Разделы презентаций


Пропедевтика внутренних болезней Введение

Содержание

Вводная лекция1.Понятие о предмете2.Составные части пропедевтики3.Симптом и синдром4.Отечественные ученые - создатели российской терапевтической Школы5.Структура диагностического поиска6.История кафедры пропедевтики внутренних болезней РостГМУ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Пропедевтика внутренних болезней Введение

Пропедевтика внутренних болезней Введение

Слайд 2Вводная лекция
1.Понятие о предмете
2.Составные части пропедевтики
3.Симптом и синдром
4.Отечественные ученые -

создатели российской терапевтической Школы
5.Структура диагностического поиска
6.История кафедры пропедевтики внутренних болезней

РостГМУ
Вводная лекция1.Понятие о предмете2.Составные части пропедевтики3.Симптом и синдром4.Отечественные ученые - создатели российской	 терапевтической Школы5.Структура диагностического поиска6.История кафедры

Слайд 3ПРОПЕДЕВТИКА
(греч. propaideio - предваряю) - сокращенное изложение какой-либо науки в

систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий

более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины.
Толковый словарь русского языка
С.И.Ожегова
ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideio - предваряю) - сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс

Слайд 4Пропедевтика внутренних болезней
Пропедевтика предполагает обучение
методам клинического обследования больного
семиотике болезней
формирование клинического

мышления у обучаемых
Нозологические формы болезней освещаются лишь в самом общем

виде.
Воспитание профессиональных черт личности врача на основе медицинской деонтологии
Принцип обучения пропедевтике предполагает
изложение курса диагностики
частной патологии
Пропедевтика  внутренних болезнейПропедевтика предполагает обучениеметодам клинического обследования больногосемиотике болезнейформирование клинического мышления у обучаемыхНозологические формы болезней освещаются

Слайд 5 Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит
Диагностика как научная дисциплина

направлена на изучение 3-х основных разделов
методов исследования больного - врачебной

диагностической техники
диагностического значения симптомов - семиологии (семиотика, симптоматология)
особенностей мышления при распознавании заболевания - общей методики диагноза
Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит Диагностика как научная дисциплина направлена на изучение 3-х основных

Слайд 6Григорий Антонович Захарьин,
«...пропедевтическая клиника есть собственно практическая семиотика, т.е.

ознакомление слушателей с признаками болезней и группой признаков в действительности».


Григорий Антонович Захарьин, «...пропедевтическая клиника есть собственно практическая семиотика, т.е. ознакомление слушателей с признаками болезней и группой

Слайд 7Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней
Некоторые необходимые условия диагностики (В.Х.Василенко)
знание

симптоматологии нозологических форм
хорошее владение методами и техникой непосредственного клинического исследования
понимание

патогенеза каждого симптома
умение или стремление обнаружить взаимную связь симптомов
учёт особенностей пациента
знание диагностической ценности дополнительных методов клинического исследования
Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезнейНекоторые необходимые условия диагностики (В.Х.Василенко)знание симптоматологии нозологических формхорошее владение методами и техникой

Слайд 8Симпто́м
от греч. σύμπτομα — случай, совпадение, признак — один отдельный

признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо

процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного

Симпто́мот греч. σύμπτομα — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния

Слайд 9Симптомы
По способу выявления симптомы делят на
субъективные - ощущения больного (боль,

тошнота и др.), являющиеся отражением в сознании объективных изменений в

его организме
объективные - проявления заболевания, обнаруживаемые при исследовании больного врачом (желтуха, увеличенная печень и др.)
СимптомыПо способу выявления симптомы делят насубъективные - ощущения больного (боль, тошнота и др.), являющиеся отражением в сознании

Слайд 10Симптом
По диагностическому значению симптомы делят на
неспецифические - встречающиеся при многих

заболеваниях (слабость, нарушение сна)
специфические - указывают на высокую степень вероятности

правильного распознавания болезни (хрипы в лёгких после уточнения их особенностей)
патогномоничные - наблюдающиеся только при одном заболевании (кристаллы мочевой кислоты в содержимом тофусов при подагре)

По срокам выявления - на ранние и поздние
СимптомПо диагностическому значению симптомы делят нанеспецифические - встречающиеся при многих заболеваниях (слабость, нарушение сна)специфические - указывают на

Слайд 11Синдром
Синдром (греч. syndrome - стечение, скопление) - устойчивая совокупность ряда

симптомов с единым патогенезом

Различают простые и сложные (большие) синдромы

СиндромСиндром (греч. syndrome - стечение, скопление) - устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезомРазличают простые и сложные

Слайд 12Диагностика болезней и развитие медицины
Гиппократ ( 460-377гг.до н.э.) – представитель

Косской школы Древней Греции.
Гиппократ для диагностики заболеваний пользовался «взглядом,

осязанием, слухом, обонянием и вкусом» и впервые при лечении применил наблюдение у постели больного. Он выслушивал хрипы в легких, шум трения плевры, применял пальпацию печени и селезенки.

Диагностика болезней  и развитие медициныГиппократ ( 460-377гг.до н.э.) – представитель Косской школы Древней Греции. Гиппократ для

Слайд 13«Первое надобно познать болезнь, ибо познание болезни уже половина лечения» М.Я.

Мудров

Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
II этап – Физикальное (объективное)

исследование больного
III этап – Дополнительные методы

«Первое надобно познать болезнь, ибо познание болезни уже половина лечения» М.Я. МудровЭтапы диагностического поискаI этап – РасспросII

Слайд 14 создатель русской терапевтической школы
впервые ввел в клинику опрос

больного
разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни
основоположник

профилактического направления

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831

создатель русской терапевтической школы впервые ввел в клинику опрос больного разработал схему клинического исследования и ведения

Слайд 15Лечить не болезнь, а больного
Я намерен сообщить Вам новую истину,

которой многие не поверят и которую может быть не все

из Вас постигнут. Врачевание не состоит в лечении болезни. Врачевание состоит в лечении больного.
Каждый больной по различию сложения своего требует особого лечения, хотя болезнь одна и та же.

Слово о способе учить и уччиться медицине практической , Москва, 1820. М.Я.Мудров
Лечить не болезнь, а больногоЯ намерен сообщить Вам новую истину, которой многие не поверят и которую может

Слайд 16«Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и

этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту искусства» (Юшар).
детально разработал анамнестический метод

диагностики
описал зоны повышенной чувствительности кожи
ввел комплексный метод лечения

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897)

«Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту искусства» (Юшар).детально

Слайд 17Василий Парменович Образцов (1849-1920)
создал и обосновал метод скользящей. глубокой пальпации

органов брюшной полости
предложил метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной

полостей
совместно с Н.Д.Стражеско исчерпывающе описал клиническую картину тромбоза коронарных артерий
Василий Парменович  Образцов (1849-1920) создал и обосновал метод скользящей. глубокой пальпации органов брюшной полостипредложил метод непосредственной

Слайд 18Сергей Петрович Боткин
русский врач-терапевт и общественный деятель
создал учение об

организме как о едином целом, подчиняющемся воле
Участник Крымской (1855) и

русско-турецкой (1877) войн
Отстаивая принцип бесплатного лечения

Сергей Петрович  Боткин  русский врач-терапевт и общественный деятельсоздал учение об организме как о едином целом,

Слайд 20Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
Жалобы
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Первичная диагностическая гипотеза

Этапы диагностического поискаI этап – РасспросЖалобыАнамнез заболеванияАнамнез жизниПервичная диагностическая гипотеза

Слайд 21Жалобы
«Первые вопросы должны относится к
главнейшим патологическим явлениям,
наблюдаемым у больного

в данное время,
затем мы пополняет все предшествующее
исследование распросами о

состоянии
различных физиологических отправлений, причем держимся известного порядка»
«Курс клиники внутренних болезней», Москва, 1867
Боткин С.П..
Жалобы«Первые вопросы должны относится кглавнейшим патологическим явлениям, наблюдаемым у больного в данное время, затем мы пополняет все

Слайд 22I этап – Расспрос
На что жалуетесь?
Жалобы
Главные жалобы
Общие жалобы
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Первичная

диагностическая гипотеза

I этап – РасспросНа что жалуетесь?ЖалобыГлавные жалобыОбщие жалобыАнамнез заболеванияАнамнез жизниПервичная диагностическая гипотеза

Слайд 23Оценка жалоб
жалобы больного и данные анамнеза нехарактерны ни для какого

определенного заболевания ( как правило, так называемые общие симптомы: слабость,

утомляемость, снижение аппетита, массы тела, и т.д.)
сделать определенный диагностический вывод после I этапа не представляется возможным
Оценка жалобжалобы больного и данные анамнеза нехарактерны ни для какого определенного заболевания ( как правило, так называемые

Слайд 24Оценка жалоб
описанные больным симптомы встречаются при самых различных заболеваниях, в

связи с чем после I этапа диагностического поиска можно лишь

наметить круг заболеваний, в который входит заболевание данного больного
диагноз в этом случае может быть поставлен лишь после II или даже III этапа диагностического поиска
Оценка жалобописанные больным симптомы встречаются при самых различных заболеваниях, в связи с чем после I этапа диагностического

Слайд 25Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
Жалобы
Анамнез заболевания
Начало заболевания
Когда появились первые

симптомы
Начало внезапное или постепенное
С чем связывает начало заболевания
Характер течения заболевания
Последовательность

возникновения симптомов
Частота обострений (при хроническом течении)
Появление осложнений
Проводимое лечение и его эффективность
Анамнез жизни
Первичная диагностическая гипотеза
Этапы диагностического поискаI этап – РасспросЖалобыАнамнез заболеванияНачало заболеванияКогда появились первые симптомыНачало внезапное или постепенноеС чем связывает начало

Слайд 26«Расспрос о настоящем начинается с осведомления о важнейших условиях, в

которых живет больной и об образе жизни!»


Г.А.Захарьин

«Расспрос о настоящем начинается с осведомления о важнейших условиях, в которых живет больной и об образе жизни!»

Слайд 27Этапы диагностического поиска
I этап – Расспрос
Жалобы
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Состояние здоровья в

детские годы
Перенесённые заболевания в хронологическом порядке
Неблагоприятные условия труда, вредности
Жилищно-бытовые условия
Наследственность
Вредные

привычки: курение, алкоголь
Медикаментозная и другие аллергии
Эпидемиологический анамнез
Гинекологический анамнез
Страховой анамнез
Первичная диагностическая гипотеза
Этапы диагностического поискаI этап – РасспросЖалобыАнамнез заболеванияАнамнез жизниСостояние здоровья в детские годыПеренесённые заболевания в хронологическом порядкеНеблагоприятные условия

Слайд 28« Собравши материал от больного о его расстройствах со стороны

главных систем … мы ставим предварительный диагноз болезни, который должен

быть покрыт объективным исследованием. Этот проект диагноза, конечно, ни к чему не обязывает, но он служит руководящей нитью при объективном исследовании»

В.П.Образцов, клинические лекции
« Собравши материал от больного о его расстройствах со стороны главных систем … мы ставим предварительный диагноз

Слайд 29Ближе к больному человеку!
II этап – Физикальное (объективное) исследование больного
Общий

осмотр
Исследование по системам (дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.)
Осмотр
Пальпация
Перкуссия
Аускультация
Предварительный диагноз

Ближе к больному человеку!II этап – Физикальное (объективное) исследование больногоОбщий осмотрИсследование по системам (дыхания, кровообращения, пищеварения и

Слайд 30Второй этап диагностического поиска
Симптомы выявленные при непосредственном исследовании:
1. обусловлены самим

заболеванием
2. реакцией органов и систем на имеющееся заболевание
3. проявлением

осложнений болезни.
Второй этап  диагностического поискаСимптомы выявленные при непосредственном исследовании:1. обусловлены самим заболеванием2. реакцией органов и систем на

Слайд 31Выводы после II этапа (с учетом выводов I этапа)
1.

диагноз может быть сформулирован
2. круг заболеваний, очерченный после I этапа,

существенно сужается
3. по-прежнему нет никакой определенной диагностической концепции, в связи с чем заключение о диагнозе будет отложено до III этапа
Выводы после II этапа  (с учетом выводов I этапа) 1. диагноз может быть сформулирован2. круг заболеваний,

Слайд 32Второй этап диагностического поиска
Объем информации колеблется в широких пределах: от

патогномоничных признаков до отсутствия патологических симптомов
Не обнаружение изменений не

означает, что у больного нет болезни
Может свидетельствовать о доброкачественном течении заболевания или о ремиссии

Второй этап  диагностического поискаОбъем информации колеблется в широких пределах: от патогномоничных признаков до отсутствия патологических симптомов

Слайд 33Этапы диагностического поиска
III этап – Дополнительные методы
Лабораторные методы исследования
Инструментальные методы

исследования
Консультации специалистов
Клинический диагноз

Этапы  диагностического поискаIII этап – Дополнительные методыЛабораторные методы исследованияИнструментальные методы исследованияКонсультации специалистовКлинический диагноз

Слайд 34Выводы после III этапа
1. диагноз подтверждается 2. неопределенная диагностическая концепция двух

предыдущих этапов реализуется в четкий диагноз
3. диагноз остается неясным, требуется

диагностическое хирургическое вмешательство или длительное динамическое наблюдение больного с обязательным выполнением ряда лабораторно-инструментальных исследований
Выводы после III этапа1. диагноз подтверждается 2. неопределенная диагностическая концепция двух предыдущих этапов реализуется в четкий диагноз3.

Слайд 35Этапы диагностического поиска

Первичная диагностическая гипотеза
Предварительный диагноз
Клинический диагноз

Этапы  диагностического поискаПервичная диагностическая гипотезаПредварительный диагнозКлинический диагноз

Слайд 36Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней
Диагноз - краткое врачебное заключение

о сущности заболевания и состояния больного, выраженное в медицинских терминах

Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезнейДиагноз - краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состояния больного, выраженное

Слайд 37«Какие цели должно преследовать клиническое преподавание?
Чтобы слушатели делались практическими деятелями

как можно скорее и как можно совершеннее..»

Г.А.Захарьин

«Какие цели должно преследовать клиническое преподавание?Чтобы слушатели делались практическими деятелями как можно скорее и как можно совершеннее..»Г.А.Захарьин

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика