Слайд 1Психофизиология
психогенетика
Психогигиена
психосоматика
Слайд 2Психофизиология
— наука, изучающая физиологические механизмы субъективных психических явлений, состояний и индивидуальных различий.
Первоначально термин
использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга
исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.
В значительной степени, познание функций структур головного мозга и нервной системы в их соотнесении с психикой только разворачивается.
Слайд 3Э.Кречмер и У.Шелдон
Э. Кречмером в 1921 г. - «Строение тела
и характер». 4 конституциональных типа:
У. Шелдона с 1940 г. -
«Строение тела и темперамент» 3 типа из эмбриологии :
1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
циклотимик, иксотимик, шизотимик
эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный
Слайд 4Психогенетика
(греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение) — наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики.
В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics).
Предметом
психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития, а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий.
Слайд 5 наследуемость и изменчивость:
девиантных форм поведения;
психических болезней;
типов темперамента;
типов мозговых ритмов.
Близнецовый метод
Метод приёмных детей
Слайд 6Психогигиена
— наука о сохранении и достижении психического здоровья.
Психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное,
иногда — мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при
котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Содержание этого понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нём всегда отражены общественные и групповые нормы, регламентирующие духовную жизнь человека.
Слайд 7К. Мирке видит три уровня психогигиены:
превентивная психогигиена имеет своей целью
сохранение здоровья человека и общества;
реститутивная психогигиена пытается заблаговременно принять восстановительные
и корректирующие меры в жизненных кризисах или конфликтных ситуациях;
лечебная психогигиена берёт на себя уже существующие ограничения, чтобы исцелять их клиническими или психотерапевтическими методами.
Э. Шомбург формулирует следующие основные потребности жизни:
любовь,
безопасность,
признание, утверждение, чувство успеха,
пространство для свободной, творческой деятельности,
опыт позитивных воспоминаний,
самоуважение.
Слайд 8Многоосевой подход в диагностике психосоматических расстройств
Тело
Дело
Друзья
Фантазии
Слайд 9Первая ось – симптоматическая
Цель данного этапа — сбор информации
и диагностика симптоматических состояний клиента.
Здесь просматривается анализ жалоб клиента, исследование
его объективного статуса и формирование представлений специалиста о симптомах и синдромах психического расстройства клиента.
Выяснить у клиента:
— что беспокоит; — когда проблема возникла;
— как проблема развивалась; — актуальна ли проблема сейчас;
— есть ли тревога (если есть, то каков ее уровень);
— есть ли чувство апатии; — присутствует ли чувство вины;
— уровень настроения (повышенный, пониженный, нормальный); — есть ли суицидальные мысли;
— особенности сна, аппетит (плохо засыпает, плохо просыпается, сон беспокойный, с пробуждениями, кошмарные сновидения);
Слайд 10После установления терапевтического альянса выяснить:
— какой уровень либидо (повышенный, пониженный,
нормальный);
— какова сексуальная ориентация (гетеросексуальная, гомосексуальная или бисексуальная).
Оценить: — бредовые
или сверхценные идеи (для бреда характерна нелепость высказывания и одержимость идеей);
— галлюцинаторная мимика (оглядывание, прислушивание, беспокойное поведение);
— общее впечатление о поведении клиента (как вошел, как сел, с какой интонацией говорит и т.д.).
Слайд 11Вторая ось — структурно-личностная
Цель данного этапа — диагностика черт характера структуры
личности клиента
На этом этапе специалист анализирует личностные особенности клиента на
основе когнитивных профилей А. Бека и делает предположение о возможной патологии личности клиента.
Выяснить у клиента:
— какой/какая по характеру; — как может описать себя;
— как относится к другим людям; — «живет» или «выживает»;
— есть ли любимые выражения (определение убеждений);
Оценить:
— уровень организации личности;
— психологические защиты;
— типы личностных адаптаций.
Слайд 12Третья ось — медицинская
Целью исследования здесь является сбор информации о
наличии имеющихся заболеваний (нозологий) клиента и лечении при помощи медикаментозных
средств.
Выяснить у клиента:
— имеются ли хронические заболевания;
— имеется ли инвалидность;
— обращался ли к врачам (если да, то к каким);
— имелись ли госпитализации (в том числе психиатрические стационары);
— принимает ли медикаменты (в том числе психотропные средства, приложение 5).
Оценить:
— отношение и степень доверия клиента к врачам;
— доверие к медикаментозным средствам.
Слайд 13Четвертая ось — социальная
Цель данного этана — сбор информации о семейном
и профессиональном статусе клиента.
Выяснить у клиента:
— семейную историю (наличие психотравм
в результате воспитания, утери близких и иных жизненных ситуациях), построение генносоциограммы клиента;
— профессию;
— отношение к политике;
— отношение к религии;
— отношения с законом (имеются ли судебные тяжбы, находится ли клиент под следствием, имеются ли финансовые долги);
— отношение к алкоголю, наркотикам и курению.
Оценить:
— проблемные зоны, связанные с семейным и профессиональным статусом клиента.
Слайд 14Пятая ось — интегративная
Специалист обобщает полученные от клиента сведения, делает
прогноз терапии и определяет дальнейшую тактику работы с данным клиентом.
Сделать
обобщающее заключение:
— психологическое диагностическое предположение о проблемах клиента и типе его личности;
— причины возникновения его проблем;
— качество жизни клиента на момент консультации;
— прогноз возможности терапии для конкретного клиента (благоприятный, сомнительный, неблагоприятный, крайне неблагоприятный);
— выбор оптимальной психотерапевтической техники на данном этапе для данного клиента.
Перечисленные выше оси образуют диаграмму, по форме напоминающую «Кельтский крест».