Слайд 1Психология и педагогика
ранней юности
Выполнила: Илакова Г.,
1131 гр.
Слайд 2Ранняя юность
(от 14—15 до 18 лет)
Биологически это период завершения
физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в
него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.
Слайд 3При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста (этапа
эмансипации от взрослых) обычно восстанавливаются контакты с родителями, при этом
на более сознательном и высоком уровне. При всем своем стремлении к самостоятельности и в этом возрасте растущему человеку необходимы жизненный опыт и помощь старших. Семья остается местом, где старшеклассники чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию.
Слайд 4Юноши и девушки в этом возрасте нередко категоричны и нетерпимы
в общении со всеми, даже со взрослыми. В людях они,
в отличие от подростков, начинают ценить ум, культуру, образованность.
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает друга к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям.
Слайд 5Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает
большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает
в себя дружбу.
После увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения) может появиться первая настоящая влюбленность. Старшеклассники представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости.
Слайд 6В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой
близости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Противопоставление любви как
высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у юношей.
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральные установки и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.
Слайд 7Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней
юности.
Центральный психологический процесс — формирование личной идентичности — чувства индивидуальной
самотождественности, преемственности и единства.
Слайд 8Канадский психолог Дж. Марша в 1966 г. выделил четыре этапа
развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого
человека.
1. Неопределенная, размытая идентичность характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. Досрочная, преждевременная идентификация имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. Для этапа моратория характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. На этапе достигнутой зрелой идентичности кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Слайд 9У старшеклассников в большей степени, чем у подростков, развито самоуважение,
интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.
Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.
Слайд 10Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира.
Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное
беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность и потребность в уединении. Переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующим решения. Современные девушки и юноши при его решении на первое место часто ставят не интерес и свои склонности, а престижность профессии, характер оплаты труда.
Слайд 11Эффективность воспитательной работы школы и других образовательно-воспитательных учреждений во многом
определяется тем, насколько принимаются во внимание при воспитании детей физиологические,
психологические и социальные особенности представителей разного пола, насколько на всех возрастных этапах становления личности формируются соответствующие женские или мужские формы поведения и ценности. Нельзя понимать равноправие полов как превращение человека в бесполое существо, с размытыми половыми ориентациями, социальными ролями и формами поведения. Особенно остро вопрос овладения половыми ролями стоит в подростковом возрасте, но не теряет он своей актуальности и в период ранней юности.
Слайд 12Изменение учебной мотивации — одно из характерных проявлений в старшем
школьном возрасте. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают
рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было, принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Слайд 13Н.Б. Крылова считает характерным для этого возраста определение ситуации принятия/непринятия
среды и сложного социокультурного пространства, преодоление кризисов культурного самоопределения и
самовыражения, приобретение опыта всевозможных культурных практик, нахождение своего места в культурном пространстве. Решение, стоящей задачи овладения профессией становится условием для наиболее полной самореализации и самоосуществления.