Слайд 3Психология
наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психических явлений у человека
и животных.
Слайд 4Структура психики (психические явления)
Познавательные процессы
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Мышление и речь
Воображение
Эмоционально-волевые процессы
Эмоции
Чувства
Воля
Психические процессы
Психические свойства
Психические
состояния
Темперамент
Характер
Способности
Эмоциональные
Волевые
Активационные
Тонические
Слайд 5ПСИХИКА
Это свойство мозга (высокоорганизованная материя) отражать окружающий мир, выстраивая субъективную
картину мира и на этой основе регулировать свою деятельность и
поведение.
Слайд 6ПСИХОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ПСИХИКУ
Общая психология
Возрастная психология
(психология развития)
Педагогическая психология
Социальная психология
Трудовая психология
Гендерная психология
Семейная психология
…
Слайд 7Познавательные процессы
Результатом работы является знание;
Называют когнитивными (от лат. соgnitіо
— знание).
Слайд 8Ощущение
Элементарный акт чувственного познание;
Отражение отдельных частей предметов и явлений.
Слайд 9Закономерности ощущений
Порог абсолютной чувствительности
Адаптация ощущений: частичная, полная
Взаимодействие ощущений:
Сенсибилизация
Синестезия
Слайд 10Восприятие
При непосредственном воздействии на органы чувств
Отражение предметов и явлений в
целостном виде
Называют перцептивными (с лат. perceptio – «восприятие»)
Слайд 11Свойства восприятия
Предметность
Целостность
Структурность
Константность
Избирательность
Слайд 14Внимание
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Внимание – это психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания человека
на том или ином объекте.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.
Слайд 15Физиологический механизм
Ориентировочный рефлекс И.П. Павлова «Что такое?»
Принцип доминанты А.А. Ухтомского
Слайд 16Виды внимания
По псих.активности
Произвольное
Непроизвольное
Послепроизвольное
Слайд 18Память
особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении
и последующем воспроизведении информации.
Слайд 19Физилогический механизм
Кратковременная память — это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной
активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями.
Долговременная
память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов — синапсов. Эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению — "повторяющейся реверберацией возбуждения") замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре.
Повторное возбуждение нейронов, образующих такую цепь, приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной.
После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона, приводит в возбуждение весь ансамбль.
Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти.
Слайд 20Механическая
Смысловая
Иконическая
(память-образ)
Слайд 21Закономерности запоминания материала
1. Сравнительно простые события в жизни, которые
производят на человека особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу и
надолго.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
Слайд 223. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного
переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести
по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизвести события, но не осознавать этого, и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным в том, что воспроизводит их правильно.
Слайд 235. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания),
экономит время на его усвоение в том случае, если число
таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец (“эффект края”).
Слайд 247. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо
важным представляется то, является ли они разрозненными или составляют логически
связное целое.
8. Повторение несколько раз подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений во времени, например, в течение нескольких часов или дней.
9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
Слайд 2510. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых
для его заучивания наизусть, может быть сокращено.
11. То, чем человек
особенно интересуется, запоминается без труда.
12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
Слайд 27Ассоциации
Ассоциация, с физиологической точки зрения представляет собой временную нервную связь.
Существование
ассоциаций напрямую связано с тем, что явления и предметы действительно запечатлеваются, а затем
воспроизводятся друг от друга не изолированно, а в тесной связи.
Воспроизведение одних из них влечет за собой непосредственное воспроизведение других -это обусловлено реальными объективными связями явлений и предметов. Под воздействием их, в коре мозга формируются временные связи, которые служат физиологической основой процесса запоминания и дальнейшего воспроизведения.
Слайд 28Простые ассоциации
1. Ассоциация по смежности, которыми являются образы восприятия или же какие-то представления,
вызывающие такие представления, которые переживались одновременно с ними в прошлом или же вслед
за ними.
2. Ассоциация по сходству представляют собой образы восприятия или же определенные представления, которые вызывают в сознании человека представления, похожие с ними по каким-то признакам или характеристикам.
3. Ассоциация по контрасту, которыми являются образы восприятия или же определенные представления, которые вызывают в сознании человека представления о том или ином отношении, а также противоположные им, т.е. контрастирующие с этими представлениями.
Слайд 29Сложные ассоциации
Иначе смысловые ассоциации.
В них связаны два явления, которые в действительности
тоже постоянно связаны, как:
1. часть и целое,
2. род и вид,
3. причина и следствие.
Ассоциации такого плана — это основа человеческих знаний.
Слайд 31Мышление
процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Слайд 32Особенности мышления
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек
не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни
свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка.
Слайд 33“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или
недоумения, с противоречия.
Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в исследовательский
процесс...
Мышление – есть искание и открытие принципиально, существенно нового...”
(Рубиншнейн С.Л.)
Слайд 39Речь
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях
общения с другими людьми.
В отличие от речи язык есть
средство общения людей друг с другом. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности.
Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.
Слайд 40Речь выполняет определенные функции:
♦функция выражения заключается в том, что, с
одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства,
переживания, отношения, а с другой — выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения;
♦функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;
♦функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;
♦функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Слайд 43Воображение
познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе
переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Слайд 44Физиологическая основа
Обусловлено активностью головного мозга, его коры.
В коре замыкаются связи
при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира.
Когда человек
перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа».
Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора.
Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения.
Слайд 46 Аналогия (греч. analogia - соответствие) создание новых объектов по
сходству с другими объектами в каких-либо свойствах. Например, самолет по аналогии
с птицей.
Агглютинация (в переводе с греческого – «склеивание») – создание нового образа путем соединения разных объектов и их свойств.
С помощью агглютинации были созданы сказочные и мифологические образы русалки (голова и тело женщины, хвост рыбы, а волосы — зеленые водоросли), кентавра, сфинкса. По такому же принципу «построена» избушка на курьих ножках, ковер-самолет, троллейбус.
Акцентирование заключается в выделении какой-либо черты, части предмета, образа. Этим пользуются карикатуристы: изображают болтуна с длинным языком, любителя поесть с большим животом.
Акцентирование, перенесенное на весь предмет, образ, явление, увеличивает его — это гипербола, или уменьшает — это литота.
Типизация - прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся черт. Например, литературные герои.
Схематизация, т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Схематизация проявляется в национальных орнаментах и узорах вышивки, резьбы, росписи.
Слайд 48Эмоции, чувства, воля.
Непосредственное выражение чувств;
Выражение отношения ко всему, что человек
делает, о чем думает, что его окружает.
Психический процесс, сущность которого состоит
в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий.
Слайд 49Эмоции
Положительные и отрицательные
Стенические и астенические
Чувства
Низшие и высшие
Высшие чувства: интеллектуальные, моральные
(нравственные, этические), эстетические
Слайд 50Психические свойства
Темперамент - свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека.
Характер
- структура стойких постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения
личности.
Способности – свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения определенного вида деятельности.
Слайд 51Гуморальная теория Гиппократа
Temperamentum – с лат. «соотношение»
Hole с греч. «желчь
Melain
hole с греч. «черная желчь»
Flegma с греч. «слизь»
Sangius с лат.
«кровь»
Слайд 52Физиологическая основа типов темперамента – типы высшей нервной деятельности
Сильный, уравновешенный,
подвижный – «живой» – сангвинический ТТ
Сильный, уравновешенный, инертный - «спокойной»
– флегматический ТТ
Сильный, неуравновешенный – «реактивный» – холерический ТТ
Слабый – «слабый» – меланхолический ТТ
Слайд 54Характер
С греч. «чеканка, печать»
Физиологической основой характера является сплав черт типа
высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных
в результате индивидуального жизненного опыта
Черты характера делятся на 4 группы:
Выражающие отношение к другим
Выражающие отношение к себе
Выражающие отношение к собственности, вещам
Выражающие отношение к делу
Слайд 55СРС
Акцентуации характера (понятие, классификация, диагностика)
Слайд 56Способности
Задатки – анатомо-физиологические предпосылки развития способностей
Потенциальные и актуальные способности
Общая и
специальная одаренность
Талант – выдающиеся способности
Гениальность – высшая ступень проявления талантливости
Деятельность
– главный фактор распознавания и развития способностей