Разделы презентаций


Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Содержание

Предмет сурдопсихологии - изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушения слуха различной сложности.Задачи сурдопсихологии: 1) выявить закономерности психического развития людей с нарушенным

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Слайд 2Предмет сурдопсихологии - изучение своеобразия психического развития людей с недостатками

слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушения слуха

различной сложности.



Задачи сурдопсихологии:
1) выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические;
2) изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;
3) изучить закономерности развития их личности;
4) разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;
5) дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.

Предмет сурдопсихологии - изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей

Слайд 3Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность

человека (живого организма) воспринимать и различать звуки.
Слуховой анализатор







звукопроводящий

звуковоспринимающий
Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки.

Слайд 4 Физические параметры звука:





частота звука (определяет высоту звука). Человеческое ухо

способно воспринимать звуки в диапазоне от 16-20 Гц до 16

000-20 000 Гц.
- интенсивность звука (громкость).
длительность.
звуковой спектр (тембр).
Слуховой анализатор участвует в ориентировке в пространстве:
определяет направление звука
степень удалённости звука от слушателя.

На базе слуховой системы формируется человеческая речь.


Физические параметры звука: частота звука (определяет высоту звука). Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16-20

Слайд 5Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными.




Врожденные нарушения:

наследственная

аномалия слухового органа (полная или частичная аплазия—недоразвитие внутреннего уха, отсутствие

барабанной полости, атрезии — зарастание наружного слухового прохода).
следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери. Это вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем.
- поражен вследствие травмы плода.
Приобретенные нарушения:
следствие инфекционных заболеваний (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония);
следствие воспалительных процессов (воспаление среднего уха — отит); - последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва;
следствие травм головы (родовые и послеродовые).

Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. 																								Врожденные нарушения: наследственная аномалия слухового органа (полная или частичная аплазия—недоразвитие

Слайд 6


Виды недостаточности слуховой функции

Глухие дети — это дети с

полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован

для накопления речевого запаса. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии. Различают ранооглохших и позднооглохших детей.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения.

Позднооглохшие — это дети, потерявшие слух вследствие ка­кой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2—3- летнем и более позднем возрасте.


Виды недостаточности слуховой функцииГлухие дети — это дети с полным выпадением слуха, который не может быть

Слайд 7У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться

следующие виды нарушений:




- нарушения деятельности вестибулярного аппарата;
- разные варианты нарушения

зрения;
- минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития;
- обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;
- нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;
- локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);
- заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям;
- тяжелые заболевания внутренних органов — сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаб­лению организма;
- возможность глубокой социально-педагогической запущенности.

У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:- нарушения деятельности вестибулярного аппарата;-

Слайд 8

Особенности психического развития глухого ребенка
в первые годы жизни
В первые

месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным

слухом.
Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен.
Глухие дети гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.
начинают ходить в те же сроки.
ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети.
очень отличается от слышащих по развитию речи (лепетные слова, отдельные слова для общения, жестовая речь)
Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают.
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизниВ первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от

Слайд 9Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
Дети хорошо различают

основные цвета предметов, несложные геометрические формы, выделяют размеры предметов.

Большие трудности возникают у глухих детей при различении многих цветовых оттенков, так как они обычно не владеют соответствующими речевыми обозначениями.
Глухие дети 6—7 лет, не имеющие, кроме глухоты, других первичных нарушений, имеют незначительно меньший уровень развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, чем слышащие сверстники.
Достаточно высокий уровень развития наглядно-образной памяти, снижена словесная память.
Отмечается недоразвитие речи: дети не знают названий некоторых предметов, затрудняются в составлении предложений по сюжетным картинкам.
Хорошо владеют пересчетом предметов.
Менее свободно владеют значениями слов, выражающими сравнение предметов по количеству (больше — меньше —равно — одинаково).

Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрастеДети хорошо различают основные цвета предметов, несложные геометрические формы, выделяют

Слайд 10Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте

Речь
К началу

школьного обучения (к 7 годам)

При благоприятных условиях обучения и развития

могут выражать свои мысли и желания, пользуясь простыми распространенными предложениями.
активно используют в речи обозначения предметов ближайшего окружения, знакомых действий, некоторых признаков предметов, пространственных и временных отношений.
Много аграмматизмов (ошибки согласования и управления, неверное использование вида и времени глаголов и др.).
Нередко наблюдается неправомерное сужение или, напротив, расширение значения слова.
Общее развитие речи уступает речевому развитию их слышащих сверстников по богатству словаря, по владению грамматическим строем, по построению фраз и более сложных связных высказываний.


Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте									Речь 				К началу школьного обучения (к 7 годам)При благоприятных условиях

Слайд 11
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте

Речь
В

средних и старших классах:
Сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического

обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. Эти трудности обусловлены вторичным недоразвитием понятийного мышления и тем недостаточным вниманием, которое уделяется его формированию при школьном обучении.

У глухих детей значительно отстает в развитии активная, инициативная речь по сравнению с тем, что наблюдается у нормально слышащих детей. Самостоятельная речь глухих оказывается заметно беднее по содержанию, проще по способам высказывания, чем их же речь, но репродуктивная или осуществляющаяся при непосредственной помощи взрослого.

Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте									Речь 				В средних и старших классах: Сохраняются трудности в

Слайд 12Письменная речь. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического

строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной

речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала.

Дактильная речь. Глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова. Такая речь является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих глухими.

Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира. Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).


Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте

Речь

Письменная речь. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов.

Слайд 13Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности,

и особенно кинестезий речевых органов.
При зрительном восприятии глухие дети обращают

большее внимание на признаки предметов, отчетливо выделяющиеся, яркие, контрастные, и затрудняются в вычленении существенных признаков, особенно если они малозаметны.
При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.
Замедлена скорость зрительного восприятия. Испытывают трудности в опознании предмета по контуру наблюдаются при осязательном восприятии.
Вместе с тем исследователи установили, что на протяжении школьного возраста зрительное и осязательное восприятие у глухих детей значительно развивается, при этом происходит сближение показателей развития восприятия в норме и при нарушении слуха.
-

Ощущение и восприятие.

Ощущение и восприятие

Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезий речевых органов.При зрительном восприятии

Слайд 14Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти у глухих детей.

Они с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов во

всем их своеобразии. Они склонны либо упрощать внешнюю структуру воспринятого предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. Аналогичные изменения образов предметов наблюдаются и при кинестетическом их восприятии.
Давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.
Относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты.
Объем кратковременной памяти глухих младших школьников на слова заметно уступает соответствующим показателям у слы­шащих сверстников. При запоминании глухие дети в меньшей сте­пени, чем слышащие, пользуются приемом группировки слов по их значению или по какому-либо другому принципу.

Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте

Память


Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти у глухих детей. Они с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают

Слайд 15
При анализе и сравнении предметов глухие младшие школьники легче

выделяют признаки, «бросающиеся в глаза», чем существенные, но малозаметные.
Глухие

дети позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходство. Заметно труднее для глухих, чем для слышащих, сравнивать предметы не на основе их непосредственного восприятия, а по представлению.
Долгое время преобладает наглядно-образное мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.
Имеется некоторое отставание в решении сложных наглядно-действенных задач по сравнению со слышащими сверстниками.
Решение зрительно-пространственных задач усложняется из-за того, что дети недостаточно владеют значениями слов, выражающими пространственные отношения, — под, над, напротив, слева, справа и т.д.
Отстают в словесно-логическом мышлении.
Позднее, чем у слышащих (с отставанием на 3—4 года и более), формируется понятийный подход к решению задач.
С трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями и поступками людей, не умеют выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий.

Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте

Мышление

При анализе и сравнении предметов глухие младшие школьники легче выделяют признаки, «бросающиеся в глаза», чем существенные,

Слайд 16Образы художественной литературы не всегда соответствуют описанию,
Чтобы передать содержание

текста, глухие дети учат его наизусть.
У глухих детей и

подростков наблюдается отставание и своеобразие в развитии творческого воображения.
Тесная взаимосвязь все познавательных процессов приводит к специфическим трудностям в оперировании образами, в переходе от словесного описания образному представлению, в конструировании новой воображаемой ситуации.


Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте


Воображение

Образы художественной литературы не всегда соответствуют описанию, Чтобы передать содержание текста, глухие дети учат его наизусть. У

Слайд 17
Эмоциональная сфера
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
В

понимании глухими детьми эмоциональных состояний и вызывающих их причин наблюдаются

зависимости, характерные и для нормально развивающихся детей. Дети легче опознают эмоциональные состояния, отчетливо внешне выраженные в хорошо знакомой жизненной ситуации. Глухие дети, как и слышащие, правильно опознают наиболее общие эмоциональные состояния, относимые к модальностям радости, гнева, страха и печали. Большие трудности возникают при опознавании интел­лектуальных и социально-нравственных чувств. В качестве причин эмоций дети чаще выделяют действия, отчетливо внешне выраженные.
Глухие дети 10— 11 лет заметно уступают слышащим детям 7—8 лет по точности опознания эмоциональных состояний, по их словесной характеристике и вызывающих те или иные эмоциональные cocтояния.
Сохраняются трудности понимания взаимосвязей между эмоциональными состояниями человека и порождающими их жизненными ситуациями.


Эмоциональная сфераХарактеристика психического развития глухих детей в школьном возрастеВ понимании глухими детьми эмоциональных состояний и вызывающих

Слайд 18Личность
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
Многие глухие школьники

10—12 лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха

на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен
В 13—15 лет глухие школьники нередко начинают болезненно осознавать свой дефект и последствия нарушенного слуха — неразборчивость речи, неумение общаться с окружающими.
Для школьников 16—18 лет характерна активная позиция в отношении к жизни, начинают больше читать, интересуясь разными областями знаний, обращаются к взрослым за помощью, чтобы разобраться в сложных для них вопросах.
Самооценка глухих детей 7—11 лет очень неустойчива, зависит от ситуации, от оценок их учебной деятельности и отдельных поступков учителями и воспитателями.
глухим подросткам более свойственна переоценка своих возможностей, чем недооценка.
У глухих детей младшего школьного возраста (7—11 лет) от­ношение к другим людям носит ситуативный характер.
к началу среднего школьного возраста (11—12 годам) начинают зарождаться товарищеские отношения
В младшем школьном возрасте у глухих детей наибольшие интересы и склонности обнаруживаются к спортивным занятиям.
В среднем школьном возрасте, кроме этого, возникает интерес к посещениям кино, театра, к рисованию, танцам, обнаруживается дифференцированное отношение к учебным предметам.
В старших классах растет интерес к литературе, географии и биологии и снижается — к математическим наукам.
ЛичностьХарактеристика психического развития глухих детей в школьном возрастеМногие глухие школьники 10—12 лет не понимают, как повлияет отсутствие

Слайд 19Двигательная сфера
У неслышащих наблюдается:
-недостаточно точная координация и неуверенность движений.
-замедленность

в овладении двигательными навыками.
-трудности в овладении статического и динамического равновесия.
-нарушение

плавности и синхронности движения.
-низкий уровень пространственной ориентировки.
-замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.
Двигательная сфера У неслышащих наблюдается:-недостаточно точная координация и неуверенность движений.-замедленность в овладении двигательными навыками.-трудности в овладении статического

Слайд 20Особенности речи слабослышащих детей
Очень медленно, даже в условиях специального обучения,

идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей.

Дети с

большим трудом осваивают такую особенность слова, как многозначность, например «тяжелый чемодан» и «тяжелый характер», с трудом понимают, что однокоренные слова связаны общностью значения.

В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, дети затрудняются в понимании их значений.

С трудом осваиваются навыки употребления наречий, союзов и особенно сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости.
Особенности речи слабослышащих детейОчень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика