Слайд 1Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних
Выполнила Ляшенко Наталья, группа 550771
Слайд 2Психобиологические предпосылки асоциального поведения имеют специфические отличительные особенности как по
своей природе, так и по тем мерам превентивного характера, которые
должны приниматься к ним с целью профилактики асоциальных отклонений.
В зависимости от характера профилактических мер можно выделить следующие относительно самостоятельные группы неблагоприятно характеризующихся индивидных особенностей подростков, которые в случае отсутствия специальных корректирующих воздействий могут обусловить различные асоциальные отклонения несовершеннолетних.
Слайд 3Особенности подростков, склонных к асоциальному поведению
Прежде всего, на наш взгляд,
к такого рода неблагоприятным индивидным особенностям следует отнести некоторые кризисные
явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте, которые обусловливают известную трудновоспитуемость подростка. Эти кризисные явления подросткового возраста вполне могут быть преодолены в системе общих учебно-воспитательных учреждений при условии, если учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения взрослых, учителей, родителей, воспитателей с подростком будут строиться с учетом специфических особенностей этого возраста.
Слайд 4Особенности подростков, склонных к асоциальному поведению
Социальную адаптацию детей и подростков
могут затруднять различные нервно-психические заболевания, отклонения, а также акцентуации. Очевидно,
что в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимо вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для педагогов и родителей.
Слайд 5Особенности подростков, склонных к асоциальному поведению
Особое место среди неблагоприятных индивидных
характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном
развитии, олигофрения, обусловленная, как известно, органической отягощенностью врожденного, наследственного характера, либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до 2 — 3 лет. Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.
Слайд 6Особенности подростков, склонных к асоциальному поведению
В отдельных случаях в роли
психобиологических предпосылок асоциального поведения могут выступать различные физические недостатки, дефекты
речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые могут негативно проявлять себя через систему межличностных отношений ребенка, подростка в коллективе одноклассников, в среде сверстников. Очевидно, что нарушения взаимоотношений в классе вследствие физических дефектов детей вполне могут быть преодолены путем современной педагогической коррекции.
Слайд 7Особенности подростков, склонных к асоциальному поведению
Немалую сложность для воспитательно-профилактической практики
представляет коррекция асоциальных отклонений, в основе которых лежат извращенные или
гипертрофированные биологические потребности. Как психобиологические предпосылки асоциального поведения, они встречаются у несовершеннолетних значительно реже, чем у взрослых преступников, но, тем не менее, не должны выпадать из поля зрения криминологического анализа. Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, несублимированную в социально-активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек, потребность в алкоголе, курении, наркотиках. Борьба с такого рода явлениями требует комплексных мер как педагогического, медицинского, так и административно-принудительного характера.
Слайд 8Особенности подростков, склонных к асоциальному поведению
Таким образом, очевидно, что психобиологические
предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних представлены весьма разнообразным кругом явлений, требующих
своевременного различения, выявления и диагностики, а также, в свою очередь, своевременного дифференцированного и адекватного применения мер воспитательно-профилактического характера. Для более полной и глубокой характеристики психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних подробнее остановимся на рассмотрении тех неблагоприятных индивидных особенностей, которые способны затруднять социальную адаптацию детей и подростков, обусловливать их трудновоспитуемость, слабую адаптированность в системе основных социализирующих институтов.
Слайд 9Предпосылки трудновоспитуемости
Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают сопротивление педагогическим воздействиям, которое
может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых
социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
В первую очередь остановимся на тех предпосылках трудновоспитуемости, которые представляют кризисные явления психофизиологического развития подростка.
Психологи отмечают, что в процессе онтогенетического развития ребенок переживает определенные кризисные периоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящими к формированию определенных психологических новообразований.
Слайд 10Предпосылки трудновоспитуемости
На основе анализа многочисленной психологической, медицинской, педагогической литературы о
подростковом возрасте к возрастным психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и асоциального поведения
несовершеннолетних можно отнести следующие кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростка:
1. Ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания:
неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая физическое и психическое самочувствие подростка;
"гормональная буря", вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, в неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроений подростка.
Слайд 11Предпосылки трудновоспитуемости
2. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями,
выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что, в свою очередь, объясняется
следующими причинами:
так называемый "конфликт моралей", когда мораль подчинения, характеризующая до сих пор отношения ребенка и взрослого, заменяется "моралью равенства";
чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;
повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном повышении внимания к мнению сверстников.
Слайд 12Предпосылки трудновоспитуемости
3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с
представителями своего, так и противоположного пола:
активное формирование потребности общения со
сверстниками обостряет стремление к самоутверждению" что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных уродливых формах асоциального поведения;
половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период (первая влюбленность, повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, в ряде случаев — юношеская гиперсексуальность), что также может служить толчком к асоциальным проявлениям в сфере сексуальной жизни подростка.
Слайд 13Профилактика трудновоспитуемости
Кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста может быть преодолена, если
при этом учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с
учетом возрастных психофизиологических закономерностей, тех сложных процессов и изменений, которые переживает подросток.
Важно также отметить, что преодоление кризисных явлений подросткового возраста, связанных с перестройкой отношений подростка, а также его бурным и неравномерным физиологическим развитием, может и должно благоприятно решаться в условиях семейного и общественного воспитания, что составляет одну из важных задач общей ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.
Слайд 14Нервно-психические заболевания и отклонения подростков-нарушителей
До сих пор мы рассматривали возрастные
психофизиологические особенности, характеризующие нормальное развитие в этом возрасте, не касаясь
при этом различных психических патологий и аномалий, которые затрудняют социальную адаптацию подростка и составляют непосредственно психобиологические предпосылки асоциального поведения.
В первую очередь к числу этих предпосылок, судя по исследованиям последних лет, следует отнести различные нервно-психические заболевания и отклонения, довольно часто встречающиеся у подростков-нарушителей.
Так, по данным Н. И. Фелинской, у 44,1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга.
Слайд 15Поданным А. Е. Личко, делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком
воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу
нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях характера. Исследование 151 подростка, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, проведенное И. Ф. Мягковым и Ю. В. Юровым, у 68% исследуемых выявило различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержки психического развития, патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении, энурез и др.
Нервно-психические заболевания и отклонения подростков-нарушителей
Слайд 16Нервно-психические заболевания и отклонения у подростков-нарушителей
Все эти факты свидетельствуют о
необходимости не только педагогической коррекции поведения несовершеннолетних, но и мер
по применению медикаментозного вмешательства и лечения этих подростков.
Однако медикаментозное вмешательство далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства, среди которых первое место занимают все-таки причины социального характера, различные психотравмирующие ситуации, которые переживает "трудный" в школе и дома, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.
Слайд 17Причины социального характера
Так, в уже упомянутом исследовании И. Ф. Мягкова
и Ю. В. Юрова указывается, что психические патологии тесно связаны
с неблагоприятными конфликтными отношениями в семье. Авторами отмечен достаточно высокий коэффициент корреляции (0,43) между агрессивным поведением родителей" старших братьев в семье" с проявлением эффективности, склонности к дракам, дерзким нарушениям дисциплины у подростков с эпилептоидными чертами характера. Тогда как при благоприятной семейной обстановке эта связь менее отчетлива (коэффициент корреляции 0,16).
Таким образом, даже когда речь идет о психобиологических предпосылках отклоняющегося поведения" в частности, о нервно-психических болезнях и патологиях, мы видим, что и здесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения индивида.
Слайд 18Выводы
1. Отрицая биологизаторский подход в объяснении причин преступности как
социального явления и вместе с тем, исходя из монистических представлений
о природе человека, мы не должны игнорировать неблагоприятные индивидные факторы, так или иначе влияющие на усвоение индивидом социальных программ. В частности, в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних могут выступать различные нервно-психические патологии и отклонения, акцентуации характера" отставание в умственном развитии, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков. Кроме того, трудновоспитуемость подростков в значительной степени может обусловливаться кризисным характером психофизиологического развития переходного возраста, когда происходят бурные изменения как в организме и психике, так и в отношениях подростков с окружающими, взрослыми, сверстниками, представителями противоположного пола. Без знания индивидуальных психобиологических, а также психофизиологических особенностей подросткового возраста невозможно достаточно успешно вести как обучение и воспитание детей и подростков, так и эффективно осуществлять воспитательно-профилактическую деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Слайд 192. Анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения показывает, что эффективная ранняя
профилактика правонарушений несовершеннолетних может быть обеспечена лишь путем применения широких
комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера и, в свою очередь, требует наличия достаточно широкой сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных реабилитационных детских учреждений, рассчитанных на детей с различными отклонениями в психическом развитии. В зависимости от характера этих отклонений в одном случае, наряду с мерами воспитательного профилактического характера" необходима медицинская помощь врачей-психиатров и невропатологов либо помещение в специальные санаторно-лесные школы-интернаты, выполняющие функции медико-педагогической реабилитации. В другом случае, когда речь идет об отставании в умственном развитии, возникает необходимость своевременного перевода детей в режим специального обучения" где целенаправленно, с учетом интеллектуальных возможностей осуществляется социальная адаптация олигофренов.
Выводы
Слайд 203. В воспитательной работе как с нормальными подростками, так и
сострадающими различными отклонениями важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности является повышение
уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок "трудного", "кризисного" подросткового возраста. Важную роль в социальной адаптации детей и подростков, страдающих нервно-психическими патологиями, должны сыграть кадры новых для нашей страны специалистов — социальных реабилитаторов, подготовка которых началась в России.
Выводы
Слайд 214. Необходимость научно обоснованной воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками
с отклоняющимся поведением ставит на повестку дня создание специальных центров
социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.
Выводы
Слайд 225. Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей
педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, своевременного привлечения медицинской помощи,
расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, мы должны подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера, то есть совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания.
Выводы
Слайд 23Используемая литература
С. А. Беличева «Основы превентивной психологии»