Слайд 1Пространство свободы, безопасности и правосудия
Слайд 2Сам термин ПСБП (Пространство свободы, безопасности и правосудия) был впервые
введен в учредительные акты ЕС в качестве но-
веллы Амстердамского договора
1997 г. Идея создания пространства свободы ,
безопасности и правосудия приписывается Нидерландам, представившим кон-
цепцию на межправительственной конференции, готовившей проект Амстер-
дамского договора.
Слайд 3Пространство свободы , безопасности и правосудия (далее - ПСБП ) объ-
единяет направления
сотрудничества, которые не являются в прямом смысле
частью экономической или политической
интеграции, но могут быть обозначе-
ны как правовая интеграция, целью которой является устранение границ не
только между государствами, но и между национальными правовыми система-
ми. Открытие внутренних границ компенсируется за счет пограничного кон-
троля на внешних границах, другие направления сотрудничества призваны
обеспечить единство правового режима в рамках ПСБП по вопросам, косвенно
связанным с передвижением лиц (иммиграционная политика, предоставление
убежища, судебная защита, уголовное преследование).
Непосредственно предмет правового регулирования ПСПБ представляет
собой совокупность сфер сотрудничества ЕС и государств-членов, которые
призваны облегчить свободное передвижение лиц, при этом обеспечивая без-
опасность
Слайд 4Институциональное сотрудничество.
ПСПБ относится к сфере совместной компетенции ЕС и его
государств-
членов. Это означает, что до тех пор, пока Союз не
регулирует соответствую-
щие вопросы, государства регулируют их самостоятельно, но правовые акты
ЕС имеют верховенство над национальными актами государств, и последние не
должны заключать международные договоры, противоречащие нормам ЕС.
Механизм принятия решений в сфере ПСБП сохраняет ряд особенностей,
в т.ч. предусматривает процедуру урегулирования спорных вопросов на уровне
Европейского совета и возможность установления продвинутого сотрудниче-
ства, если проект не может быть принят всеми государствами ЕС. Определен-
ная роль в сфере ПСБП отводится национальным парламентам государств-
членов, которые наделены полномочиями по контролю за соблюдением прин-
ципов субсидиарности и пропорциональности, а также вправе представлять
возражения и даже в отдельных случаях блокировать принятие правовых актов.
Правовое регулирование в рамках ПСБП осуществляется в рамках дея-
тельности главных органов ЕС и специальных учреждений.
Европейский совет определяет стратегические направле-
ния законотворческого и оперативного планирования в рамках ПСБП . Этому
органу также отводится роль примирительного политического органа в случае
блокирования отдельным государством принятия решений в ряде случаев.
Непосредственно в нормотворческом процессе, т.е. в процессе принятия
регламентов, директив и решений, участвуют Европейский парламент, Совет и
Комиссия, причем их роль различна в зависимости от предмета регулирования
Слайд 5В ст.67 Договора о функционировании ЕС закреплены следующие характеристики ПСБП :
1.
ЕС представляет собой Пространство свободы , безопасности и правосудия, в котором
уважаются основные права и различные правовые системы и
традиции государств-членов.
2. Союз обеспечивает отсутствие контроля в отношении лиц на внутренних границах и определяет рамки общей политики в отношении убежища, иммиграции и контроля на внешних границах, основанной на солидарности государств-членов, которая является справедливой по отношению к гражданам третьих государств. Апатриды приравниваются к гражданам третьих государств.
3. Союз стремится обеспечить высокий уровень безопасности посред-
ством мер по предотвращению и борьбе с преступностью, расизмом и ксенофо-
бией и посредством мер по координации и сотрудничеству между полицейски-
ми и судебными органами и другими компетентными органами, а также посредством взаимного признания судебных решений по уголовным делам и при
необходимости посредством сближения уголовного законодательства.
4. Союз облегчает доступ к правосудию , в частности посредством прин-
ципа взаимного признания судебных и внесудебных решений по гражданским
делам.
Слайд 6Правовое Регулирование:
1)правовое регулирование обеспечения свободного передвижения лиц в пространстве свободы,
безопасности и правосудия;
2)правовое регулирование сотрудничества в сфере визовой политики;
3)правовое регулирование
сотрудничества в сфере иммиграции и предоставления убежища;
4)правовое регулирование полицейского и судебного сотрудничества;
5)правовое регулирование сотрудничества государств по борьбе с преступностью.
Слайд 7Предмет правового регулирования ПСБП включает в себя 4 основ-
ные (первичные)сферы
регулирования:
1) контроль на границах, убежище и иммиграция ;
2) судебное сотрудничество
по гражданским делам;
3) судебное сотрудничество по уголовным делам;
4) полицейское сотрудничество.
Ко вторичным источникам правового регулирования ПСБП относятся:
1) правовые акты, принимаемые органами ЕС в рамках их компетенции (директивы, регламенты и решения);
2)конвенции и международные соглашения по вопросам регулирования ПСБП.
Слайд 8Руководящие указания для политики в отношениях с не входящими в
ЕС странами: географические приоритеты и задачи :
установление географических приоритетов в
рамках политики расширения ЕС, развития и внешних сношений в соответствии с особыми взаимоотношениями ЕС с определенными регионами и не входящими в ЕС странами;
целесообразные стратегии для выработки индивидуальных подходов к реагированию на конкретные ситуации в отдельных странах и регионах;
гибкость стратегического планирования, чтобы обеспечить гибкость в отношении приоритетов;
"межопорная" координация: внешнеполитические действия в области правосудия, свободы и безопасности часто относятся к различным сферам компетенции Европейского Сообщества, общей внешней политики и политики в области безопасности или сотрудничества полицейских и судебных структур, а это означает, что необходимо тесное сотрудничество между Советом ЕС и Еврокомиссией, чтобы обеспечить согласованность внешнеполитических действий ЕС;
партнерство с не входящими в ЕС странами в политике расширения ЕС, внешних сношений и развития в области правосудия, свободы и безопасности;
актуальность и целесообразность внешнеполитических действий, т.е. установление связи между внешней и внутренней деятельностью, относящейся к пространству свободы, безопасности и правосудия;
получение "добавленной стоимости" за счет регулярного обмена информацией между Еврокомиссией и странами-членами по деятельности, которая проводится в странах, не входящих в ЕС;
сопоставительный анализ: все действия должны включать механизмы анализа для оценки прогресса, достигнутого в странах, не входящих в ЕС и соответствия этих действий заявленным целям.
Слайд 9Реализация стратегии
В распоряжении ЕС имеется широкий круг инструментов для
применения индивидуального подхода к внешнему сотрудничеству в зависимости от ситуации
в каждой отдельной стране:
двусторонние соглашения (например, по взаимной правовой помощи и экстрадиции, по выдаче виз);
процесс расширения ЕС, который включает приоритеты в области правосудия, свободы и безопасности;
политика соседства ЕС (PEV) и соответствующий план действий;
программы внешней помощи (CARDS, TACIS, MEDA);
региональное сотрудничество, например, встречи "Азия - Европа" (ASEM);
индивидуальные схемы, такие как сотрудничество с Соединенными Штатами, в рамках которого вопросы правосудия, свободы и безопасности охватываются новой трансатлантической повесткой дня.
Слайд 10Чтобы способствовать реализации этой стратегии, Еврокомиссия устанавливает приоритеты и определяет
целесообразные средства для осуществления мер в рамках своих полномочий и
обязанностей, а также регулярно контролирует их реализацию. Совет ЕС анализирует достигнутый прогресс и приоритеты.
Эффективность и последовательность стратегии необходимо повышать за счет:
координации действий географических рабочих групп Совета ЕС и групп, занимающихся вопросами ПСБ. Важную роль в этом отношении должен сыграть Coreper (Комитет постоянных представителей);
последовательности внешних действий ЕС;
быстрого реагирования на неотложные потребности или новые угрозы;
повышения роли ЕС в международных организациях;
регионального сотрудничества по вопросам правосудия, свободы и безопасности
Слайд 11На сегодняшний день Еврокомиссия оценивает стабильность свободы безопасности и правосудия
в Европейском Союзе и достигнутый прогресс для внешнего измерения свободы,
безопасности и правосудия. Она отмечает, что отношения со странами, не входящими в ЕС, развиваются и что был достигнут прогресс по ряду вопросов (миграция, защита фундаментальных прав, борьба с терроризмом и торговлей наркотиками).
Подготовила Трапянок Оксана