Слайд 1Психология детей дошкольного возраста.
Слайд 2 План
1.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
2.Восприятие, внимание, память, воображение,
мышление в дошкольном возрасте.
3. Развитие речи.
4. Усвоение нравственных норм.
5. Формирование
личностных качеств.
Слайд 3Дошкольное детство (3 – 6,7лет) проходит через 2 новые ступени:
младший и старший дошкольный возраст.
Для каждого характерна своя социальная ситуация
развития. На стадии мл. дошкольного возраста ребёнок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослые выступают в обобщённой форме, как носители общественных функций (папа, он доктор, шофёр и т. д.) На стадии ст. дошкольного возраста ребёнок входит в мир взрослых через сюжетно- ролевую игру.
Слайд 4Восприятие.
Формирование перцептивных действий проходит ряд этапов.
На первом этапе ребёнок
выполняет практические и материальные действия с незнакомыми предметами.
На втором
этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы. Дети знакомятся со свойствами предмета с помощью руки и глаза.
На третьем этапе перцептивные действия становятся ещё более скрытными. Дети отличают один предмет от другого
Слайд 5 Внимание.
Наряду с восприятием развивается внимание. Характерной особенностью внимания является
то, что оно вызывается внешними предметами, т.е. оно является непроизвольным.
При
переходе от непроизвольного к произвольному вниманию важное значение имеют средства управления вниманием.
Слайд 6 Память.
Память также характеризуется переходом от непроизвольной к произвольной. В
мл. дошк. возрасте и запоминание и воспроизведение являются непроизвольными. Различные
процессы памяти развиваются с возрастом неодинаково, причём одни опережают другие. Напр. воспроизведение развивается раньше, чем произвольное запоминание.
Слайд 7Переход от непроизвольной памяти к произвольной имеет 2 этапа:
1 этап
формируется необходимая мотивация, т.е. желание запомнить.
2 этап совершенствуются необходимые мнемические
действия.
Слайд 8Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве относятся к возрасту
около 3х лет.
Слайд 9У детей раннего дош. возраста доминирует непроизвольная, зрительно- эмоциональная память.
У одарённых детей развивается слуховая память.
Слайд 10Воображение.
Воображение у ребёнка возможно при условии наличия действующего полноценного
сознания.
Основная функция воображения - защита личности.
Слайд 11 В развитии воображения выделяют 2 вида воображения:
Аффективное воображение - возникает
в ситуации противоречия, между образом реальности и самой отражаемой реальностью.
Познавательное
воображение – это воображение, с помощью которого дети как бы достраивают и уточняют целостную картину мира
Слайд 13 Мышление.
Становление мышления связано с развитием воображения.
На 1- м этапе
ребёнок приобретает способность механически замещать одни предметы другими, придавая предметам–заместителям
несвойственные им новые функции.
На 2 - м этапе предметы замещаются их образами и отпадает необходимость практического действия с ними.
Слайд 14 Главные линии развития мышления:
1 линия- дальнейшее совершенствование наглядно- действенного мышления
на базе развитого воображения.
2 линия- улучшение наглядно- образного мышления на
основе произвольной и опосредованной памяти.
3 линия -начало активного формирования словесно- логического мышления путём использования речи.
Слайд 15На смену эгоцентрической речи приходит внутренняя речь. Эгоцентрическая речь поначалу
обслуживает автономную деятельность ребёнка.
Слайд 16По уровню своего интеллектуального развития ребенок ещё неспособен к усвоению
правил речевого поведения в диалоге. Пользуясь речью и зная многие
слова, он не осознаёт слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов.
Слайд 17 В период дошкольного детства ребёнок приобретает то, что остаётся
с ним надолго, определяя его как личность.
Слайд 18Этапы формирования личности
1. 3 – 4 года происходит укрепление эмоциональной
саморегуляции.
2. 4 – 5 лет формирование нравственной саморегуляции.
3. 5 –
6 лет формирование деловых качеств.
Слайд 19 В дошкольном возрасте у детей формируются более или менее устойчивые
моральные представления. Источником моральных представлений являются взрослые. Нравственный опыт от
взрослых к детям передаётся и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.
Слайд 20 Большое место принадлежит матери.
Стремление к одобрению со стороны
матери становится одним из стимулов поведения.
Существенное значение имеют оценки
близких взрослых людей.
Слайд 21 Дети усваивают нормы:
нормы бытового поведения; культурно – гигиенические нормы; нормы,
связанные с отношением к своим обязанностям; с режимом дня; с
обращением к животным и вещам.
Слайд 22 Самым сложным являются нормы общения с людьми. Они более трудны
для детского понимания.
Слайд 23 Постепенно нравственные нормы становятся привычными, теряют ситуативный характер и концу
дошкольного возраста у большинства детей складываются определённые нравственные позиции.
Слайд 24 Довольно рано складывается стремление к признанию и одобрению со стороны
окружающих, из этого формируется мотивация достижения успеха. С ней связано
становление таких качеств как ответственность чувство долга. Идёт формирование личностных качеств, связанных с отношением к людям: сочувствия, заботливости, внимательности.
Слайд 25 Под основными базовыми качествами личности понимают те, которые, начиная
оформляться в раннем детстве, образуют устойчивую индивидуальность.
Слайд 26 Это фундаментальные черты личности, по которым можно узнать человека. Основные
личностные качества отличаются от других тем, что их развитие в
начальный период зависит от генотипической, биологической обусловленности. К ним относятся: экстравертированность, тревожность, эмоциональность, невротичность и т.д.
Слайд 27 Осознание себя как индивида приходит в возрасте около 2 лет.
В это время дети узнают своё лицо в зеркале, называют
своё имя. До 7 лет ребёнок характеризует себя с внешней стороны.
Слайд 28 Дошкольный возраст- это сензитивный период развития личности на основе подражания.
В мл. дошкольном возрасте формируются такие важные черты как: инициатива,
воля, независимость. В ст. дошкольном возрасте ребёнок учиться общаться, налаживать отношения с людьми. С 3х лет вырастает стремление к самостоятельности.