Слайд 1Психологическое сопровождение введения стандартов нового поколения в основной школе
Слайд 2Цель: обеспечение психологической подготовки для повышения уровня психолого-педагогической компетентности в
современных условиях введения стандартов второго поколения для основной школы
Слайд 3Задачи:
развитие базовых компетентностей педагога в соответствии с новыми стандартами: компетентность
в субъективных условиях деятельности, компетентность в использовании современных средств и
систем организации учебно-воспитательного процесса; умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; умение обеспечить успех в деятельности;
систематизация имеющихся знаний в области педагогической и возрастной психологии;
активизация процесса самосознания собственных педагогических действий в контексте активизации / торможения психологического развития учащихся.
Слайд 4Инновационность стандартов второго поколения
Тр+Тс+Ту
Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и
государства в образовании
Ориентация на развитие вариативности образования
Воспитание – важнейшая составная
часть
Ориентация на применение здоровьесберегающих технологий
Определение научного содержания на основе системно-деятельностного подхода
Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов
Слайд 5Психолого-педагогические условия реализации ФГОС основного общего образования
обеспечение преемственности содержания
и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени
общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Слайд 6Базовые компетентности
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и
индивидуальным особенностям обучающихся;
Компетентность в субъективных условиях деятельности;
Умение обеспечить успех
в деятельности;
Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса;
Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях.
Слайд 7Особенности развития подростков в современных социокультурных условиях
Слайд 8Возраст
категория для обозначения временных характеристик индивидуального развития
Слайд 9Компоненты возраста
Социальная ситуация развития
Новообразования
Ведущая деятельность
Слайд 10Закономерности возрастного
развития личности
Психическое развитие определяет деятельность
Учет неравномерности психического развития
Интеграция
Компенсация
Акселерация / ретардация
Кризис – противоречие, столкновение.
Слайд 11Упражнение «Портрет современного подростка»
Слайд 12Психологические особенности конкретного возрастного периода
Слайд 13Психологические особенности конкретного возрастного периода
Слайд 16Психолого-педагогические взаимодействие с подростками как условие формирования УУД
Слайд 17Алгоритм построения взаимоотношений с учащимися
(С.В. Кривцова)
Шаг № 1.
Объективное описание поведения ребенка
Избегайте субъективных оценок.
Регистрируйте частоту «плохого» поведения.
Удвойте объективность.
Слайд 18Шаг № 2. Понимание мотива поведения
Нарушая дисциплину, ученик может
не осознавать что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
привлечение
внимания
власть
месть
избегание неудачи
Слайд 19Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства
Правила поведения педагогов
Акцентировать
внимание на поступках (поведении), а не на личности
Управлять своими
эмоциями
Не усиливать напряжение ситуации
Обсуждать проступок позже
Позволять ученику «сохранить лицо»
Демонстрировать неагрессивное поведение
Слайд 20Разработайте приемы педагогического воздействия для учеников, цель поведения которых:
-привлечение
внимания
- власть
- месть
- избегание неудачи
Слайд 21Сравните техники воздействия, предлагаемые С.В. Кривцовой.
Проанализируйте техники педагогического воздействия, расставляя
одно из следующих обозначений:
* — прием уже используется мной;
П —
прием, который мне кажется приемлемым, и я хотел бы научиться использовать его в своей практике;
? — прием, который нужно обдумать;
Н — этот прием неприемлем для меня.
Слайд 22Шаг № 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его
самоуважения
1. Интеллектуальная состоятельность.
2. Приемлемые отношения с учителем и одноклассниками
(коммуникативная состоятельность или КС) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые.
3. Особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад или СВ).
Слайд 23Шаг № 5. Включение родителей в реализацию школьного плана действий
Подготовка
конспекта программы для родителей
Выпуск газеты для родителей
Создание библиотеки для родителей
Организация
родительского клуба
Рассказывайте родителям о плохом поведении их ребенка только в объективных терминах.
Не обрушивайте на голову родителей сразу все о плохом поведении ребенка, ограничьтесь тремя-четырьмя примерами, иначе у них просто опустятся руки.
Избегайте негативных предсказаний.
Учитывайте, что родители — обычные люди и часто выдают защитную реакцию.
Не требуйте от родителей невозможного.
Слайд 24Родительско-учительская конференция
Родительско-учительско-ученическая конференция
Фокусируйтесь на будущем.
Обсудите техники педагогического вмешательства.
Обязательно подведите
итоги разговора.
Обязательно обсудите стратегии поддержки.