Слайд 1Психология межличностных коммуникаций
Теоретические основы
Слайд 2Психология личности
Человек:
Вид (индивид)
Субъект (объект)
Личность
Индивидуальность
Слайд 3На высшей стадии развития человека сформировалось сознание и самосознание людей,
специфика их проявления в общественной жизни: мышление, творчество, постановка цели,
ответственность, альтруизм.
Познание мира происходит посредством процессов отражения:
отражение как самоконтроль и самовоспитание;
отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;
отражение как путь познания других;
отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.
Слайд 5Структура психической деятельности человека
Сознание, самосознание
Подсознание (психофизиология)
Бессознательное(коллективное подсознание)
Слайд 6Импринтинг
Бессознательное следование , запечатлевание опыта в период раннего развития(у детей)
и формирования нового опыта
(у взрослых)
Импринт – основа привычек
и стереотипов поведения
Слайд 7Коммуникативное влияние
на уровнях:
Сознание, самосознание, отражение: информация, межличностные связи, интеллектуальный опыт,
эксперимент.
Подсознание (психофизиология, рефлексы): чувства, ощущения, родственные отношения, эмоциональный опыт, импринты.
Бессознательное(коллективное
подсознание, трансовые процессы, энергетизм психики) : общественные процессы, среда, ресурсы психики, ресурсы общества.
Слайд 8Личность
Сознание , осознанность
источники ресурсов сознания:
информация
межличностные связи,
интеллектуальный
и социальный опыт,
эксперимент.
Слайд 9Индивидуальность
Личность + индивидуальные особенности
Подсознание (психофизиология):
чувства, ощущения,
родственные отношения,
эмоциональный
опыт,
уникальность и неповторимость (генетически и социально-обусловленная)
Слайд 10Психическое взаимодействие
Бессознательное – энергетическая компонента психики
Чувства, эмоции, потребность в радости,
счастье, удовольствии,
коллективное подсознание : принадлежность к социуму, язык, ментальность,
трансовые процессы : сон, химические трансы(алкоголь, наркотики) ритмические, звуковые трансы, энергетически практики, цветовое воздействие,
общественные массовые процессы, среда, СМИ(слова, символы) , пропаганда, идеология.
Слайд 11Диаграмма психических процессов
Сознание, интеллект(мышление, информационная память)
Подсознание, психофизио-логия(ощущения, физиологическая память)
Бессознательное,
психичес-кая энергия(чувства, сон, эмоциональная память, коллективная память)
Слайд 12
Коммуникация
личность -
личность
индивидуальность - индивидуальность
Сознание
Подсознание
Бессознательное
Сознание
Подсознание
Бессознательное
Слайд 13Вопросы для проверки:
1. В чем разница понятий «личность», «индивидуальность», «индивид»,
«субъект»?
Каковы уровни взаимодействия людей в процессе межличностной коммуникации?
В чем особенность
процессов отражения человеком окружающего мира и других людей?
Какова структура психических процессов человека?
Слайд 14Коммуникативные дистанции
Внутриличностная ( я – концепция, внутренний диалог)
Родственная ( интимная,
семейная)
Межличностная(дружеская )
Формальная(бюрократическая, документальная, иерархическая, административная)
Профессиональная (по интересам, проектам)
Общественная(социальные группы, движения,
партии)
Международная (независимая от государственных границ, политических процессов)
Слайд 15Ресурсы человека с позиции теории инстинктов
Инстинкт самосохранения
Инстинкт продолжения рода
Инстинкт гармонии
и любви
Инстинкт познания
Инстинкт лидерства
Инстинкт свободы
Инстинкт чести и совести
Слайд 16Инстинкт самосохранения
-Потребность
в защите,
-все формы
защиты
адаптация
иммунитет
Слайд 17Инстинкт продолжения рода
Репродукция
Сексуальная
активность
Слайд 18Инстинкт гармонии:
Альтруизм,
потребность
в любви,
Красоте,
гармонии
Слайд 21Инстинкт совести и чести
Потребность в удовлетворении самим собой, своими качествами
, продуктами деятельности, всеми результатами.
Слайд 22Понятие
межличностной коммуникации
М К – это процесс обмена сообщениями и
их интерпретация двумя или несколькими личностями, вступившим в контакт друг
с другом.
МК – это процесс взаимодействия между людьми, в котором участвую все уровни психофизиологии человека (сознательный, подсознательный, бессознательный ) и происходит взаимообмен(информационный, эмоциональный).
Слайд 23Аксиомы МК по П.Вацлавику, Дж. Бивину, Д. Джексону
1. Невозможность отсутствия
коммуникаций
2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения.
3.Симметрическое и
комплементарное взаимодействие.
4. Пунктуация последовательности событий.
5. К-ция может быть намеренной, ненамеренной; эффективной и неэффективной.
Слайд 24Коммуникативная компетентность(КК) в МК
умение прогнозировать и ориентироваться в ситуации,
мастерство реализации
цели коммуникации
способность к осознанию своего потенциала и потенциала партнера
навыки самоконтроля
и самонастройки
Слайд 25Социальное взаимодействие(М . Аргайл)- факторы определенности
Цели, 2. Правила, 3.Роли,
4.
Элементарные действия,
5. Принятый порядок(роли, ритуалы),
6. Концепты, информация,
7. Среда(пространство)и
ее качество,
8. Язык и речь,
9. Навыки и трудности
Слайд 26Коммуникативные ситуации
(по Э. Берну)
Закрытость(нет психологического контакта)
Ритуалы, привычные действия(создают дистанцию)
Социально-обусловленная
к-ция (совместное присутствие и обмен)
Профессиональная деятельность
Игры(цель –первенство, удовольствие)
Близость(цель-удовольствие)
Слайд 27Межличностное пространство
Цель
Дистанция(границы, расположение)
Позиции (подчиненная, руководящая и др)
Временные границы(нормы, регламент)
Оформление
позиций(вербальная и невербальная к-ция- мимика, жесты и др.)
Слайд 28Правила социального взаимодействия: стандартные(методы, процедуры), регулирующие порядок взаимодействия.
Правила связаны с
ожиданиями:
- ситуационная уместность (манеры)
- уважительное отношение(приличия)
- доступность передачи информации
- взаимность
- взаимоподержка
Слайд 29Ритуалы
Способ обозначения границ взаимодействия
Форма поддержки и взаимного принятия(приветствие, прощание, любезности)
Форма
избегания (дистанция)
Форма защитного поведения
Слайд 30Ситуации , вызывающие стресс
Неодобрение и критика
Публичное выступление и социальная активность
Конфронтация
и выражение недовольства
Интимная зависимость
Семейный конфликт
Утрата близкого человека или отношений
Слайд 31Восприятие как психический процесс
Восприятие – отражение реальности с помощью чувственной
сферы.
5 анализаторов: зрительный , слуховой, осязательный, обонятельный, вкусовой.
Интеллектуальный уровень обобщает сигналы , формирует понимание ситуации.
Сознание – наблюдает и руководит (присутствует) .
Возможны ошибки восприятия!
личность
сознание -
анализ, опыт, нормы
подсознание – ощущения, чувства, эмоции
бессознательное - энергетический потенциал
Сознание
Подсознание
Бессознательное
Сознание
Подсознание
Бессознательное
Слайд 33Коммуникативные стили
Коммуникативный стиль- привычные устойчивые способы поведения
Альфред Адлер
– жизненный стиль формируется в 4-5 лет, становится главным стержнем
поведения.
Проблемы: профессиональная реализация, сотрудничество и дружба, любовь и супружество.
Движущие силы развития личности: степень активности и социальный интерес, эгоистический интерес.
Слайд 34Типы жизненных установок
Управляющий тип- самоуверенные, напористы, агрессивны.
Берущий тип – удовлетворяют
свои потребности за счет других
Избегающий тип – нет социального
интереса, и активности в решении проблем
Социально-полезный тип- высокий уровень социальной активности, сотрудничество, помощь другим
Слайд 35
Карен Хорни: в целях достижения чувства безопасности, снижения тревоги человек
прибегает к разным защитным стратегиям. Типы отношений
Ориентации в отношениях:
-
на людей (уступчивый тип- нерешительность, потребность в опеке)
- от людей ( обособленный тип- независимость , самодостаточность)
- против людей (враждебный тип – повышение статуса, престижа, власти)
Эти стратегии могут проявляться у всех.
Слайд 36Вирджиния Сатир – « паттерны коммуникации(вербальные , невербальные знаки и
приемы)»
Типы установок:
Угодливый (установка – «я ничтожество»)
Обвиняющий («я одинок, все виноваты»)
Безэмоциональный
тип(«я чувствую себя уязвимо», корректен, разумен, холоден)
Неуместный тип («никому до меня нет дела»)
Типы установок формируются в раннем детстве
Слайд 37Типичные схемы поведения в межличностном общении
Готовность к сближению с людьми
Стремление
избегать людей
Установка на борьбу (доминирование)
Готовность подчиняться(демонстрация слабости, самоунижение)
Слайд 38Стратегии межличностного взаимодействия
Доминирование – власть над другими
Манипуляция – воздействие на
других
Соперничество – игра, соревнование
Партнерство – равноправие, договор
Содружество- совместная деятельность, консенсус(согласие)
Слайд 39Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии
Особенности речи –
-
персональность адресации
спонтанность и непринужденность
ситуативность
эмоциональность
Слайд 40 цели речевой коммуникации
Удовлетворение потребности в общении
Обмен информацией
Время провождение
Знакомство
Проявление вежливости
Сохранение
отношений
Слайд 41
коммуникативные тактики
Включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе
Позитивное
и уважительное рассмотрение
его мыслей
- Отстраненность содержания речи от
слушателя, движение по внутренней логике
Слайд 42Виды результатов коммуникативной тактики:
Адресат неправильно понял цель сообщения
Адресат , правильно
поняв цель, не хочет встраиваться в тактику партнера
Высказывание оказывает на
адресата незапланированное эмоциональное воздействие
Слайд 43коды невербальной коммуникации
Выразительность движения тела (экспрессия , жесты,
позы)
Звуковое оформление речи (высота, громкость, скорость, ритмичность)
Организация микросреды (пространство, оформление,
расстояние)
Использование предметов, символов (букеты, визитки, документы, подарки)
Слайд 44В процессе невербального общения о коммуникаторе можно узнать:
Темперамент
Эмоциональное состояние
Я-концепция –
образ, самооценка
Личностные свойства и качества
Коммуникативная компетентность , навыки
Социальный статус
Принадлежность к
определенной группе или субкультуре
Отношения между коммуникаторами
Слайд 45Функции невербальных сообщений в дополнении к вербальным
Дополнения- (уточнение, поясняют)
Опровержения (выявляет
противоречие)
Замещения ( использование вместо верб.)
Регулирования (координация взаимодействия)
Невербальные сообщения должны быть
узнаваемыми, определенными(коды) понятными (декодирование)
Слайд 46Эффективное слушание
Слушание – осознанное восприятие всех сообщений партнера.
Слушать – стремление
понять и запомнить сообщение
4 стадии: сообщение как намерение(идея , сообщение
как оно высказано, интерпретация(декодирование), сохранение в памяти слушателя.
(упр. Испорченный телефон)
Слайд 47Психологические препятствия эффективного слушания
1- рассеянность, отвлеченность, невнимательность
2- эгоистичность, самодовольство, пренебрежение
другими
3- поглощенность коммуникацией, тревожное ожидание результата, неуверенность в себе.
Слайд 48Источники ошибок коммуникационного процесса
(Д.Т. Кэмпбелл)
Длина сообщения («золотая середина»)
Середина сообщения( запоминается
минимально)
Завершение сообщения( запоминается , если четко и ясно изложена
суть)
Слышат то, что ожидают услышать (влияние штампов, привычек , стереотипов)- важность новизны
Черно-белое слушание - склонность к оценочным суждениям, дифференциация информации вместо осознания
Слайд 49Повышение эффективности слушания, навыки:
1. управление вниманием (фокусировка)
2. запоминание (структурирование, выделение
главного, второстепенного)
3. анализ и оценка содержания (целесообразность, качество, актуальность)
4. управление
эмоциями и чувствами (тревожность, страхи, волнение, гнев, раздражение, обида, неприятие)
Слайд 505. оценочная обратная связь( + или -) (функция поддержки или
коррекции)
6. безоценочная обратная связь(приемы перефразирования, уточнения, прояснения, эмпатии)
7. нерефлексивное
слушание(умение молчать, дать выговориться)
8. рефлексивное (активное) слушание (обратная связь с целью контроля за точностью восприятия , резюмирование, выяснение)
Слайд 51Карл Роджерс о мастерстве слушания профессиональных коммуникаторов:
Эмпатическое слушание( в помогающих
профессиях - основной профессиональный навык)- отличается от активного слушания
Цель- соучастие,
осознание ситуации собеседника, понимание его чувств и намерений, помощь в нахождении правильного решения.
Особенность- интимный вид общения, не критическое восприятие(в речи исключаются оценочные обороты, требования, советы, управление поведением), безоценочная обратная связь.
Слайд 52Манипуляция в общении
Манипуляция и развивающее влияние.
Манипуляция –психологическое воздействие для достижения
одностороннего выигрыша.
Развивающее влияние: вдохновить, дать импульс с прозрению, тренировать.
МАНИПУЛЯЦИЯ –управление
чувствами и мыслями, поведением.
Слайд 53Механизмы манипулятивного воздействия
тайный характер (многовекторность воздействия, решение сразу нескольких задач:
отвлечение, снижение критичности, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция
от другого воздействия, фокусировка внимания на своих целях)
психологическое воздействие (перехват инициативы, сокращение времени для принятия решения, использование статуса, апеляция к присутствующим
Слайд 54 Проникновение в психическую сферу адресата, использование его базовых
потребностей, интересов.( «струны души»)
Эксплуатация личностных качеств, имитация принятия решения самостоятельно(замена
волевого импульса)
Перенесение ответственности на адресата
Эффективность манипуляции зависит от:
понимания сферы подсознания и бессознательного, знания стереотипов,
успешного контроля.
Слайд 55Признаки манипулирования
Вас ставят в зависимое положение
Вас восхваляют и сулят много
перспектив
Вам угождают и заискивают
Вас подстрекают к борьбе с противником
Вас вовлекают
в интригу
Неприятное чувство смятения, расконцентрации
Вас торопят быстро действовать
Слайд 56Ответные действия
Разрушение сценария борьбы (альтруистические стратегии)
Интервьюирование манипулятора(много вопросов)
Выжидательная позиция(не торопиться)
Чувство
такта и самообладание(тренинг)
Изучение сценария и механизмов воздействия
Приглашение к сотрудничеству (во
времени)
Слайд 57Ресурсы человека
Физические (здоровье, устойчивость)
Психические (эмоции, интеллект, память, навыки)
Эстетические(культура , воспитание,
пластика)
Волевые( контроль и управление эмоциями и мыслями)
Ответственность за свои поступки
и их качество (сверх-контроль)
Слайд 58Эмоции и чувства и их регулирующая функция
Характеристики эмоционального переживания:
Уровень
возбуждения(скорость психических процессов)
Знак (положительное и отрицательное значение)
Предметность ( направленность)
Модальность или
содержание( качество – удивление, радость, тревога)
Слайд 59Формы проявления эмоций
Выразительные движения (изменение в мимике, жестах, голосе)
Эмоциональные действия
(разрядка, всплеск, выплеск)
Эмоциональные высказывания (речевое выражение)
Осознанность – регулирование форм проявления
эмоций
Слайд 60Способы управления чувствами и эмоциями
Конструктивная открытость
Способность предвидеть их развитие
Понимание факторов
, от которых зависит сила, продолжительность и последствия эмоционального проявления
Слайд 61Последствия дезориентации в собственных переживаниях
Отсутствие осознания факта возникновения эмоции
Неверные трактовки
эмоции
Неверные интерпретации причины и связей между эмоцией, вызвавшей поступок (подмена
причинных связей)
Слайд 62Эмоциональное самораскрытие(Дж. Л. Уоллен)
1.Указание причин, вызвавшие чувства
2. Описание собственных чувств
в динамике
в партнерских отношениях
3. Важно, чтобы высказывания
имели конкретный, а не обобщающий характер; проверяющий, а не утвердительный характер; информирующий, а не приказывающий характер
Слайд 634. Использование уточняющих реплик (проверка правильности понимания
5. Некорректность и неэффективность
осуждения, приклеивание ярлыка, обвинения, приказания и распоряжения,
6. Сарказм (высмеивание)
Способность
отслеживать качество эмоционального содержания речи – основа коммуникативной компетентности