различают простые и сложные (большие) синдромы
Слайд 12Диагностика болезней
и развитие медицины
Гиппократ ( 460-377гг.до н.э.) – представитель
Косской школы Древней Греции.
Гиппократ для диагностики заболеваний пользовался «взглядом,
осязанием, слухом, обонянием и вкусом» и впервые при лечении применил наблюдение у постели больного. Он выслушивал хрипы в легких, шум трения плевры, применял пальпацию печени и селезенки.
Слайд 13«Первое надобно познать болезнь, ибо познание болезни уже половина лечения»
М.Я.
Мудров
Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
II этап – Физикальное (объективное)
исследование больного
III этап – Дополнительные методы
Слайд 14 создатель русской терапевтической школы
впервые ввел в клинику опрос
больного
разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни
основоположник
профилактического направления
Матвей Яковлевич Мудров
(1776-1831
Слайд 15Лечить не болезнь, а больного
Я намерен сообщить Вам новую истину,
которой многие не поверят и которую может быть не все
из Вас постигнут. Врачевание не состоит в лечении болезни. Врачевание состоит в лечении больного.
Каждый больной по различию сложения своего требует особого лечения, хотя болезнь одна и та же.
Слово о способе учить и уччиться медицине практической , Москва, 1820. М.Я.Мудров
Слайд 16«Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и
этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту искусства» (Юшар).
детально разработал анамнестический метод
диагностики
описал зоны повышенной чувствительности кожи
ввел комплексный метод лечения
Григорий Антонович
Захарьин (1829-1897)
Слайд 17Василий Парменович
Образцов (1849-1920)
создал и обосновал метод скользящей. глубокой пальпации
органов брюшной полости
предложил метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной
полостей
совместно с Н.Д.Стражеско исчерпывающе описал клиническую картину тромбоза коронарных артерий
Слайд 18Сергей Петрович
Боткин
русский врач-терапевт и общественный деятель
создал учение об
организме как о едином целом, подчиняющемся воле
Участник Крымской (1855) и
русско-турецкой (1877) войн
Отстаивая принцип бесплатного лечения
Слайд 20Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
Жалобы
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Первичная диагностическая гипотеза
Слайд 21Жалобы
«Первые вопросы должны относится к
главнейшим патологическим явлениям,
наблюдаемым у больного
в данное время,
затем мы пополняет все предшествующее
исследование распросами о
состоянии
различных физиологических отправлений, причем держимся известного порядка»
«Курс клиники внутренних болезней», Москва, 1867
Боткин С.П..
Слайд 22I этап – Расспрос
На что жалуетесь?
Жалобы
Главные жалобы
Общие жалобы
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Первичная
диагностическая гипотеза
Слайд 23Оценка жалоб
жалобы больного и данные анамнеза нехарактерны ни для какого
определенного заболевания ( как правило, так называемые общие симптомы: слабость,
утомляемость, снижение аппетита, массы тела, и т.д.)
сделать определенный диагностический вывод после I этапа не представляется возможным
Слайд 24Оценка жалоб
описанные больным симптомы встречаются при самых различных заболеваниях, в
связи с чем после I этапа диагностического поиска можно лишь
наметить круг заболеваний, в который входит заболевание данного больного
диагноз в этом случае может быть поставлен лишь после II или даже III этапа диагностического поиска
Слайд 25Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
Жалобы
Анамнез заболевания
Начало заболевания
Когда появились первые
симптомы
Начало внезапное или постепенное
С чем связывает начало заболевания
Характер течения заболевания
Последовательность
возникновения симптомов
Частота обострений (при хроническом течении)
Появление осложнений
Проводимое лечение и его эффективность
Анамнез жизни
Первичная диагностическая гипотеза
Слайд 26«Расспрос о настоящем начинается с осведомления о важнейших условиях, в
которых живет больной и об образе жизни!»
Г.А.Захарьин
Слайд 27Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
Жалобы
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Состояние здоровья в
детские годы
Перенесённые заболевания в хронологическом порядке
Неблагоприятные условия труда, вредности
Жилищно-бытовые условия
Наследственность
Вредные
привычки: курение, алкоголь
Медикаментозная и другие аллергии
Эпидемиологический анамнез
Гинекологический анамнез
Страховой анамнез
Первичная диагностическая гипотеза
Слайд 28« Собравши материал от больного о его расстройствах со стороны
главных систем … мы ставим предварительный диагноз болезни, который должен
быть покрыт объективным исследованием. Этот проект диагноза, конечно, ни к чему не обязывает, но он служит руководящей нитью при объективном исследовании»
В.П.Образцов, клинические лекции
Слайд 29Ближе к больному человеку!
II этап – Физикальное (объективное) исследование больного
Общий
осмотр
Исследование по системам
(дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.)
Осмотр
Пальпация
Перкуссия
Аускультация
Предварительный диагноз
Слайд 30Второй этап
диагностического поиска
Симптомы выявленные при непосредственном исследовании:
1. обусловлены самим
заболеванием
2. реакцией органов и систем на имеющееся заболевание
3. проявлением
осложнений болезни.
Слайд 31Выводы после II этапа
(с учетом выводов I этапа)
1.
диагноз может быть сформулирован
2. круг заболеваний, очерченный после I этапа,
существенно сужается
3. по-прежнему нет никакой определенной диагностической концепции, в связи с чем заключение о диагнозе будет отложено до III этапа
Слайд 32Второй этап
диагностического поиска
Объем информации колеблется в широких пределах: от
патогномоничных признаков до отсутствия патологических симптомов
Не обнаружение изменений не
означает, что у больного нет болезни
Может свидетельствовать о доброкачественном течении заболевания или о ремиссии
Слайд 33Этапы
диагностического поиска
III этап – Дополнительные методы
Лабораторные методы исследования
Инструментальные методы
исследования
Консультации специалистов
Клинический диагноз
Слайд 34Выводы после III этапа
1. диагноз подтверждается
2. неопределенная диагностическая концепция двух
предыдущих этапов реализуется в четкий диагноз
3. диагноз остается неясным, требуется
диагностическое хирургическое вмешательство или длительное динамическое наблюдение больного с обязательным выполнением ряда лабораторно-инструментальных исследований
Слайд 35Этапы
диагностического поиска
Первичная диагностическая гипотеза
Предварительный диагноз
Клинический диагноз
Слайд 36Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней
Диагноз - краткое врачебное заключение
о сущности заболевания и состояния больного, выраженное в медицинских терминах
Слайд 37«Какие цели должно преследовать клиническое преподавание?
Чтобы слушатели делались практическими деятелями
как можно скорее и как можно совершеннее..»
Г.А.Захарьин