Слайд 1
Психологическая гостиная
для родителей
«Здоровая и нездоровая привязанность»
Психолог, коуч: Зырянова
Елена Николаевна
Слайд 2О привязанности:
Привязанность – это переживание младенца в связи с
его опекуном/родителем
Формируется на основе опыта взаимоотношений ребенка с родителями
к возрасту 2 лет
Слайд 31. Безопасная привязанность (при наличии возможности получения ресурсов извне, когда
возникает в этом потребность)
2. Тревожно-избегающая привязанность (дети, с установкой на
то, что к родителям нельзя обращаться за помощью)
3. Тревожно-устойчивая привязанность (при обращении ребенка за помощью, отклик родителя непоследователен)
4. Дезорганизованная привязанность (комбинация 2 и 3, ведет к наиболее тяжелым психологическим нарушениям)
Теория привязанности
(по Джону Боулби, психоаналитик)
Слайд 4Ценность безопасной привязанности
Если у ребёнка безопасная привязанность, то он гораздо более
устойчив и гибок при столкновении со стрессовыми и трудными ситуациями, неизбежными в жизни.
Ребёнок
с безопасной привязанностью с гораздо большей вероятностью разовьёт у себя более сильное, более сбалансированное и более стабильное чувство «Я».
Материнская отзывчивость (достаточно хороший родитель - способность в 70 % времени мать/опекун могут проявлять отзывчивость
Слайд 5Условия, способствующие безопасной привязанности:
1 – переживание ребенком безопасности в отношении
родителя (адекватная реакция на страх, тревогу, иные переживания ребенка)
2 –
сонастроенность с ребенком (эмпатия)
3 – родитель – как источник утешения
4 – чувство, что родитель тебя ценит (Чувство – Я – важен!)
5 – чувство поддержки в лучшем самопроявлении (последовательная поддержка ребенка в его исследовании мира, в учебе, в проявлении интереса к познанию)
Слайд 6Избыточная привязанность к матери – что делать?
Чувство любви и привязанности
ребенка к матери — совершенно нормальное психологическое явление, определенная фаза
в развитии психики.
Ребенок, «привязанный» к матери нуждается в чувстве спокойствия и защищенности:
Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
Расширение круга общения, поощрение его общения с другими людьми.
Открытое проявление радости его самостоятельности, поощрение самостоятельности.
Запрет на фиксацию и акцентирование внимания на проявление зависимости от матери.
Слайд 7Избыточная привязанность к матери –
что делать?
Самостоятельность — одно из
главных условий освобождения от «синдрома кенгуру».
Этапы «отсоединения» ребенка от
матери:
Приучение быть одному в комнате, осознавая, что мать близко и рядом
При успешном 1 этапе, приучение к кратковременному отсутствию матери (от 5 минут постепенно увеличивая длительность разлуки, после успешного «отрыва» поблагодарить и похвалить малыша за то, что «отпустил», акцент на то, что мама вернулась быстро, как и обещала)
Формирование установки о том, что уход матери — это не трагедия, она непременно возвращается.
Слайд 8Здоровая привязанность и ее проявление в разном возрасте:
Возраст - до
1 года.
Здоровая привязанность - ребенок рад матери, встречает ее
улыбкой, тянется к ней, ему нравится быть у нее на ручках и ему часто не хочется с ручек слезать, для чего он и прижимается к маме, и попискивает, когда мама с рук его все-таки снимает.
Но при этом ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела и игрушки, не плачет без мамы, и маму могут заменить другие близкие люди: папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.
Слайд 9Здоровая привязанность и ее проявление в разном возрасте:
Маленький ребенок -
от 1 года до 5 лет.
Когда мамы нет, мама уходит или ушла, то ребенок огорчается, но ненадолго и скорее в условно-игровом варианте, потому что он так привык и потому что это так принято.
Когда мама приходит, ребенок радуется и бежит быстрее к ней.
По сути, это поведение найдено им как оптимальное в отношениях с родителями. Вариант - поведение было (неосознанно) сформировано родителями обычным методом положительного и отрицательного подкрепления.
Слайд 10Здоровая привязанность и ее проявление в разном возрасте:
Ребенок от 6
до 12 лет.
С мамой
тянет поговорить, посекретничать, побыть с нею рядом и может быть ей помочь, даже если не очень нужно.
Когда мамы нет, немного скучно, а когда непонятно, почему ее так долго нет - становится тревожно, беспокойно: "Что случилось?"
Слайд 11Варианты нездоровой привязанности и ее проявление в разном возрасте:
Возраст -
с 1 года до 12-13 лет, до подросткового возраста.
Обычная
больная привязанность
Ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их.
Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
Слайд 12Варианты нездоровой привязанности и ее проявление в разном возрасте:
Неровная, с
резкими перепадами привязанность
Ребенок постоянно
демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает.
При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.
Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
Слайд 13Варианты нездоровой привязанности и ее проявление в разном возрасте:
Недоверие и
избегание привязанности
Ребенок угрюм, замкнут, не
допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных.
Основной мотив — «никому нельзя доверять».
Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.
Слайд 14Варианты нездоровой привязанности и ее проявление в разном возрасте:
Выжженная душа
Эти дети научились выживать, нарушая
все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись.
Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.
Слайд 15Проблемы привязанности или
исключения из правил:
Дети без привязанности к матери
при достаточном наличии ее.
Дети без любви и привязанностей.
Дети с любовью
и без привязанностей.
Слайд 16Благодарю за участие.
Ваши вопросы?