Слайд 1Психология как наука
Общая характеристика психологии как науки
Краткая история становления психологии
Объект
и предмет психологии
Особенности психологии как науки
Слайд 2Парадоксы психологии как науки
1. психический процесс – является материальным и
идеальным одновременно. Материальным по своей природе, поскольку только при наличии
сложно организованной материи, нервной системы, состоящей из головного мозга, органов чувств и передающих нервный импульс путей возникает психическое отражение. И идеальным по содержанию: мысли, чувства, переживания – все скрыто от окружающих
Слайд 3
2. психология как наука одновременно и древняя и молодая
«У
психологии долгое прошлое, но короткая история» (Эббингауз – нем.психолог 19
в.)
Впервые употребил термин «психология» немецкий философ Христиан Вульф в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» опубликованных в 1732-1734 годах.
Термин «психология» получил широкое распространение только в 19 в.
Слайд 4Основные этапы в истории психологии
Донаучная психология (4в. до н.э. –
17 в.)
17 в. – 19в. – открытие специфики психологии;
Экспериментальная
психология (70 г. 19 в. – сегодняшний день). 1879 г. открытие первой психологической лаборатории В.Вундт.
Слайд 6
Немецкий физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) основал первый институт
экспериментальной психологии (Institut fur experimentelle Psychologie) в Лейпциге в 1879
году
Слайд 83 парадокс. одновременно сосуществуют две системы знаний о психологии –
житейские и научные
житейские психологические знания конкретны, они приурочены к
конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам
Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются
Научная психология опирается на научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие задачи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в категории
Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь их приобретения состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них законов.
Слайд 9
Различие в методах получения знаний в сферах житейской и научной
психологии.
В житейской психологии знания и опыт приобретаются в основном путем
проб и ошибок, нецеленаправленно с использованием метода наблюдения, знания специально не сохраняются
В научной психологии ставится задача, выдвигается гипотеза, целенаправленно изучается психический процесс, основным методом становится эксперимент. Создаются искусственные условия, провоцирующие появление изучаемого феномена.
Организована сложная система сохранения и передачи знаний
Слайд 10Преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным,
разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем
объеме ни одному носителю житейской психологии
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе полученные научные знания проверяются житейским опытом
Слайд 11Четвертый парадокс Психический процесс субъективен и объективен одновременно
Во-первых, отражаемые человеком
сигналы из окружающего мира объективно существуют, но диапазон отражения их
ограничен возможностями органов чувств.
Во-вторых, избирательность отражения определяется субъективным состоянием, мотивацией и потребностями человека
Слайд 12Пятый парадокс. Человек является субъектом и объектом одновременно
Высшим уровнем
развития психики является появление сознания у человека. Важнейшим признаком его
формирования является возможность контроля и управления своими мыслями и действиями в самом широком смысле
Как объект человек действует, как субъект – контролирует и оценивает свои действия
Слайд 13
Человек как субъект
Носитель сознания.
С появлением сознания становится
возможным познание объективной реальности, формирование целенаправленного поведения приводящее к преобразованию
окружающего мира.
Способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира, осознание перспективы и возможности планирования своей жизнедеятельности
Субъект — индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Слайд 14Принадлежность психических явлений человеку, их испытывающему.
Непосредственная данность психического переживающему
субъекту.
Имеет субъективную форму – отражение психического в самом себе.
Психика
способна отражать внешний мир.
Имеет объективную форму, которая выражается в жизнедеятельности человека
Слайд 15Объект психологии
Объект – сложно организованная система психического отражения, дающая возможность
формирования психики как единого целого
Объект психологии – все носители психики
Слайд 16физическое отражение
Первоначально возникшей формой отражения, было физическое отражение, в большей
степени присущее неживой материи, основной характеристикой которого является пассивность, То
есть основной его особенностью является невозможность противодействовать физическому воздействию.
Слайд 17физиологическая форма отражения
более совершенная форма отражения – физиологическая. Живая
материя активно приспосабливаясь к условиям существования уже избирательно реагирует на
воздействующие сигналы, примеров множество, но самый простой это поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем, тяготение корня в прорастающем зерне вниз, а стебля вверх, но и такие сложные физиологические процессы, как изменения в сетчатой оболочке глаза под влиянием света, раздражение нервной клетки и проведение возбуждения по нерву, сокращение мышцы
Слайд 18Следующим этапом эволюции жизни на земле становится появление более совершенной
формы отражения воздействующих на объект сигналов - психическое отражение.
Главное
преимущество психического отражения, позволившее живым существам, обладающим психикой достигнуть вершины эволюции, это то, что оно стало опережающим.
Психическое отражение – это отражение нейтрального сигнала, дающего информацию о наличии жизненно важного сигнала
Слайд 19Особенности психического отражения
Отражение, при котором внешнее воздействие преломляется через сложившиеся
индивидуальные особенности человека
Психический образ сохраняется при отсутствии предмета
Психический образ изменяется,
трансформируется
Слайд 20Структура психики
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Слайд 21Предмет психологии
Познавательные процессы – ощущение и восприятие, внимание и память,
воображение, мышление и речь, дающие возможность познания мира.
Психические свойства
и состояния личности - потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности, знание и сознание.
Кроме того, психология изучает человеческое общение и деятельность, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Слайд 22Функции психики
Интеграция
Отражение
Регуляция
6 парадокс
Психические процессы, свойства, состояния и поведение человека
при их научном изучении аналитически разделяются, хотя в действительности они составляют единое целое, работающее как слаженная система
Слайд 24Особенности психологии как науки
Наука о самом уникальном и сложном явлении
Сливаются
субъект и объект познания
Психика непрерывно изменяется и развивается
Методы вносят изменения
в изучаемую реальность
Практические возможности применения уникальны
Мозаичная структура знания
Отсутствует полное размежевание между научным и околонаучным, псевдонаучным знанием